БОГОЯВЛЕНИЕ

(THEOPHANY)

Такое проявление Бога, которое ощутимо для человеческих чувств. В самом узком смысле слова, это зримое явление Бога в ветхозаветный период и зачастую, хотя и не обязательно, — в виде человека. Некоторые специалисты включают в это понятие также так называемые христофанию (явление Христа до Его воплощения) и ангелофанию (явление ангела). В последнюю категорию входят явления ангела Господня, которые кое-кто считает христофанией, рассуждая, что коль скоро Ангел Господень говорит от имени Бога в первом лице (Быт. 16:10), а очевидцы зачастую уверены, что видели непосредственно Бога (Быт. 16:13), то этот Ангел и должен быть Богом или предвоплощенным Христом. И все же, хотя такой ангел явственно отождествляется с Богом, он отличается от Него (он называется «ангел», что означает «вестник»; подобные примеры отождествления и различия можно подобрать в Быт. 19:1, 21; 31:11, 13; Исх. 3:2, 4; Суд. 2:1, 5; 6:11-12, 14; 13:3, 6, 8-11, 13, 15-17, 20-23; Зах. 3:1-6; 12:8). На древнем Востоке посланник царя говорил от имени царя. Любое нанесенное ему оскорбление понималось как оскорбление самому царю (ср. оскорбление Анноном посланников Давида, 2 Цар. 10:1-4; 1 Пар. 19:2-6). Таким образом, не усматривается необходимости отождествлять явление ангела Господня с богоявлением. В Нав. 5:13 - 6:5 повествование об овладении обетованной землей прерывается неожиданным явлением существа, называющего себя «вождь воинства Господня» (Нав. 5:14). Истолковывать это событие как встречу с Богом или предвоплощенным Христом — означает извращать текст. Такие поручения получали ангелы (Суд. 6:11; 13:3), и некоторые из них отождествлялись как полководцы небесных воинств (Дан. 10:5, 20; 12:1). Хотя в Ветхом Завете нет бесспорных случаев христофании, любое богоявление, при котором Бог принимает облик человека, предвосхищает воплощение — как в аспекте благодати, так и в аспекте суда.

Далее следует ряд примеров того, что можно считать классическими событиями богоявления. Господь является Аврааму по его прибытию в указанное место, при этом Бог обещает отдать землю Аврааму и его потомкам (Быт. 12:7-9); Бог подтвердил Свое обетование земли и потомства, когда

Аврааму было девяносто девять лет (Быт. 17:1), а также у дубравы Мамре по пути в обреченный Содом (Быт. 18:1).

Бог явился Иакову во время его сна в Вефиле (Быт. 28:11-19). Очевидно также, что при событиях у брода через Иавок откровение Иаков получил при некоей встрече с Богом, хотя ни строгое прочтение самого текста (Быт. 32:22-32), ни его позднейшее толкование у Осии (Ос. 12:3-4) не обязательно подразумевают богоявление.

Моисею Бог являлся на горе одному (Исх. 19:20; 33:18 - 34:8). Бог также являлся Моисею с Аароном и его сыновьями и семьюдесятью старейшинами Израилевыми (Исх. 24:9-11), и являлся при передаче руководства Иисусу Навину (Вт. 31:15).

Во время своих страданий Иов жаловался, что хотел бы встретиться с Богом (Иов 31:35). К концу книги Господь является в буре и беседует с Иовом, чтобы удовлетворить просьбу Иова выслушать его и, предположительно, разъяснить хотя бы одно из значений, которое имеют страдания Иова: Бог есть верховный владыка.

В обобщенном смысле обетование Богом земли Аврааму (Быт. 15) и Его указание Аврааму принести в жертву Исаака (Быт. 22) могут быть сочтены богоявлением. Зачастую выражение «слава Господня» указывает на богоявление, например, в Исх. 24:16-18; «столп облачный» выполняет сходные функции в Исх. 33:9. Дух Божий или Дух Господень может быть сочтен богоявлением, особенно, когда Он нисходит на людей, преображая их (1 Цар. 10:6) и укрепляя для божественной миссии (1 Цар. 16:13). Господь является людям в видениях (Быт. 15:1; 46:2; Иов 33:15; Пс. 88:20; Дан. 2:19; Деян. 9:10; 18:9) и во снах (Быт. 20:3; 31:24; 3 Цар. 3:5; Мф. 2:13), чтобы сообщить о Своих намерениях на их счет или раскрыть тайны о грядущем.

Господь совершает богоявления как для благословения, так и для суда. Зачастую введением к описанию богоявления служит фраза «и сошел Господь». Примеры тому можно найти в стихах Быт. 11:5; Исх. 34:5; Чис. 11:25; 12:5. Хотя наиболее распространенным глаголом, связанным с проявлениями славы Божьей, служит глагол «явилась» (Лев. 9:23; Чис. 14:10; 16:19, 42; 20:6), слава Господня также «осенила» гору Синай (Исх. 24:16).

Уильям Уильяме

См. также: АНГЕЛ ГОСПОДЕНЬ; ЯВЛЕНИЕ.

Литература: Th.Booij, Biblia 65 (1984): 1-26; J. Vender Kam, VT 23 (1973): 129-50; M.G.Kline, WTJ 40 (1977): 245-80; J.Lust, VT 25 (1975): 110-15; E.W.Nicholson, VT 24 (1974): 77-97; idem, VT 25 (1975): 69-79; K.L.Schmitz, Faith and Philosophy 1 (1984): 50-70.