БЕССМЕРТИЕ, НЕТЛЕНИЕ

(IMMORTALITY)

Положение или состояние, при котором нет ни смерти, ни разложения. Библия утверждает, что только Бог по природе бессмертен (1 Тим. 6:16; ср. Вт. 32:40; Рим. 1:23; 1 Тим. 1:17). Подразумевается также, что это потеницальное состояние и для людей. Обрести его человечество не может из-за греха (Быт. 2:17; 3:19), однако праведникам Бог его дарует (Рим. 2:6-7; 1 Кор. 15:23-56).

Понятие бессмертия Ветхому Завету известно, хотя для него и нет соответствующего еврейского слова. В Пр. 12:28: «На пути правды — жизнь, и на стезе ее нет смерти», бессмертие (как это слово переведено в NIV) эквивалентно буквальному еврейскому выражению «неумирание» Cal-mdwet). Слово шеол, «преисподняя», встречается в Ветхом Завете шестьдесят пять раз; это смутное, сумрачное, унылое место существования, но также и место забвения. Однако есть надежда после смерти избежать его (Пс. 48:16; 85:13). Иов 10:20-22 свидетельствует только о «шеолоподобном» состоянии после смерти, однако в Иов 19:25-26, по-видимому, предвосхищается нечто лучшее. Пророчество Исаии заканчивается неопределенным предсказанием о продолжении существования как для добрых, так и для злых (Ис. 66:22-24; ср. Ис. 26:19; Пс. 22:6); в Дан. 12:2 это выражено яснее.

Новозаветные священнописатели выражают понятие бессмертия с помощью: 1) существительных aphtharsia, «нетление», «бессмертие» (Рим. 2:7; 1 Кор. 15:42, 50, 53-54; Еф. 6:24 {синод, «неизменно», т.е. «вечно»}; 2 Тим. 1:10); и athanasia, «неумирание», «бессмертие» (1 Кор. 15:53-54; 1 Тим. 6:16); 2) прилагательного apht-hartos, «нетленный», «бессмертный» (1 Пет. 1:4; Рим. 1:23; 1 Кор. 9:25; 15:52; 1 Тим. 1:17); 3) выражения «жизнь вечная» (буквально «вековая жизнь», zōēn aiōnion). Все эти термины, за исключением последнего выражения (которое Павел употребляет в других местах), встречаются в 1 Кор. 15. «Жизнь вечная» — излюбленное выражение Иоанна (Ин. 3:15, 16, 36; 10:28; 17:2-3; 1 Ин. 1:2; 2:25; 5:11, 13, 20), часто употребляет его и Павел (например, Рим. 2:7; 5:21; 6:22-23; Гал. 6:8; 1 Тим. 1:16; 6:12; 2 Тим. 2:10 {синод, «с вечною славою»}; Тит 1:2; 3:7). Некоторые места, например, 2 Кор. 5:1-10, описывают данное понятие метафорически. Естественно, что нетление подразумевают и общие ссылки на существование после смерти, на воскресение.

Иисус во всем Своем учении предполагает продолжение существования после смерти. Оно определенно подразумевается в описании будущего в Царстве Божьем. Иисус прямо говорит об этом в притче о богаче и Лазаре (Лк. 16:19-31) и в сцене грядущего суда в Мф. 25:31-46. Суть миссии Иисуса в том, чтобы сделать «вечную жизнь» доступной: «Я пришел для того, чтоб имели жизнь и имели с избытком» (Ин. 10:10; ср. Ин. 5:40; 20:31). В Ин. 14:1-3 предполагается не только продолжение существования, но и то, что верующие будут пребывать с Иисусом.

Петр говорит, что Бог возродил христиан «воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому, к наследству нетленному, чистому, неувядаемому» (1 Пет. 1:3-4). Позднее он поясняет, что такое новое рождение — «не от тленного семени, но от нетленного» (1 Пет. 1:23). В сценах суда из Отк. 20 - 22 вечная жизнь изображена как блаженство для верующих и наказание для остальных.

Наиболее полно бессмертие разъясняет Павел. Это дар, доступный благодаря деяниям Христа (Рим. 2:7; 2 Тим. 1:10), нетленная награда верующих, в отличие от тленного венца, который получают бегущие на ристалище (1 Кор. 9:25). В то же самое время Павел настаивает, что нечестивых ждет долгое и осознаваемое отчуждение от Бога и несомненное наказание (2 Фес. 1:9).

1 Кор. 15:35-57 содержит самое длинное обсуждение бессмертия, однако фактически это лишь следствия из утверждений Павла о воскресении. Здесь Павел недвусмысленно объявляет о нетленном, непрекращающемся существовании в противопоставление нашему нынешнему состоянию. Тем не менее, подобно тому, как посеянное семя и вырастающий из него стебель одинаковы и все же различны, так и будущее духовное нетленное тело станет продолжением физического смертного тела, но будет отличаться от него.

В 2 Кор. 5:1-10 утверждается, что будущее вечное, небесное «жилище» уже сейчас является собственностью верующих («мы имеем» в 2 Кор. 5:1). Несмотря на нынешнее плачевное состояние, на то смертное состояние, в котором мы «воздыхаем» (2 Кор. 5:2-4), Дух выступает «залогом» лучшего состояния, ожидающего верующих (2 Кор. 5:5). Более того, Павел устанавливает, что «выйти из тела» означает «водвориться у Господа» (2 Кор. 5:8). В Флп. 1:20-21 речь тоже идет о том, что благодаря единению верующих с Христом будущая бессмертная жизнь является нынешним их достоянием. В Флп. 3:10-21 выражены те же чаяния измененного или преображенного тела как продолжения тела смертного, его христианского соответствия. В самом деле, Павел полагает, что бессмертие как постоянное, нетленное, никогда не кончающееся состояние и существование не только ожидает христиан после смерти, но уже сейчас фактически является достоянием верующих.

Различие во взглядах на природу загробной жизни связано с различием во взглядах на природу человека. Традиционное христианство придерживалось представлений о двойственной или тройственной природе человека (душа/дух и тело или душа, дух и тело), а также о том, что между смертью и воскресением существует что-то вроде промежуточного состояния, когда нематериальная часть индивидуума продолжает наделенное сознанием бытие в отрыве от физической. Некоторые сторонники холистических взглядов на человека полагают, что сразу после смерти происходит воскресение нового духовного тела и приобщение к Богу. Другие, исповедующие сходную антропологию, выдвигают разновидность учения о новом творении, о временном исчезновении после смерти, которое завершается при воскресении в новом творении. Родственные представления о «сне души» (психопаннихии) могут возникать как при традиционном подходе, так и в учении о новом творении.

В целом, Библия недвусмысленно учит, что после смерти существование продолжается для всех. Для верующих оно будет бессмертным и нетленным, отмеченным той славой и честью, которые приходят благодаря единению с Христом. Поскольку бессмертие сейчас скрыто в тленных телах, произойдет преображение. Верующие получат соответственно измененные тела; их бессмертие станет очевидным. Этот факт, совместно с телесным воскресением, Павел считает достоверным благодаря залогу Духа, уничтожению смерти и окончательной победе Бога в Иисусе Христе (1 Кор. 15:54-57).

Дж. Джулиус Скотт мл.

См. также: СМЕРТЬ; ВЕЧНАЯ ЖИЗНЬ; ВОСКРЕСЕНИЕ.

Литература: F.F.Bruce, Scottish Journal of Theology 24 (1971): 457-72; J.W.Cooper, Body, Soul and Life Everlasting; O.Cullmann, HDSB (1955): 7-36; G.R.Habermas and J. B. Moreland, Immortality: The Other Side of Death; M.J.Harris, Raised Immortal: Resurrection and Immortality in the New Testament; idem. From Grave to Glory, G.E.Ladd, A Theology of the New Testament; A.Lincoln, Paradise Now and Not Yet G. W. E. Nickelsburg, Jr., Resurrection. Immortality and Eternal Life in Intertestamental Judaism.