БЕДНОСТЬ, НИЩЕТА

(POOR AND POVERTY, THEOLOGY OF)

В Писании нищета может быть как социальной, так и духовной. Слова бедность и нищета охватывают широкий диапазон значений, сливаясь с такими терминами, как вдовы и сироты, тем самым иллюстрируя обширность данной темы. Вдобавок, поскольку не все бедные люди обездолены в полном смысле этого слова, значение этого термина во многом зависит от контекста.

Ветхий Завет. В Пятикнижии большое значение придается беспристрастному обращению с бедными. Правосудие нельзя отнимать у бедных (Исх. 23:6), но нельзя и искажать его в их пользу (Исх. 23:3; Лев. 19:15). Это равенство проиллюстрировано тем, что деньги для выкупа душ собираются одинаково с богатых и бедных (Исх. 30:15). Как член сообщества завета нуждающийся человек должен по-прежнему встречать у сограждан должное уважение (Вт. 24:10-11) и поддержку, даже материальную, что выражается в запрете брать долговые проценты у должников из своего народа (Исх. 22:25; Лев. 25:35-38).

Помимо прямого регулирования, во многих установлениях выражена особая забота о бедных. В законах о религиозной чистоте особо отмечены вдовы, сироты, пришельцы и бедные (Лев. 19:9-10; 23:22; Вт. 24:19-22). При наступлении субботнего (седьмого) года следует прощать долги (Вт. 15:1-9), а юбилейный год приносит освобождение тем иудеям, которые из-за бедности попали в рабство (Лев. 25:39-41, 54). На протяжении этих праздничных лет бедные могли беспрепятственно питаться на всех полях (Исх. 23:11; Лев. 25:6-7, 12).

Другие законодательные меры в пользу бедных включали в себя право выкупа из рабства кровным родственником (Лев. 25:47-49), помощь в виде десятины третьего года (Вт. 14:28-29) и специальные установления по части жертвы за грех. Последнее иллюстрирует относительность понятия бедности. Если человек не может принести обычную жертву в виде овцы, ему разрешено заменить ее жертвой в виде двух горлиц (Лев. 5:7), однако возможна и дальнейшая замена (в виде десятой части ефы муки) для тех, кто не в состоянии принести и двух горлиц (Лев. 5:11). Закон явно указывает, что бедность — не повод уклоняться от жертвоприношений и воздаяния Богу!

Основанием для подобных установлений была забота Бога о бедных. Бог слышит стоны нуждающихся (Исх. 22:27), благословляет тех, кто о них заботится (Вт. 24:13, 19), и возлагает ответственность на тех, кто их угнетает (Вт. 24:15). Такая позиция Бога обусловлена Его взаимоотношениями со Своим народом; Он — Бог израильтян (Лев. 23:22), и Он искупил их от рабства (Вт. 24:18).

В исторических книгах Ветхого Завета тема бедности встречается нечасто, однако приведенные в этой связи примеры весьма выразительны. Молитва Анны свидетельствует о горестном положении нищих и их зависимости от Господа (1 Цар. 2:5-8), а рассказанная Давиду притча Нафана указывает на характер угнетения, на относительность нищеты (бедняк из притчи не был полностью обездоленным) и на обязанность царя заботиться о бедных (2 Цар. 12:1-4). По мере развития монархии экономическая политика Соломона в конце концов истощила ресурсы Израиля и привела к увеличению числа бедных (3 Цар. 12:4). Сложившаяся ситуация ухудшалась и дальше на фоне всплеска идолопоклонства и беззаконий во времена разделенного царства. Выразительный пример из истории Северного царства рассказывает о бедственном положении опутанной долгами вдовы, которая, оставшись без мужа, могла из-за жестокосердного заимодавца лишиться и обоих сыновей. Божья помощь ей через Елисея — лишь один пример того, что Бог в Библии «слышит» стоны бедствующих (4 Цар. 4:1-7).

Больше всего терминов, обозначающих нищету, сконцентрировано в поэтических книгах Ветхого Завета. В псалмах выразительно описываются все горести нищеты в ее материальном аспекте. Помощь бедным отождествляется с праведностью (Пс. 111:9), в то время как угнетение нуждающихся расценивается как одно из преступлений беззаконных (Пс. 108:16). Псалтирь также не касается сферы нищеты социальной, чтобы говорить о духовном смирении (Пс. 24:9). Бедные и нищие приравниваются к праведным (Пс. 11:2, 6), к идущим прямым путем (Пс. 36:14) и любящим спасение Господне (Пс. 39:17; 69:5) и противопоставляются злым (Пс. 139:2, 13), нечестивым (Пс. 36:14; 108:2, 22) и безумцам (Пс. 13:1, 6; 73:21-22).

Нередко в псалмах, особенно в псалмах плача, бедные взывают к Господу о помощи (Пс. 33:7; 69:6; 85:1; 108:21-22), зная, что Он услышит их (Пс. 68:34). Псалмопевец знает, что Бог — праведный Судия нищих. Господь — их упование (Пс. 13:6), их Избавитель (Пс. 39:18), готовящий для них все необходимое (Пс. 67:11). Бог избавляет их (Пс. 34:10), поднимает (Пс. 112:7) и насыщает (Пс. 131:15); только Господь сотворит справедливость бедным (Пс. 139:13).

Книга Притчей в большей степени, чем какая-либо другая, выявляет причины бедности. Ввиду дидактического характера книги упор делается на подвластные человеку обстоятельства, однако рассматриваются и иные причины. Бедность есть результат лени (Пр. 6:10-11; 10:4; 20:13; 24:33-34), недостатка послушания (Пр. 13:18), праздности (Пр. 14:23; 28:19), торопливости (Пр. 21:5), излишеств (Пр. 21:17; 23:20-21) и несправедливости (Пр. 13:23).

Литература о мудрости создает реалистичную картину нищеты в древнем мире. Нищие беспомощны (Пр. 18:23), брошены друзьями (Пр. 14:20; 19:4, 7), становятся рабами богатых (Пр. 22:7). Бедность приносит печали (Пр. 31:7) и может довести до преступления (Пр. 30:8-9). Реалистичная картина нищеты дана в Иов 24, где бедняки предстают испытывающими голод и жажду, не имеющими одежды, страдающими от всякого рода несправедливостей и угнетения, вплоть до утраты последнего имущества, семьи и самой жизни. И все же послушание Господу важнее богатства. Такая расстановка ценностей очевидна благодаря сравнению бедности с другими аспектами жизни. Бедный лучше глупого (Пр. 19:1; Ек. 4:13), лживого (Пр. 19:22) или извращающего пути свои богача (Пр. 28:6) и лучше гордого богача (Пр. 28:11).

В литературе о мудрости подчеркнуто звучит призыв помогать бедным. Милостыня бедным приветствуется (Пр. 11:24; 28:8, 22, 27), в то время как обижать бедных значит идти против своего Творца (Пр. 14:31; 17:5). Правители наставляются не угнетать бедных (Пр. 28:3; 29:14; 31:9). Те, кто помогает бедным, праведны (Иов 29:12-17; Пр. 29:7; 31:20), а нечестивые этого не делают (Иов 20:19; Пр. 29:7; 30:14).

Несомненно, самые вопиющие примеры бедности и самые суровые обличения появляются в книгах пророков. Следует отметить, однако, что пророки не были заступниками бедных и угнетенных в первую очередь; они прежде всего были представителями Бога. Основные термины, обозначающие «бедных», употребляются почти исключительно в Исайи, Амоса, Иеремии, Иезекииля и Захарии, в то время как Осия и Михей, которые тоже искренне сочувствуют горестям своего народа, подобную терминологию вообще не используют. Разумеется, пророки указывали на злоупотребления богатых и на угнетение бедных, однако в первую очередь они были вестниками Господа. Пытаться свести миссию пророков к интересам того или иного слоя людей означает не понимать величие Бога и Его заботу обо всех людях.

Амос чрезвычайно живописно изображает угнетение бедных. Бедных продают и покупают, попирают, подавляют, угнетают, притесняют и лишают прав те, от кого их положение требует совсем другого. Подобное обращение с бедными выступает разительным примером уклонения Божиего народа от своих обязанностей в завете и отступничества от своих уникальных взаимоотношений с Богом. Амос подчеркивает пагубность сложившегося положения дел: «продают правого за серебро и бедного — за пару сандалий. Жаждут, чтобы прах земной был на голове бедных, и путь кротких извращают» (Ам. 2:6-7).

Основная тяжесть пророческих обличений приходится на руководителей. Вместо того чтобы защищать бедных и соблюдать Закон Божий, они за взятки и мзду извращают правосудие (Ис. 1:23). Пренебрегая явственным призывом Писания помогать бедным, они принимают несправедливые законы и ущемляют права бедных (Ис. 10:1-2; Иер. 5:27-28), отнимая их имущество и их земли (Ис. 3:13-15; 5:8). Исайя указывает на их бесчинства: «Что вы тесните народ Мой и угнетаете бедных?» (Ис. 3:15). Однако и сам народ ответствен за дела своих руководителей. Иезекииль, например, напоминает народу, что в этом угнетении он действует заодно со своими руководителями (Иез. 22:26-29), и подчеркивает, что главная обязанность человека — подчиняться Богу (Иез. 18:16-17).

Новый Завет. Большая часть поучений относительно бедных встречается в Новом Завете в евангелиях. Иисус был знаком с реальностью нищеты в обществе (Мф. 26:9-11) и знал о тяжелом положении бедных (Мк. 12:42-44). Он указывал на необходимость подавать бедным (Мф. 19:21; Лк. 12:33) и заботиться о них (Лк. 14:13, 21). Иисус и Сам смыкался с бедными и, подобно многим из них, не имел крова (Лк. 9:58). Он учил, как трудно придется богатым (Мф. 19:23-24), и предупреждал о необходимости духовой нищеты для правильных взаимоотношений с Богом (Мф. 5:3).

Сочувствие Павла бедным сообразуется с учением Иисуса и с проповедью ранней церкви. Павел знает, что для слова Христова не существует социальных границ, и что церковь состоит из богатых и бедных наравне (Гал. 3:28; Кол. 3:11; ср. 1 Кор. 1:27-29). Внимание Павла к сборам подаяния для Иерусалимской церкви демонстрирует практические проявления его заботы о бедных (Рим. 15:26; 1 Кор. 16:3; 2 Кор. 8 - 9; Гал. 2:10).

Равенство людей перед Богом является важным принципом Нового Завета, где одно из наиболее впечатляющих высказываний о равенстве богатых и бедных принадлежит Иакову, свидетельствующему о благоволении Бога к бедным и их вере (Иак. 2:5). Он указывает, что лицеприятие в отношении богатых и бедных есть одновременно грех против Бога (Иак. 2:9) и оскорбление бедных (Иак. 2:6).

В терминологию Писания входят также выражения «кроткие» и «нищие духом» (Мф. 5:3, 5), однако средоточие библейского учения — призыв как к отдельным людям, так и ко всей церкви участвовать в помощи нуждающимся членам общества. В этом примером для верующих служат жизнь Иисуса и наставления Слова Божиего, которое обосновывает такое милосердие самой природой Бога.

Роберт Д. Спендер

См. также: БЛАЖЕНСТВО; СМИРЕННОМУДРИЕ.

Литература: G. J. Botterweck, TDOT, 1:27-41; L.Coenen, C.Brown, and H.-H.Esser, NIDNTT, 2:820-29; R.J.Coggins, ExpT 99 (1987): 11-14; H.-J.Fabry, TDOT, 3:208-30; S.Gillingham, ExpT 100 (1988): 15-19; D.E.Gowan, «Wealth and Poverty in the ОТ», Int 41 (1987): 341-53; D.E. Holwerda, ISBE, 3:905-8; W.C. Kaiser, Jr., Trinity J 9 (1988): 151-70; B.J.Malina, Int 41 (1987): 354-67; C.U.Wolf, IDB, 3:843-44.