ВОЗЛОЖЕНИЕ РУК

(LAVING ON OF HANDS)

В Библии этому простому жесту нередко придается глубокое символическое значение. Для выявления его смысла целесообразно рассмотреть его в связи с четырьмя понятиями: благословения, чудесного исцеления, отделения и нисшествия Святого Духа.

Хотя провозглашение благословений сравнительно редко сопровождается в Писании возложением рук, такая ассоциация снова и снова возникает с замечательным постоянством. Как Иаков благословил детей Иосифа, возложив им руки на головы (Быт. 48:14), так и Иисус обнимает малых детей, возлагает на них руки и благословляет их (Мк. 10:13-16; ср. Мф. 19:13-15). К ним по смыслу приближаются тексты, в которых говорится, как первосвященник поднимает руки над народом, чтобы благословить его (Лев. 9:22); этому же образцу следует Иисус, когда Он, по-видимому, в роли величайшего первосвященника, благословляет учеников непосредственно перед Своим вознесением (Лк. 24:50).

Иисус и Его ученики нередко также возлагали руки на тех, кого намеревались чудодейственным образом исцелить. Хотя термин благословение в подобном контексте не появляется, наверняка те, с кем происходило такое чудесное исцеление, с особой силой ощущали, как благословенна милость Божья (Мк. 5:23; 7:32; 8:23-25; Лк. 4:40; 13:13; Деян. 9:12, 17; 28:8; ср. Деян. 5:12).

Зачастую возложение рук связано не с благословением, а с отделением от некоей группы. Так, в Ветхом Завете руки возлагают на жертвенное животное, чтобы выделить его для особых целей (Исх. 29:10, 15, 19, 33; Лев. 1:4; 4:4, 15, 24; 8:14, 18, 22; 16:21; Чис. 8:5-15; 2 Пар. 29:23). Понятие обособления для необычной цели, возможно, лежит и в основе обряда возложения рук на левитов во время церемонии их очищения (Чис. 8:5-15) и возложения рук Моисеем на Иисуса Навина во время ритуала назначения Навина преемником Моисея (Чис. 27:18-23; ср. Вт. 34:9).

Представлениями о таком обособлении могут также объясняться упоминания о возложении рук в Деяниях и в посланиях. Этот церемониальный жест был сделан при выделении в ранней Иерусалимской церкви семи «человек изведанных» для попечения над раздачей пищи нуждающимся (Деян. 6:3-6). Сходным образом, пророки и учители из церкви в Антиохии возложили руки на Савла и Варнаву, чтобы «отделить» их для их первопроходческой миссии (Деян. 13:1-3). С учетом особой природы задач, для которых люди выделяются таким возложением рук, Павел, естественно, хочет, чтобы Тимофей не возлагал руки чересчур поспешно, на тот случай, если кандидаты окажутся все-таки не готовы к исполнению своей особой миссии (1 Тим. 5:22; ср. Евр. 6:2).

Представления об отделении и обособлении могут также объяснить, почему упоминания о возложении рук встречаются так часто (хотя и не каждый раз) в связи с сошествием Святого Духа и обретением даров, которые Дух распределяет (Деян. 8:17-19; 19:6; ср. 1 Тим. 4:14; 2 Тим. 1:6). Поскольку Дух Божий — это Дух, Который освящает и обособляет (отсюда выражение «Святой Дух»), Он неизбежно отделяет тех, кому ниспослан, от окружающего их мира. Более того, посредством раздаваемых даров Дух Божий внутри Церкви отделяет некоторых людей от других для выполнения ими особых задач.

Именно такой специфический смысл — отделение для особых задач, — явственно просматриваемый во многих примерах, связывает воедино все случаи, где упоминается о возложении рук. Даже в контекстах ритуального благословения и чудесных исцелений возложение рук подразумевает некое обособление отдельного человека, целого народа, а иногда и части человеческого тела (Мк. 8:25), в качестве восприемника необыкновенного проявления Божьей благодати.

Фрэнк Тильман

Литература: Е. Lohse, TDNT, 9:428-29,431-34; М.Н.Shepherd, IDB, 2:521-22; M.Warkentin, Ordinati on: A Biblical-Historical View.