ВОЗРАСТ, СТАРОСТЬ
(AGE, OLD; THE AGED)
Хотя в Библии довольно редко напрямую говорится о старости, там встречается несколько терминов, затрагивающих данную тему. Самое распространенное еврейское слово для обозначения старости, zaqen, зачастую служит просто указанием на немалый возраст. После того как Авраам назван старым (zaqen), следует пояснение: «в летах преклонных» (букв, «в днях», Быт. 24:1). Эта фраза иллюстрирует обычай евреев обозначать возраст с помощью указания на минувший период времени, для чего обычно употребляются слова дни или годы. Когда Иаков стоит на пороге смерти, его 147 лет обозначаются как «годы жизни его» (Быт. 47:28). Полнокровная деятельная жизнь насыщена событиями, подобно тому как Иов был «насыщен днями» (Иов 42:17; ср. Авраама в Быт. 25:8).
Прилагательное zaqen, то есть «старый», «старший», используется в Ветхом Завете в различных случаях и всегда указывает, что речь идет о человеке почтенном, заслуженном. Это может быть управляющий рабами в доме (Быт. 24:2) или старейшины двора фараона в Египте (Быт. 50:7). Смысл слова старший приобретает политический оттенок, когда речь идет о старших слугах Давида (2 Цар. 12:17) или о старейшинах земель египетских, моавитских и мадиамских (Быт. 50:7; Чис. 22:7). Во времена Моисея «старейшины Израилевы» представляли собой группу народных вождей, которые сопровождали Моисея на его первую встречу с фараоном (Исх. 3:18), выступали в качестве народных представителей (Исх. 19:17), участвовали в утверждении завета на горе Синай (Исх. 24:1) и вообще разнообразными способами помогали Моисею на протяжении всей его жизни (Исх. 17:5; Чис. 11:16-17).
В Ветхом Завете также используется слово седина (seba) в качестве обозначения преклонного возраста. В широко известном эпизоде заключения завета с Авраамом из Бытия Бог обещает Аврааму, что тот умрет в мире и будет погребен «в старости доброй» (seba toba, Быт. 15:15; ср. Быт. 25:8). Подобным же образом Давид умер «в доброй старости, насыщенный жизнию, богатством и славою» (1 Пар. 29:28). Седина рассматривалась как венец славы, который заслужен праведной жизнью (Пр. 16:31). Тот же образ встречается в видении пророка Даниила, где у Ветхого Днями волосы на голове подобны чистой шерсти {синод, «чистой волне»} агнца (Дан. 7:9).
Слово yases может относиться к человеку старому и дряхлому, беспомощному или беззащитному. Царь Навуходоносор не знал пощады ни к старым, ни к слабым (2 Пар. 36:17). Производное от этого слова (yasts) обозначает тех, чей возраст вызывает уважение (Иов 15:10; 32:6). Евреи также использовали слово kelah, которое обычно имеет дополнительное значение «богатство», подчеркивая зрелость возраста (NIV full vigor, полная зрелость, Иов 5:26). В Ветхом Завете старость ценится высоко, как это видно из указаний в Лев. 19:32: «пред лицом седого (seba) вставай и почитай лицо старца (zaqen), и бойся Бога твоего».
В Новом Завете, как и в Ветхом, слово старшие (presbytes) может обозначать просто пожилых людей. Захария употребляет это слово для описания самого себя как человека, почти вышедшего из детородного возраста (Лк. 1:18). Павел применяет это слово к себе как к «старцу» (Флм. 1:9). Он также дает указания Тимофею относительно того, с какими речами обращаться к старшим (1 Тим. 5:1-2; ср. Тит. 2:2-3). Однако чаще это слово используется для обозначения старейшин народа (presbyteroi, Мф. 21:23). Так называемые старейшины были, очевидно, неформальной политической группой, которая играла активную роль в общественных делах. Нередко они фигурируют одновременно с главными священниками и книжниками.
Позднее, в период Нового Завета, старейшины (пресвитеры) становятся официальными религиозными руководителями ранней Церкви. Хотя происхождение института старейшин в истории ранней Церкви доподлинно неизвестно, представляется очевидным, что этот институт основывался на Ветхом Завете и на древнем еврейском обычае оказывать почет и уважение старшим членам общины. Когда набиравшая силу Церковь начала разрастаться, старейшины были назначены или рукоположены на руководящее служение в каждой местной общине (Деян. 14:23). В ранней истории Церкви они уже выделялись в качестве устоявшейся группы должностных лиц, руководивших верующими в Иерусалиме (Деян. 11:30). На соборе в Иерусалиме они появляются вместе с апостолами, чтобы решить спор об обращенных язычниках (Деян. 15:2, 4, 22).
Должностные лица ранней Церкви, известные как старейшины, иногда назывались также епископами (episkopos, букв, «надзирателями»), Эти два слова в Тит. 1:5, 7 выступают в качестве взаимозаменяемых. Значения слов пресвитеры и епископы, вероятно, частично перекрываются в 1 Послании к Тимофею, где указания, касающиеся пресвитеров (1 Тим. 5:17), по всей видимости, относятся как к епископам (1 Тим. 3:1), так и к диаконам (1 Тим. 3:8). Таким образом, старейшины ранней Церкви были надзирателями (или «блюстителями», Деян. 20:28), пастырями (Еф. 4:11) и наставниками (Евр. 13:7), которые имели власть над паствой Божьей (1 Фес. 5:12). Они были призваны совершать молитвы (Иак. 5:14) и учить Слову (1 Тим. 5:17). Положение старейшин защищало их от недобросовестных обвинений, но если они погрязали в грехе, их публично отстраняли от должности в качестве примера для всех верующих (1 Тим. 5:19-20). Без назначения старейшин в церкви миссионерское служение оставалось «недоконченным» (Тит. 1:5). Для назначения на должность старейшин требовалось, чтобы кандидат вел праведный образ жизни, имел одну жену и был кроток.
Новозаветный термин geras (и однокоренной глагол gerasko) относятся к старости в целом. Ангел Гавриил сказал Марии, что Елисавета зачала сына «в старости своей» (Лк. 1:36). Автор Послания к евреям заявляет, что ветшающее и «стареющее» близко к уничтожению (Евр. 8:13).
В древности в племенных сообществах Ближнего Востока пожилым людям оказывали почет и уважение. В Библии долгожительство расценивается как награда за праведную и добродетельную жизнь, а старики считаются кладезем житейского опыта и мудрости. Ветхозаветный обычай, благодаря которому общественное положение пожилых людей было почетным и — с социальной и политической точек зрения — привилегированным, получил свое продолжение в новозаветной практике предоставления руководящих должностей «старейшинам».
В заключение мы можем отметить, что современное понятие выхода на пенсию авторам Библии не было известно. Левиты оставляют должность в возрасте пятидесяти лет, но затем они продолжают помогать более молодым служителям (Чис. 8:24-26 {синод, «помогают содержать стражу»}). В период Нового Завета Захария считал себя старым, однако продолжал служение в храме (Лк. 1:18-25). Не вызывает сомнений, что в древних земледельческих обществах сам характер физического труда требовал прекращения трудовой деятельности в сравнительно раннем возрасте. Однако пожилые люди становились затем наставниками для своих внуков и советниками для пришедшего им на смену поколения. Библии чуждо само представление о возможности однажды прекратить работать и провести остаток жизни в бездельи.
Уильям Т. Арнольд
См. также: СМЕРТЬ.
Литература: J.G.Harris, Biblical Perspectives on Aging: God and the Elderly; R.K.Harrison, ISBE, 3:587.