ВЕК, ВЕКА, ВЕКИ
(AGE, AGES)
Aion в Септуагинте и в Новом Завете соответствует еврейскому lolam в Ветхом Завете. Оба эти слова обычно используются с предлогом (например, lad lolam и eis ton aionon означают «вовеки»), В ряде контекстов olam и aion переводятся как века (мир в AV); греческое слово chronoi также может означать «века» {синод, век, вечно, вечный, навек, вовеки, навсегда и пр.}.
Века в смысле промежутков времени. В обоих заветах говорится о веках как о неопределенных периодах в истории, когда царил Бог (Пс. 89:3; 1 Тим. 1:17; Иуд. 1:25). Как и многие другие книги периода между заветами, «Апокалипсис седмин» заходит дальше и делит историю на десять эпох различной продолжительности (1 Еноха 91:12-17; 93:1-10). Однако канонические авторы не пытаются вычислить, когда должны начинаться или кончаться соответствующие эпохи.
В Библии встречаются ссылки на прошедшие века, имеющие целью подчеркнуть всеведение Творца по сравнению с человеческим невежеством (Ис. 64:4; ср. Вт. 4:32). В Новом Завете скрытая от людей мудрость Бога постоянно связывается с Благой Вестью, с тайной, о которой Он решил возвестить по прошествии долгих веков (aion в 1 Кор. 2:7; Еф. 3:9; Кол. 1:26; chronoi в Рим. 14:24; 2 Тим. 1:9; Тит. 1:2).
Согласно 1 Кор. 10:11, Евр. 9:26 и 1 Пет. 1:20, нынешняя эпоха является концом веков. Появление Церкви знаменует грядущий конец времени, однако Церковь существует еще во времени — когда уже начинает исполняться божественный замысел искупления (ср. 2 Кор. 1:20).
Безграничное будущее также может рассматриваться в качестве последовательности веков. Обычно слова «во веки веков» употребляются пророками, чтобы подчеркнуть непреходящее благословение Бога Своему народу (Ис. 45:17; Дан. 7:18). К этой же теме позднее обращается Павел в Еф. 2:7: «дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе».
Нынешний век и век грядущий. Ветхозаветные авторы предсказывают будущее явление Бога, или Мессии; в большинстве текстов послебиблейского иудаизма (особенно во 2 Ездры) они заходят еще дальше и отделяют нынешний век от века грядущего, именуемого также Царствием Божьим. Это представление о двух веках отражено в Мф. 12:32 и в Еф. 1:21, но в Новом Завете традиционная схема изменена: с пришествием Христа будущее благословение даруется народу Божью уже в нынешнем веке (см. Евр. 6:5).
При понимании нынешнего века как царства греха и тьмы греческое aion иногда становится синонимом слова kosmos, «мир» (ср. Мк. 4:19; Рим. 12:2; 1 Кор. 1:20). В это время сатана становится «богом века сего» (2 Кор. 4:4), и грех умножается (Гал. 1:4; 2 Тим. 4:10; Тит. 2:12). Люди этого века живут во тьме и вынуждены полагаться лишь на измышления своей человеческой мудрости (Лк. 16:8; 1 Кор. 1:20; 2:6, 8; 3:18). Христиане же хотя и остаются в мире, однако способны радоваться духовному присутствию Иисуса до скончания этого века (Мф. 28:20).
Знамения всемирной катастрофы возвестят об окончании нынешней эпохи (synteleia (tou) aionos, Мф. 24:3). Согласно Новому Завету, кончина века ознаменуется пришествием Христа и судом над неправедными (Мф. 13:39-40, 49).
Когда наступит грядущий век, мертвые воскреснут, чтобы унаследовать жизнь вечную (Лк. 20:34-35). Еврейские и позднехристианские пророки апокалипсиса любили рассуждать о благословении грядущего века, однако в Библии говорится просто, что этот век принесет благополучие и процветание (Мк. 10:30; Лк. 18:30). Павел советует христианам вкладывать силы в грядущее, совершая добрые дела и благодеяния в нынешнем веке (1 Тим. 6:17-19).
Гэри Стивен Шогрен
См. также: МИР, ВСЕЛЕННАЯ
Литература: J. Barr, Biblical Words for Time; О. Cullmann, Christ and Time; J.Guhrt, NIDNTT, 3:826-33; A.A.MacRae, TWOT, 2:672-73; D.S.Russell, The Method and Message of Jewish Apocalyptic; H.Sasse, TDNT, 1:197-209.