ВЕЛИЧИЕ
(GREATNESS)
Нечто или некто в случае большего размера, выдающегося качества или количества может именоваться великим. Это термин, используемый для обозначения того, что превосходит обычное. В Библии по отношению к Богу, людям и Христу этот эпитет применяется в богословском смысле.
Бог. Библия называет Бога величайшим из богов (Вт. 10:17); Его величие неисследимо (Пс. 144:3). Пытаясь обсуждать эту богословскую характеристику Бога, как можем мы понять то, что непостижимо? Сама всеобъемлемость понятия затрудняет нашу задачу (Пс. 150:2).
Бог велик по Своей природе. Библия подтверждает величие Его могущества (Иов 23:6; Пс. 65:3; Еф. 1:19). Его характеризуют сила и мощь (Ис. 40:26; 63:1). «Величие славы» становится молитвенным восклицанием поклоняющихся о том, каков Бог (Исх. 15:7; Вт. 5:24).
Разумеется, наиболее ясная картина величия Бога возникает благодаря Его делам по отношению к творению, особенно по отношению к Своему народу. Творение отражает Его величие и вызывает у нас восхваление (Пс. 144:6). Забота Бога о детях Израиля в пустыне свидетельствует о Его величии (Вт. 3:24; 11:2). Когда Иисус исцелил одержимого нечистым духом отрока, люди увидели в этом величие Бога (Лк. 9:43).
Величие Бога проявляется также в Его любви к людям через их прощение (Чис. 14:19) и искупление (Вт. 9:26). Неемия просит Бога помянуть его за его попытку сохранить святость Израиля. Обоснование этой просьбы проистекает из величия милости Божьей (Неем. 13:22).
В качестве атрибута величие Бога свидетельствует о силе и всеохватности Его качеств.
Люди. Людей тоже могут считать «великими». После казней египетских Моисей сделался «великим» вследствие влияния, которое он приобрел в Египте и среди израильтян. Царица Савская отзывалась о великой мудрости Соломона (2 Пар. 9:6). Величие Навуходоносора вернулось к нему после того, как он смирился перед Богом (Дан. 4:33). Мардохей достиг величия, заняв видное положение при персидском дворе (Есф. 10:2).
Человеческое величие зависит от того, какой жизнью живет человек. Величие — то, что может быть отобрано, как в случае Навуходоносора, или утрачено, как это произошло с величием народа египетского (Иез. 31). «Множество безумия» уничтожает всякую видимость величия (Пр. 5:23). В Пс. 70 объясняется, что действия врагов человека, возможно, из-за его старости, могут привести к потере им авторитета. Псалмопевец в молитве говорит о вере в Бога, способного возродить былое «величие» (Пс. 70:21). Надлежащее положение человека в обществе будет восстановлено тем же самым образом, каким Бог утверждал его, прежде чем ему повредили невзгоды.
Христос. Христос открыл глубинное измерение в определении человеческого величия. Иисус подал пример величия, умалив Себя в пришествии на землю и смерти на кресте (Флп. 2:5-11). Этот взгляд на величие Иисус разъяснил в Своем учении. Когда ученики спросили, кто больше в Царстве Небесном, Иисус в ответ поставил посреди них дитя и объявил, что даже для входа в Царство нужна подобная смиреннность (Мф. 18:1-4).
Мать Иакова и Иоанна просила, чтобы ее сыновья сидели в Царстве по правую и левую руку Иисуса. Другие ученики негодовали на братьев. Иисус воспользовался случаем, чтобы объяснить, что тот из них, кто хочет быть между ними большим, должен быть им слугой (Мф. 20:26; ср. Мф. 23:11). Иисус указал, что примером такого отношения служит само назначение Его жизни — послужить и отдать душу Свою (Мф. 20:28).
Величие человека измеряется его служением другим людям. Иисус подал такой пример.
Дж. Майкл Хейган