БЕС, ЗЛОЙ ДУХ
(DEMON)
Дух, являющийся нечистым и безнравственным по своей природе и действиям. В Писании не уделяется много внимания вопросам, когда были созданы бесы, как они обрели свой демонический характер и какая у них иерархия, — потому что вся Библия сосредоточена на Боге и Его делах во Христе, а не на попытках сил зла опорочить эти дела.
Ветхий Завет. Упоминания бесов в Ветхом Завете сравнительно редки. Их существование никогда не считается доказанным; это просто предположение. Центром внимания Ветхого Завета являются не бесы и их козни, а Бог и Его верховная власть. Бесы изображаются не свободными и независимыми, а существами, находящимися под непосредственным управлением Бога. Хотя они и не изображены в виде злонамеренных существ (как вырисовывается в Новом Завете), для Божьего народа все-таки установлены определенные заповеди, предписывающие избегать их. Ветхозаветное слово, обозначающее бесов (sed), встречается только дважды. Израильтяне поклоняются им как «богам, которых они не знали, новым, которые пришли от соседей и о которых не помышляли отцы ваши» (Вт. 32:17), и Израиль осужден Богом за то, что приносит им жертвы (Пс. 105:37). Их также называют посланными Богом злыми духами. После того как Авимелех предательски умертвил сыновей Гедеона, Бог послал злого духа, который отделил Авимелеха от жителей Сихема (Суд. 9:23-24). Бог также посылал злого духа, чтобы мучить Саула. Старания Давида умиротворить Саула игрой на гуслях (1 Цар. 16:15-16) были безуспешны, и Саул, побуждаемый этим духом, пытался убить Давида (1 Цар. 16:14-23; 18:10-11; 19:9-10). Некий дух на Божьем совете вызвался стать лживым духом в устах всех пророков Ахава (3 Цар. 22:19-23;
2 Пар. 18:18-22). Волшебница из Аэндоры видела «богов» или «духов» {синод, «как бы бога»}, выходящих из земли (1 Цар. 28:13). Ангел задержался на двадцать один день с ответом на молитву Даниила, так как ему противостоял «князь царства Персидского», чем и засвидетельствовано, что среди бесов существовала некая организационная структура или иерархия (Дан. 10:13). Здесь мы также можем попасть за кулисы истории — бросить взгляд на взаимоотношения между ангелами и бесами. Другие упоминания бесов в Ветхом Завете предположительно связаны с идолами в виде козлов и тельцов (Лев. 17:7; 2 Пар. 11:15; Ис. 13:21; 34:14 {леших}), ночных привидений (Ис. 34:14) и идолов (Пс. 95:5).
Бесы во времена земной жизни Христа. О деятельности бесов во время жизни Христа на земле сообщается больше, чем за любой другой период библейской истории. Хотя противостояние бесов упоминается на протяжении всех евангелий, мы обнаружим только восемь эпизодов прямого столкновения с бесами. Сюда входят искушение Иисуса (Мф. 4:1-11; Мк. 1:12-13; Лк. 4:1-13), исцеления немого (Мф. 9:32-33), слепого и немого (Мф. 12:22-23; Лк. 11:14), дочери хананеянки (Мф. 15:22-28; Мк. 7:24-30), человека в синагоге (Мк. 1:23-27; Лк. 4:31-37), бесноватого из страны Гадаринской (Мф. 8:28-34; Мк. 5:1-20; Лк. 8:26-37), отрока, одержимого припадками (Мф. 17:14-20; Мк. 9:14-29; Лк. 9:37-43) и многих бесноватых (Мф. 8:16; Мк. 1:32-35; Лк. 4:40-41). К другим возможным примерам относятся изгнание семи бесов из Марии Магдалины (Лк. 8:1-2), отповедь Иисуса на сатанинский соблазн, высказанный Петром (Мф. 16:23; Мк. 8:33), и Его повеление Иуде, в которого вошел сатана (Ин. 13:27). Вдобавок мы узнаем, что ученики (Лк. 10:17-20) и еще кто-то, кого они не знали (Мк. 9:38-40), начали повелевать бесами, однако дальнейших подробностей не сообщается. В Новом Завете бесы и духи обозначаются тремя основными терминами: daimonion (бес, демон; шестьдесят раз, из них пятьдесят в Евангелии), pneuma (дух; около пятидесяти двух раз), обычно с уточняющими прилагательными, например, akatharton (нечистый; двадцать один раз), ponēron (злой; восемь раз) и angelos (семь раз в смысле ангелов сатаны). Daimon (демон), обычное в классическом греческом языке слово, встречается только однажды (Мф. 8:31).
На протяжении всего служения Иисуса мы наблюдаем Его дела, направленные против разрушительной работы бесов в жизни людей. Набор бесовских козней против человека богат и разнообразен, хотя в целом тенденция одна — окончательно уничтожить человечество. Бесы тревожат и раздражают людей (Лк. 6:18). Они крадут у подростка дар речи (Мк. 9:17, 25), доводят человека до немоты (Мф. 9:33; Лк. 11:14) и скрючивают спину престарелой женщины (Лк. 13:11, 16). Они порабощают одержимого из страны Гадаринской (Лк. 8:29) и отрока (Лк. 9:39), чтобы измучить его.
Во всех евангельских рассказах духи проявляют власть над захваченными людьми, которая обозначается с помощью нескольких терминов. Иисус в притче упоминает, что в одного человека могут вселиться и жить в нем несколько бесов (Мф. 12:43-45; Лк. 11:24-26). Человек в синагоге был одержим духом нечистым (Мк. 1:23); в бесноватом из страны Гадаринской обитал дух (Мк. 5:2 — «одержимый нечистым духом»), который мучил и гонял его (Лк. 8:29). Во многих случаях говорится, что люди имеют (echo) в себе злой или нечистый дух (Мф. 11:18; Мк. 3:30; 7:25; 9:17; Лк. 4:33; 7:33; 8:27; Ин. 7:20; 8:48, 52; 10:20 {в Синодальном переводе чаще используются обороты: «в нем бес» и «одержимый духом нечистым»}). Такой дух вошел в подростка (Мк. 9:25; Лк. 8:30), а затем терзал его и сотрясал конвульсиями.
Люди, имеющие в себе бесов, называются бесноватыми (daimonizomar, Мф. 4:24; 8:16, 28, 33; 12:22; 15:22; Мк. 1:32; 5:15, 16, 18; Лк. 8:36; Ин. 10:21). Этот термин обычно переводят как одержимый (demon-possessed). Тем не менее daimonizomai выражает не столько принадлежность (полное обладание или вечная участь), сколько временный контроль (существование под властью бесов). Эта идея проявляется в случае престарелой женщины, которую на восемнадцать лет связал сатана, прежде чем Иисус освободил ее (Лк. 13:16).
В Новом Завете описываются медицинские, социальные и духовные признаки одержимости бесами, хотя исчерпывающего списка там нет. К медицинским симптомам относятся немота (Мф. 9:32-33; Мк. 9:17; Лк. 11:14), слепота (Мф. 12:22), нанесение себе ран (Мк. 5:5; 9:22), крики (Мк. 5:5) и стоны (Мк. 1:26; 5:7; 9:26), конвульсии (Мк. 1:26), припадки (Мф. 17:15), падения на землю, катание по ней, пена изо рта, скрежет зубами и оцепенение (Мк. 9:18, 20), нечеловеческая сила (Мк. 5:3-4), бодрствование днем и ночью (Мк. 5:5). Социальные признаки включают в себя обитание в нечистых местах (Мк. 5:3; Лк. 8:27) и хождение без одежды (Лк. 8:27). Духовные признаки проявляются в сверхъестественных способностях, например, в узнавании личности Христа и в реакции на Него (Мк. 1:23-24; 5:7; Лк. 4:40-41), а также в способности предсказывать будущее (прорицательство; Деян. 16:16). Ни один из данных признаков сам по себе не может служить доказательством одержимости. Скорее, это — лишь разнообразные симптомы, возникающие после вселения бесов.
Иисус пришел, чтобы освободить пленников сатаны (Мф. 12:22-29; Лк. 4:18-21), и во всех эпизодах с одержимыми проявлял сочувствие к людям и власть над духами. Он велел духу в бесноватом из страны Гадаринской выйти вон (Лк. 8:29), а также изгнал бесов из человека в синагоге (Мк. 1:27) и из подростка (Мк. 9:25). Иисусу не было необходимости физически присутствовать при таком исцелении, что видно на примере жестоко одержимой бесами дочери хананеянки, которая была исцелена на расстоянии (Мф. 15:22-28). Люди же привыкли думать, что для изгнания бесов (экзорцизма) необходимы трудоемкие процедуры, которые к тому же не всегда увенчиваются успехом, а потому изумлялись, видя, как Он может просто приказать бесам — и те повинуются (Лк. 4:36). Бесы из одержимого в стране Гадаринской должны были испросить у Иисуса разрешения войти в свиней (Мк. 5:13; Лк. 8:32), и Он не давал бесам разрешения говорить (Мк. 1:34; Лк. 4:41). Он «запрещал» бесам, сидящим в отроке (Мф. 17:18; Мк. 9:25; Лк. 9:42) и в человеке в синагоге (Мк. 1:25; Лк. 4:35).
Слово, наиболее часто используемое в Новом Завете для изгнания бесов, — ekballo. В классическом и ветхозаветном словоупотреблении оно имеет смысл насильственного вытеснения врага. В Новом Завете это слово обычно означало удаление в физическом смысле (Ин. 9:34-35; см. также Мк. 1:12). Бесы изгонялись Духом Божьим (Мф. 12:28; ср. Лк. 11:20 — «перстом Божиим»), и делалось это с помощью устного приказа, а не трудоемкими экзорцистскими ритуалами. Власть Иисуса изгонять бесов была передана также двенадцати апостолам (Мф. 10:1, 8) и другим людям, которые изгоняли бесов именем Иисуса (Мк. 9:38-41; см. также Деян. 16:18). Ученики преуспели в изгнании духов, хотя нуждались в напоминаниях, чтобы сохранить правильную систему ценностей (Лк. 10:17-20). Например, в случае с подростком их постигла неудача из-за недостаточности молитв (Мк. 9:28-29).
Есть несколько основных слов, используемых в евангелиях, чтобы обозначить служение Иисуса среди одержимых. Он освобождает (1ид) женщину, которую бесы связывали в течение восемнадцати лет (Лк. 13:16). Он спасает (sozo) одержимого из страны Гадаринской (Лк. 8:36). Он исцеляет (therapeuo) многих (Мф. 4:24; 12:22; 17:16; Лк. 6:18; 7:21; 8:2; 13:14), причем этим словом обозначается и исцеление больных (паралитиков, слепых, немых, увечных, глухих), и исцеление одержимых бесами и даже сатаной. Данное словоупотребление подразумевает, что исцеление бесноватых находится на том же уровне служения, что и другие виды лечения, которые все свидетельствуют о власти Христа над сатаной и грехом. Иисус также исцеляет (iaomai) многих, в ком есть бесы (Лк. 6:19; людей, подчиненных сатане), к их числу относятся дочь хананеянки (Мф. 15:28) и подросток (Лк. 9:42).
Бесы в Деяниях апостолов и посланиях. По сравнению с евангелиями бесы здесь встречаются относительно редко. Духи упомянуты в Деяниях только в пяти случаях. Люди, которых мучили злые духи, были доставлены в Иерусалим к апостолам и исцелились (Деян. 5:15-16). Филипп, не будучи апостолом, использовал власть Христа над бесами в Самарии (Деян. 8:6-7). Павел вылечил девушку-рабыню, одержимую духом прорицательства, просто приказав этому духу выйти (Деян. 16:16-18). Бог сотворил руками Павла в Ефесе невиданные чудеса, в том числе изгнание бесов (Деян. 19:11-12). В последнем из эпизодов участвовали иудейские экзорцисты и бесноватый, причем экзорцисты были посрамлены и избиты (Деян. 19:13-17). Когда о случившемся узнала церковь, те, кто еще не полностью освободился от обыкновения заниматься чародейством, раскаялись и публично сожгли свои дорогостоящие книги (Деян. 19:17-20). Это поражение нехристианских экзорцистов показывает, что при подобном силовом противостоянии в основании борьбы находится вопрос о власти. Небезынтересно, что термин экзорцизм не используется по отношению к служению Иисуса. Экзорцизм предполагает проведение особого обряда, а Иисус, как и ранняя церковь, полагался не на обряд, а на Свою власть. Неудивительно поэтому, что нигде в Новом Завете не описан христианский обряд экзорцизма.
Относительная редкость случаев открытой конфронтации со злыми духами является одним из свидетельств смещения центра внимания от форм прямого силового противостояния с бесами на знание и правильное использование истины для пресечения сатанинского влияния. Это видно также благодаря неоднократному напоминанию, что одним из методов сатаны и его бесов служит обман. Они прикидываются дружественными духами для того, чтобы обманывать людей (2 Кор. 11:15) и ослеплять умы верующих (2 Кор. 4:3-4). Они уводят людей в сторону от истины (1 Ин. 2:26; 3:7; 2 Тим. 3:13). Они также прельщают людей погоней за удовольствиями и чувственным наслаждением (Еф. 5:6; Кол. 2:8; 2 Фес. 2:3).
Этот акцент новозаветных посланий, подчеркивавших важность знания истины, не означает, что силовое противостояние отныне уже не имеет значения или утратило актуальность. Скорее этим подразумевается, что наша повседневная борьба с силами зла будет сосредоточена на проблемах истины, а силовые проблемы не будут переоцениваться. В новозаветных посланиях соответствующие метафоры о таком противостоянии в истине при духовных конфликтах включают в себя хождение во свете (1 Ин. 1:5-7), совлечение ветхого человека и облечение в нового (Еф. 4:22-29), наше участие в наследовании Царства (Кол. 1:13), — что предполагает как изменение нашей человеческой природы (2 Кор. 5:17), так и наш рост до полного созидания себя во Христе (Еф. 4:14-16).
У верующих нет иммунитета от нападения злых духов. Бесы пытаются повлиять на христиан, используя ложные доктрины и учения (1 Ин. 4:1-4; 1 Тим. 4:1), равно как и ложные чудеса и знамения (2 Фес. 2:7-11; Отк. 16:14). Павел подвергался таким ударам (2 Кор. 12:7; о физических аспектах см. Мф. 26:67; 1 Пет. 2:20; 1 Кор. 4:11). Хотя нельзя с уверенностью судить, в чем проявлялись эти нападки, мы точно знаем, что они были делом «ангела сатаны» и что Павлу не удавалось избавиться от них с помощью молитвы. На Западе евангельские христиане придавали слишком много значения вопросу о том, может ли истинный христианин быть одержим бесами. Однако их выводы могли объясняться неправильным пониманием слова daimonizomai, поскольку его перевод одержимость (possession) предполагает подвластность, принадлежность, а таких оттенков значения в оригинале нет. Бесы не владеют и не обладают ни одним из христиан, которые являются безраздельной собственностью Бога (как, впрочем, и сами бесы). Однако, хотя христиане не могут быть собственностью бесов и те не в состоянии повлиять на их окончательную участь, отсюда не обязательно следует, что христиане не могут быть одержимы бесами, временно управляться ими или временно иметь их в себе. В пользу мнения, что христиане не могут быть одержимы бесами, говорят победа Иисуса над сатаной на кресте (Ин. 12:31; Кол. 2:14-15; Евр. 2:14-15), обитание Бога в верующих (2 Кор. 6:16) и защита их (1 Ин. 5:18), а также наше положение восседающих на небесах во Христе (Еф. 2:6). О том, что верующим грозит опасность одержимости бесами, говорят утверждения о необходимости ведать умыслы сатаны (2 Кор. 2:11), с тем чтобы он не мог найти в нас места для себя (Еф. 4:26-27), реальность нападений сатаны на верующих (2 Кор. 11:3; 12:7; Еф. 6:10-12) и заповедь сопротивляться ему (Иак. 4:7; 1 Пет. 5:8-9). Не подлежит сомнению, что сатана и его бесы способны повлиять на христиан; вопрос в том, приведет ли такое влияние к одержимости бесами. Дополнительные свидетельства в пользу возможности, что верующие бывают одержимы бесами, — это примеры мук Саула из-за злого духа (1 Цар. 16:14-23), дочери Авраамовой, связанной сатаной в продолжение восемнадцати лет (Лк. 13:10-17), а также Анании и Сапфиры, которым сатана вложил «в сердце... мысль солгать» (Деян. 5:3). Ни один из этих примеров не является бесспорным, но Писание свидетельствует, что все эти люди принадлежали к верующим и все подверглись нападению бесов. Это совпадает с сегодняшним опытом многих людей. И хотя опыт не может быть окончательным судьей при формулировке доктрины, он должен согласовываться с доктриной. Таким образом, представляется разумным вывод, что христиане могут быть одержимы бесами и предостережения о противостоянии сатане не относятся лишь к отражению его атак на Церковь или к попыткам захватить власть над теми, кто не верует.
К какому бы выводу в вопросе об одержимости верующих бесами мы ни пришли, христиане с очевидностью обладают самоопределением (пребывают во Христе), властью (восседают с Христом) и полномочиями сопротивляться сатане и его бесам. Мы совершаем это не на основе нашей личной добродетели, а на основе окончательной победы Христа при распятии. Поскольку Тот, Кто в нас, более велик, нежели тот, кто в мире (1 Ин. 4:4), мы способны с успехом противостоять умыслам бесов. К оружию в этой непрекращающейся борьбе относится наше могущество восседающих с Христом одесную Бога, которое превыше всякой власти (Еф. 1:15 - 2:6), имя Иисуса (Флп. 2:10), наша духовная броня (Еф. 6:14), молитва (обязательная в некоторых случаях, Мк. 9:29), простое сопротивление (Иак. 4:7), прощение (Еф. 4:26-27) и проявления плода духа (Гал. 5:22-23; Еф. 4:22-29; 6:10-18).
Заключение. Свидетельства Писания относительно бесов ясны и последовательны. Существуют ангелоподобные существа, которые противостоят верховной власти Бога. Они пытаются исполнить свои нечестивые намерения через людей и влияют на них, чтобы те жили вразрез с замыслом Божьим. В то же самое время они остаются под властью Бога и могут служить Его орудиями в осуществлении божественного плана. Нам, христианам, следует покоряться Богу и сопротивляться проискам сатаны и его воинства. Для этого мы должны помнить главную истину, раскрытую в Писании и говорящую не только об онтологии бесов, но и о методах, применяемых ими в попытках повлиять на нашу жизнь. Узнав это, мы должны утвердиться в нашем положении во Христе и противостоять усилиям бесов — как лично, так и всем обществом или с помощью социальных структур и систем.
А. Скотт Моро
Литература: С. Arnold, Powers of Darkness; W. Carr, Angels and Principalities (1981); C.F.Dickason, Angels: Elect and Evil, idem, Demon Possession and the Christian; J.W.Montgomery, ed., Demon Possession; H.Schier,
Principalities and Powers In the New Testament (1961); M,Unger, Biblical Demonology; idem. What Demons Can Do to Saints; M. Wink, Naming the Powers; idem, Unmasking the Powers; idem. Engaging the Powers.