ВЕЧЕРЯ ГОСПОДНЯ

(LORDS SUPPER, THE)

Глубину значения и важность вечери Господней для христианства отражает многообразие ее названий. Ее именуют и причастием, и таинством Христовым. С учетом исторического происхождения ее называют «последней вечерей», в качестве возносимого церковью благодарения — евхаристией (от греческого eucharistein/eulogein) и евхаристическим собранием (synaxis); по своему еврейско-христианскому происхождению это «преломление хлебов» и «воспоминание» о страстях и воскресении Господнем; в церковном измерении это священное жертвоприношение, потому что вечеря Господня таинственным образом пресуществляется в принесенную единожды жертву Христа и включает в себя все церковные дары; она есть также священная и божественная литургия, поскольку это святое таинство выступает средоточием всего церковного поклонения Богу. В литургии она называется хлебом ангельским и хлебом небесным, хлебом бессмертия. Это также святое причащение, потому что это — соединение с Христом.И наконец,поскольку эта литургия заканчивается тем, что верующие отсылаются (missio) исполнять в своей жизни волю Божью, она также называется «мессой».

В Новом Завете описано не только учреждение этого таинства Господом нашим Иисусом, но и его фактическое осуществление и отправление церковью. Далее, в Новом

Завете указание на общую трапезу расширяет контекст учреждения этого таинства. Иисус на протяжении Своего служения бывал как гостем (Лк. 5:29-32; 7:36-50), так и хозяином на трапезах (Мк. 2:15). Более того, чудесные насыщения верующих Иисусом (Мк. 6:31-44; 8:1-9) указывают как на возможность общения, так и на грядущую мессианскую «трапезу» (см. Ис. 25:6-12). О трапезах и праздничных пирах Иисус говорит в Своих притчах (например, Мф. 22:1-14; Лк. 14:15-24). А согласно Луке, ученики «с Ним ели и пили, по воскресении Его из мертвых» (Деян. 10:41; ср. Лк. 24:30).

Учреждение таинства. Прежде чем обратиться к фактическим сведениям об учреждении таинства вечери Господней, необходимо коснуться спора о том, происходила ли эта вечеря во время празднования Пасхи. Большинство считали и продолжают считать, что Господь наш Иисус ел со Своими учениками пасху в вечер четверга (начало 15-го нисана) и на этой вечере и установил таинство причащения. Затем, в пятницу, Он был распят. Очевидно, именно это следует из рассказанного в синоптических евангелиях. Тем не менее кое-кто утверждает, что коль скоро по свидетельству Евангелия от Иоанна Иисус был распят после полудня 14-го нисана, когда в храме освящались пасхальные агнцы (Ин. 18:28), то и последняя вечеря была предпасхальной трапезой в предыдущий вечер — в начале дня 14-го нисана.

На самом же деле, происхождение таинства причастия, надо полагать, контекстуально связано с празднованием Пасхи; на это указывает описание самой вечери, тем самым кардинально меняя богословское значение вечери Господней, понятой в ракурсе жертвенной смерти Иисуса, Агнца Божиего, знаменующего Собою новый исход. Далее, мы полагаем, что слова, учреждающие таинство причастия, были сказаны Иисусом в рамках обряда празднования Пасхи, когда глава семьи молится над пресными хлебами до главного блюда праздника и над третьей чашей вина после главного блюда.

Значение слов Иисуса. Два высказывания Иисуса, «сие есть Тело Мое» (Мк. 14:22) и «сие есть Кровь Моя» (Мк. 14:24), дополняли пасхальный обряд в его двух важных моментах — до главного блюда праздника и после. Таким главным блюдом было мясо жертвенного агнца.

Первоначальное значение праздника Иисус переводит в более высокую плоскость, поскольку Он суть воплощение пасхального Агнца/Жертвы. Пресный хлеб теперь становится символом Его тела, а вино в «чаше благословения» — символом Его крови.

Ученики не ели тело Христово, приняв этот хлеб, и не пили Его кровь, приняв это вино. В пасхальном обряде жертвенный агнец символизировал собою реальную смерть агнцев в Египте. В таинстве причастия, вышедшем из пасхального обряда, хлеб и вино символизируют искупительную жертву Иисуса Христа как истинного пасхального агнца. Но ни жертвенный агнец, ни хлеб и вино не содержат в себе и не представляют из себя никакой подобной реальности. Поэтому как в пасхальном обряде, так и в таинстве причастия жертвенная смерть предполагается, но не является частью фактической трапезы. Итак, вечеря Господня — это провозглашение и «воспоминание» (поминовение) тех дел, которые Бог Отец совершил в Своем Сыне Иисусе Христе, точно так же как пасха есть провозглашение и поминовение тех дел, которые Яхве совершил для Израиля, истребляя агнцев в Египте.

Далее, поскольку хлеб и вино символизируют жертвенную смерть Иисуса на кресте, получить приглашение причаститься к этому — великая привилегия. Это благодать — составить с Ним одно в Его жертвоприношении и разделить упование на плод искупления, на приглашение к мессианскому пиру в Царстве Божием. После воскресения Иисуса из мертвых и до Его вознесения на небо ученики несколько раз делили с Иисусом трапезу (например, Лк. 24:30-31; Ин. 21). После Пятидесятницы (Деян. 2) ученики совершали вечерю Господню каждое воскресенье. Преломляя хлебы, они ощущали присутствие того самого Господа, Который трапезничал с ними на протяжении сорока дней. Однако жертвенный агнец больше не был частью этих трапез, поскольку главное место в них теперь отводилось хлебу и вину. Итак, вечеря Господня — это напоминание о жертвенной смерти Иисуса Христа и упование на радость присоединения к Нему в Его Царстве. Это также новое общение в новом завете, то есть во взаимоотношениях с Отцом через Сына и благодаря Святому Духу.

Учение Павла. Учение апостола о вечере Господней можно найти не только в 1 Кор. 11:23-26, но и в других местах этого же послания. Нам, таким образом, нужно проанализировать 1 Кор. 5:6-8; 10:1-22; 11:18-34.

В 1 Кор. 5:6-8 Павел называет Христа «Пасхой нашей», Агнцем, который был заклан за нас, и пишет: «Посему станем праздновать... с опресноками чистоты и истины». Вероятно, здесь мы встречаемся с неявной ссылкой на вечерю Господню.

В 1 Кор. 10:1-22 Павел приводит для вечери Господней важную аналогию из Ветхого Завета (Исх. 16:4, 14-18; 17:6). Здесь упоминаются сверхъестественная пища — манна, которая выпала с неба, и сверхъестественное питье — вода,которая забила из скалы. Тем не менее несмотря на такое чудесное пропитание большинство израильтян погубили себя своим идолопоклонством. Пусть это станет предостережением для верующих, говорит Павел. Участвовать в трапезе языческих богов означает общаться с бесами и издеваться над сутью вечери Господней, так как евхаристия есть общение с Богом во Христе и общение с другими верующими в Теле Христовом. В этом тексте очевиден также особый акцент в отношении реального хлеба и вина: они служат реальными средствами приобщения к телу и крови Христовой, но они не приравниваются к Его телу и крови.

В 1 Кор. 11:18-34 мы обнаруживаем, что вечеря Господня представляет собой общую трапезу в целом, которая заканчивается евхаристией. Павел пишет увещевания Коринфской церкви по поводу злоупотреблений в общей трапезе и тем самым, возможно, ведет дело к отделению евхаристии от общей трапезы. Его слова в 1 Кор. 11:27-30 довольно суровы. Павел пишет, что «кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем». Возможно, Павел здесь имеет в виду, что относиться к священному хлебу и вину, словно к обычной пище, греховно; а может быть, он имеет в виду, что злоупотребления коринфян в общей трапезе указывают на непонимание ими истинной природы Тела Христова (как объединения и общения верующих во Христе).

Учение в Евангелии от Иоанна. В Евангелии от Иоанна рассказа об учреждении таинства причастия нет. Это может означать (как считает Рудольф Бультманн), что

Иоанн антисакраментален. Либо, что Иоанн предполагает учредить причастие и полностью выявить его значение в нескольких разных местах. Именно эта вторая трактовка принята в данной статье и может быть проиллюстрирована следующим образом.

На брачном пире в Кане Галилейской (Ин. 2:1-11) превращение воды в вино было одним из знаков. Это вино выступает в качестве вина евхаристии, той Крови Христовой, которая очищает от всех грехов. Оно заменяет собой очищение и омовение водой в иудаизме.

После насыщения множества людей (Ин. 6:1-15) Иисус называет себя «хлебом жизни» и «хлебом Божиим», который сходит с небес и дает жизнь миру (Ин. 6:22-51). Затем Он отождествляет этот хлеб со Своей плотью, которую едят (буквально: «жуют»), и говорит также о Своей крови, которую пьют и которая дает вечную жизнь (Ин. 6:52-59). (Некоторые ученые считают последние высказывания добавлением редактора, однако это вполне может быть естественной кульминацией учения о хлебе жизни.) Употребление термина плоть связано с антидокетической направленностью этого Евангелия, и поэтому составной частью евхаристии здесь выступают плоть (не тело) и кровь. Для евангелиста присутствие Иисуса Христа при таинстве вечери Господней или евхаристии более реально, чем Его физическое присутствие с учениками в Палестине. Это происходит потому, что принимающий причастие испытывает присоединение к Христу, когда ест Его живую плоть (оживленную Святым Духом) и пьет Его кровь, а такое не было возможно до прославления Иисуса одесную Отца. И все же это еда и питье не физические, а духовные («Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь», Ин. 6:63).

Общепринято считать, что омовение ног в Ин. 13:1-20 заменяет в Евангелии от Иоанна учреждение таинства причастия. Ответ Иисуса Петру указывает на необходимость принимать Христа указанным Им способом: «Если не умою тебя, не имеешь части со Мною» (Ин. 13:8). Слова об «омытом» указывают на крещение, которое нельзя повторить. Омовение ног является аллегорией вечери Господней — «Я дал вам пример, чтоб и вы делали то же, что Я сделал вам» (Ин. 13:15). Евхаристия — это один (или главный) из способов, указанных Христом для того, чтобы очищаться от грехов, совершенных после крещения. Она также вдохновение для жизни в любви и в подражании личному примеру Иисуса.

Прощальная беседа Иисуса (Ин. 14 - 17) содержит несколько указаний на реальность евхаристии и на то, что она становится дающим жизнь таинством благодаря дару и присутствию Параклета, Утешителя, посланного Отцом во имя Сына (Ин. 16:7). Виноградная лоза с ее вином (Ин. 15:1-8) указывает на Христа и на Его кровь. Затем, из вдохновенной молитвы Иисуса мы узнаем, что Он посвящает Себя как источник плоти и крови, которые должны стать хлебом небесным для грядущих евхаристий (Ин. 17:19).

И наконец, то, что грудь Иисуса была пронзена копьем и из нее вытекли кровь и вода (Ин. 19:34), образно показывает, что два эти таинства, крещение и причастие, вытекают из искупительной и освободительной смерти Иисуса Христа (см. также 1 Ин. 5:6-8).

Резюме. Как бы ни называлось таинство, учрежденное Иисусом, представляется, что ему присущи следующие черты.

Во-первых, ekklesia и ее священная трапеза принадлежат новому завету точно так же, как Израиль и его пасха принадлежат завету старому. Во-вторых, христиане должны радоваться живому присутствию среди них Господа Иисуса Христа, вспоминая Его искупительную, жертвенную смерть. В-третьих, ранняя церковь встречалась с живым Иисусом не через хлеб и вино как таковые, а через Его присутствие в умах и сердцах верующих. Назначение этих атрибутов (которые истинно святы и неустранимы, так как заменяют пасхального агнца) заключается в том, чтобы символизировать собою и поминать свершившуюся единожды за всех нас неповторимую смерть Христа. И наконец, благость познания Христа в священной трапезе является предвосхищением совершенного общения и дружбы в грядущей жизни в Царстве Божием.

Ключевыми богословскими элементами вечери Господней в том виде, в каком она совершалась в ранней церкви, являются:

1) провозвестие смерти Христа через поминовение и «воспоминание», а также вознесение хвалы и благодарение;

2) ознаменование нового завета жертвенной кровью Иисуса;

3) причащение в Христе к Отцу и общению с Ним, общение в Христе друг с другом;

4) радость обретения первых плодов эсхатологического Царства Божиего;

5) животворное присутствие Духа Отца;

6) искренняя христианская вера, выражающаяся в верности и послушании.

Сразу после времени апостолов обряд евхаристии и его богословие получили стремительное развитие в доникейской, а затем в посленикейской церкви. Его результаты нередко выглядят весьма далекими от новозаветных основ из-за акцента на жертвоприношения самой евхаристии.

Питер Тун

См. также: ЦЕРКОВЬ; СМЕРТЬ ХРИСТА; ИИСУС ХРИ СТОС; ВЕЧЕРЯ ЛЮБВИ.

Литература: J.-J.Allmen, The Lords Supper, I. С. Heron, Table and Tradition; A. J. B. Higgins, The Lords Supper in the New Testament; J.Jeremias, The Eucharistic Words of Jesus; J.Reumann, The Supper of the Lord.