БЛАГОСЛОВЕНИЕ
(BLESSING)
Намерение и желание Бога благословить человечество является средоточием установленного завета. По этой причине текст Библии так богат «благословениями». Здесь можно выделить две различные идеи. Во-первых, благословение было публичным провозглашением состояния богоизбранности. Во-вторых же, через благословение передаются возможности, позволяющие добиться процветания и успеха. Но в любом случае благословение является руководящей силой и причиной для того, чтобы вести жизнь, которая соответствует этому благословению.
Ветхий Завет. Ветхий Завет изобилует упоминаниями благословения (свыше шестисот раз). Основные термины происходят от слова со значением «преклонить колена» — поскольку в древние времена, чтобы получить благословение, требовалось встать на колени.
История Израиля начинается с обещания благословения. Проклятиям, которые доминируют в ранних главах библейской истории (Быт. 3:14, 17; 4:11; 5:29; 9:25), было противопоставлено обещание Бога Аврааму: «благословятся в тебе все племена земные» (Быт. 12:3). Летопись Израиля лучше всего поддается пониманию, если рассматривать ее как историю благословений и проклятий (Вт. 27:1 - 28:68).
Общественные институты — семья, земные власти и религия — были средствами, с помощью которых передавалось обрядовое благословение. В семье отец благословлял свою жену и своих детей (Быт. 27:27-29; 49:25-26; 1 Цар. 2:20). В контексте государственных отношений правитель благословлял своих подданных (2 Цар. 6:18; 3 Цар. 8:14, 55). Те, кто исполнял роль священников, получали право благословлять других (Быт. 14:19; Лев. 9:22). Колено Левиино было выделено для того, чтобы «благословлять именем Его (Господа)» (Вт. 10:8; 21:5).
В связи с формальными ветхозаветными благословениями возникают три общие темы. Во-первых, старший (больший) благословляет младшего — это факт, использованный автором Послания к евреям для того, чтобы показать первенство Мелхиседека перед Авраамом (Евр. 7:6-7). Во-вторых, благословение является признаком особого благоволения, которое должно привести к процветанию и успеху (Вт. 28:3-7). В-третьих, благословение фактически представляет собой призвание Божьего благословения: «Бог же Всемогущий да благословит тебя, да расплодит тебя и да размножит тебя» (Быт. 28:3).
В Писании говорится об общем благословении праведных в менее обрядовом смысле. Те, кто соблюдает заповеди Бога, благословляются, их ждут процветание и победа над врагами (Вт. 28:1-14). С другой же стороны, непокорные прокляты (Вт. 28:15-68) и в наказание страдают от засухи, болезней и лишений.
Возможно и такое, что человек благословляет Бога. Подобное словоупотребление возникает как отклик на благословение, даруемое Богом: «Благослови, душа моя. Господа, и не забывай всех благодеяний Его» (Пс. 102:2). В современных переводах такие «благослови» обычно передаются как «хвали» или «превозноси».
Новый Завет. Поразительна параллель между использованием слова благословение в Ветхом и Новом Завете. Быть благословенным — значит получить особую милость Бога, что повлечет за собой счастье и процветание. Однако в Новом Завете во главу угла ставятся скорее духовные, а не материальные последствия благословения.
Основанием для благословения здесь снова служит Божье обетование Аврааму. Исполнение клятвы о том, что «благословятся в тебе все племена земные» (Быт. 12:3), осуществляется в личности и делах Иисуса Христа (Гал. 3:8-14). Он искупил верующих от последствий проклятия (Гал. 3:13) и благословил их прощением грехов (Рим. 4:6-9; см. Пс. 31:1-2). Верующие благословенны «во Христе всяким духовным благословением в небесах» (Еф. 1:3) и ныне наследуют благословение, обещанное патриархам (1 Пет. 3:9; Евр. 6:12, 15; 12:17). В результате полученного ими Божьего благословения во Христе верующие призваны быть источником вдохновения для мира, и особенно по отношению к тем, кто их преследует (Лк. 6:27-28; 1 Пет. 3:9; Рим. 12:14; 1 Кор. 4:12; ср. Ис. 19:24; Зах. 8:13).
В самом общем смысле слово благословение в Новом Завете служит для выражения того обстоятельства, что на ком-то пребывает благоволение Божье. В числе таких людей оказываются Иисус (Мк. 11:9-10), дети (Мк. 10:13-16), Мария (Лк. 1:42, 48), ученики (Лк. 24:50), «не видевшие и уверовавшие» (Ин. 20:29), и те, кто выдержал испытание (Иак. 1:12; 5:11). Когда это слово относится к Богу, то оно, как и в Ветхом Завете, передается в английских переводах словом славен (praise) (Рим. 1:25; 9:5; 2 Кор. 11:31 {синод, «благословен»}).
Наиболее известные упоминания о благословении встречаются в высказываниях Иисуса. Он объявляет, что, несмотря на нынешние бедствия, обещания Божьего спасения и грядущего Царства вызывают состояние блаженства и явного благорасположения Бога (Мф. 5:3-10; Лк. 6:20-22). В завершающей книге Писания говорится об отсутствии проклятия (Отк. 22:3) и вечном благословении Божьего народа (Отк. 20:6; 22:7).
Уильям Э. Браун
Литература: W.Eichrodt, Theology of the Old Testament; H.-G.Link and U.Becker, NIDNTT, 3:206-18.