БЛУД, ПРОСТИТУЦИЯ

(PROSTITUTION)

Ветхий Завет. Бытовая проституция. Хотя Закон запрещает родителям принуждать своих дочерей к проституции, наказания за это не предусмотрено (Лев. 19:29). Наказание предписано в одном случае: если женщина была обручена с мужчиной, и он не обнаружил у нее признаков девственности, тогда она может быть побита камнями до смерти за то, что блудодействовала (Вт. 22:13-21). Эти два текста наталкивают некоторых ученых на вывод, что коль скоро двое взрослых людей, ни один из которых не был помолвлен и не состоял в браке, по взаимному согласию вступали в сексуальные отношения, серьезным преступлением это не считалось, поскольку ни о каких санкциях в таких случаях не упоминается. Однако еще до закона Моисеева в одном случае было назначено наказание в виде сожжения (Быт. 38:24). Возможно, в израильском обществе, как и во многих современных, терпимо относились к определенным проявлениям проституции, но она, безусловно, считалась аморальной, и мудрецы сурово предостерегали против нее (Пр. 23:27; 29:3). К священникам предъявлялись более высокие нравственные требования, чем к не священникам, поэтому им запрещалось жениться на блудницах, хотя, опять же, наказания за это предусмотрено не было (Лев. 21:7, 14). С другой стороны, дочь священника за прелюбодеяние могли и сжечь (Лев. 21:9) — дабы соблюсти чистоту священнического рода.

Очевидно, блудницы в древние времена одевались в легко опознаваемые одежды (Пр. 7:10). Во времена патриархов отличительным признаком могло быть закрытое покрывалом лицо (Быт. 38:14-15). Проституция упоминается в нескольких широко известных библейских рассказах. Раав, помогавшая израильским соглядатаям в Иерихоне, была блудницей (Нав. 2:1; 6:16, 21, 24); она фигурирует в родословии Давида и Иисуса (Мф. 1:5 {синод. «Рахава»)). Иеффай был сыном блудницы (Суд. 11:1). К блуднице ходит Самсон (Суд. 16:1). Две блудницы просят Соломона рассудить их тяжбу о младенце (3 Цар. 3:16). Священник Амасия за то, что противился слову Господа, отправится в плен и вынужден будет сделать свою жену блудницей (Ам. 7:17).

Ритуальная проституция. Культ плодородия составлял ядро ханаанской религии. Предполагается, что ритуальная проституция была формой симпатической {то есть имитационной или индуцирующей} магии. Когда люди вступали в половые акты с храмовыми проститутками, они тем самым стимулировали половую активность своих богов, что должно было способствовать повышению плодородия почвы. Термины qad.es и qedesa (Вт. 23:17) обозначают, соответственно, мужчину и женщину, занимающихся ритуальной проституцией. Эти слова происходят от корня qds, означающего «обособленный, святой, посвященный». Такие мужчины и женщины считали, что посвящены своим богам для занятий ритуальной проституцией.

Данный обычай был небезызвестен патриархам, поскольку Иуда принял Фамарь за храмовую проститутку (Быт. 38:21). Закон Моисеев запрещает религиозную проституцию (Вт. 23:17), но израильтяне были увлечены Бааловыми культами плодородия в Моаве еще до того, как вошли в обетованную землю (Чис. 25:1-5). Хотя о ритуальной проституции конкретно не сказано, вполне вероятно, что, будучи священниками, Офни и Финеес, когда спали с женщинами, собиравшимися у входа в скинию, следовали заимствованному у хананеев обычаю (1 Цар. 2:22). Культ плодородия установился в Иудее в начале монархии (3 Цар. 14:24) и периодически оказывался под запретом (3 Цар. 15:12). Когда Иосия проводил свои реформы, ему пришлось изгонять занимающихся ритуальной проституцией из самого храма (4 Цар. 23:7).

Духовная проституция. Взаимоотношения между Яхве и Израилем были взаимоотношениями мужа и жены. Поэтому, когда израильтяне прельщались иноплеменными культами, они блудодействовали вслед чужих богов (Исх. 34:15). Иезекииль дает женские имена Самарии и Иерусалиму (символизирующим Израиль и Иудею), называя их Огола и Оголива. Он описывает их блудодеяния и провозглашает суд над ними (Иез. 23). Осия осуществляет сложные символические действия, которые являются обращенной к Северному царству проповедью о его грехе духовного прелюбодеяния. Бог велел Осии жениться на Гомери (Ос. 1:2-3). Она была неверной, а он с любовью вернул ее себе (Ос. 3:1-3). Точно так же Бог обручился с Израилем, как со Своей невестой (Ос. 2:16-20), но эта невеста блудодействовала с ханаанскими богами (Ос. 2:2-13). Божественный муж намерен на время наказать Свою «жену», чтобы Израиль покаялся и вернулся (Ос. 2:3, 8-13). Хотя речь шла о разводе (Ос. 2:2), окончательной целью было примирение (Ос. 2:16-20).

Новый Завет. Иисус указывал, что блудницы и мытари скорее покаются, уверуют и войдут в Царство Божие, нежели гордые религиозные руководители (Мф. 21:28-32). Блудный сын, который, по-видимому, растратил имение свое на блудниц (Лк. 15:13, 30), был с радостью принят дома, когда раскаялся (Лк. 15:20-24). Павел предостерегает против распутства, потому что совокупляющийся с блудницей становится одним телом с нею, и это неприемлемо для христиан, которые принадлежат Христу (1 Кор. 6:15-20). В Книге Откровение говорится о Риме (Вавилон), «великой блуднице», которая будет осуждена навеки за гонения на рабов Господних (Отк. 17:1-8; 19:1-3).

Уильям Б. Нелъсон-мл.

См. также: БОГИ; ИДОЛ; ПОЛОВАЯ РАСПУЩЕННОСТЬ.