ВОЙНА, СВЯЩЕННАЯ ВОЙНА, БРАНЬ
(WAR, HOLY WAR)
Несмотря на тот факт, что многие нации используют вырванные из контекста библейские цитаты для обоснования своих воинственных устремлений, Ветхий Завет отнюдь не прославляет и даже не рекомендует боевые действия в качестве способа решения проблем. Совсем наоборот: насилие всячески осуждается.
Ламех с его песнью отмщения представляет собой отклонение в истории человечества (Быт. 4:23-24). Знаменитые герои древности, «издревле славные люди», упоминаются в далеко не одобрительном контексте (Быт. 6:4). Насилие, наполняющее землю страданиями, стало одной из главных причин потопа (Быт. 6:11). Нимрод, могучий воин и первый военный агрессор (Быт. 10:8-11), не принадлежит к родословной линии Искупителя. Земля Нимрода обречена управляться мечом (Мих. 5:6).
Симеон и Левий утратили свои права среди первенцев, потому что их мечи стали орудиями жестокости. Хотя устроенная ими резня (Быт. 34) якобы имела нравственное обоснование, из-за нее они должны будут быть рассеяны в Израиле (Быт. 49:5-7). Когда Моисей убил египтянина, чтобы помочь еврею, он обнаружил, что тем самым мог только задержать Божье избавление (Исх. 2:12).
С именем Давида связывают успешное расширение его царства благодаря завоевательным походам. Он не мог, однако, построить храм Божий, поскольку вел большие войны и пролил много крови пред лицом Бога (1 Пар. 22:8). Когда Давид решил для военных надобностей провести народную перепись, это едва не стоило ему царства (2 Цар. 24).
Войны в Библии осуждались или даже останавливались пророками. Пророк Самей не позволил Ровоаму подавить восстание северных колен силой оружия (3 Цар. 12:22-23). Михей отказывается присоединиться к единодушному кликушеству пророков, призывающих к войне (3 Цар. 22).
Израильских руководителей пророк Одед осудил за то, что они пытались ввести иудейских пленных в страну (2 Пар. 28:11). Вождей Иудиных ждет Божий гнев за то, что они хотели расширить свои границы, когда Израиль был ослаблен из-за ассирийской агрессии на севере (Ос. 5:10). Их захватнические намерения сравниваются с бессовестностью землевладельцев, передвигающих межевые знаки, чтобы увеличить размер своего участка.
Когда война неизбежна, она должна вестись гуманно. Воюющим сторонам не позволено выходить за пределы обоснованного применения силы, необходимого для достижения определенных целей. В первых двух главах книги Амоса чужеземным народам предречен суд за их военные преступления как против израильтян, так и друг против друга. Ииуй был уполномочен Яхве пресечь династическую линию Ахава, но его злодеяния были совершенно несопоставимы с этой целью. Поэтому дом Ииуя должен быть наказан за кровопролитие в Изрееле (Ос. 1:4).
Тора содержит определенные правила для того, чтобы войны велись настолько гуманно, насколько это возможно. Взятых в плен женщин нельзя подвергать насилию. Если мужчина увидит пленницу, на которой захочет жениться, он должен уважать ее права и ее чувства. Ей следует отвести время на то, чтобы она оплакивала свою семью. Если муж позже охладеет к ней, он не должен обращать ее в рабство или продавать за серебро (Вт. 21:10-14). Закон требовал, чтобы перед нападением на город были предложены условия мира. Если условия мира принимались, город нельзя было разорять (Вт. 20:11). Существовали даже охранительные законы, регулирующие уничтожение деревьев во время осады (Вт. 20:19-20).
В ветхозаветную эпоху нужда в военных действиях нередко отпадала благодаря чудесным или необычным обстоятельствам. В Исх. 14 приведен классический пример библейского избавления. Моисей говорит израильтянам: «стойте и увидите спасение Господне, которое Он соделает вам ныне» (Исх. 14:13). Отборные войска фараона с их колесницами были уничтожены водами моря без какого-либо применения человеческого оружия.
Войска, осадившие город, где находился Елисей, поражены слепотой. Пророк прямиком отвел их в Самарию. Когда их глаза открылись, пророк не позволил царю убить их. После того как пленных накормили, их отпустили к их государю (4 Цар. 6:18-22). Позже, в 4 Цар. 7:6, описывается, как арамейское войско обратилось в бегство, поскольку Яхве сделал так, что ему послышался громкий шум. Во времена Езекии ассирийская осада прекращена ангелом смерти (4 Цар. 19:35).
В Ионы 3:8 ниневитяне обвиняются не в идолопоклонстве, а в том, что творят насилие. В Ионы 4 Бог объясняет, что Он предпочитает сохранять людям жизнь, а не отбирать ее. Хотя и верно, что Яхве однажды накажет безбожные народы мечом, это произойдет в избранный Самим Богом день. Это не будет вызвано вспыхнувшим минутным гневом Бога. Бог не медлит с исполнением Своих обетований, но хочет, чтобы все пришли к покаянию (2 Пет. 3:9). В Зах. 1:12-13 даже Ангел Господень теряет терпение из-за такой медлительности, и его приходится успокаивать.
Надежды на будущее для Божьего народа связаны не с войной и завоеваниями. В будущем народы устремятся к святой горе, чтобы познать Бога. Тогда мечи и копья перекуют на земледельческие орудия, и войн больше не будет (Ис. 2:1-4).
Геноцид в книге Иисуса Навина. Истребление в Иерихоне и Гае всех жителей — «и мужей и жен, и молодых и старых», описанное в книге Навина (Нав. 6:20; 8:24-25), представляется жестоким и бессердечным, если воспринимать его в отрыве от контекста. Следует помнить, что это особый случай, имевший место только в начальном периоде овладения обетованной землей. Это не есть общее правило, применимое в каждом вооруженном конфликте.
Израилю запрещено вступать в союз с хананеями и в чем бы то ни было давать им пощаду (Исх. 23:32-33; 34:12-15). Однако в дни Авраама никому не казалось удивительным, что патриарх состоит в союзе с Эшколом и Анером (Быт. 14:13). В Быт.
15:16 Аврааму говорится, что мера беззаконий Аморреев еще не наполнилась. Симеон и Левий порицаются за истребление ими жителей Сихемовых (Быт. 34; 49:5-7).
В Быт. 38 Иуда покидает братьев своих, чтобы поселиться рядом с хананеем по имени Хира, который стал его другом (Быт. 38:1, 12). Позднее сам Иуда и его сын женились на хананеянках. Одна из этих хананеянок принадлежит к числу прямых предков Христа и является первой упоминаемой в Новом Завете женщиной (Мф. 1:3).
В конце периода судей Давид овладел Иерусалимом. Однако он не истребил живущих там иевусеев и даже не отбирал их земли силой. Напротив, он отказался от предлагаемого ему в дар гумна Орны Иевусеянина и заплатил за него полную стоимость (2 Цар. 24:18-24). В период Соломона, когда все хананейские крепости были покорены Израилем, оставшихся хананеев не убивали, но привлекали к оброчным работам (3 Цар. 9:20-21).
Все это свидетельствует, что для начального периода овладения землей были характерны особые обстоятельства. В главе Лев. 18 отмечается растленное состояние хананейского общества в эту эпоху. Отвратительные половые извращения были составной частью религии хананеев. Практиковались также жертвоприношения детей. В Лев. 18:25 сказано, что земля настолько осквернилась, что свергнула с себя живущих на ней. Подобные обычаи не только загрязнили бы чистый Моисеев яхвизм, но и подорвали бы основы семьи в любом обществе.
Во Вт. 20:16-18 указано, что хананеев следует истреблять, чтобы «они не научили вас делать такие же мерзости, какие они делали для богов своих». Археологические данные подтверждают тот факт, что упомянутые в Лев. 18 мерзости были неотъемлемой частью хананейского культа. В одном литературном тексте описывается, как для главы хананейского пантеона рожают двоих детей жены некоего мужчины. Муж польщен, что они выбраны для этой цели. Литургические пометки показывают, что данный текст использовался в культовых целях. В этом сюжете прославляется рождение двух хананейских богов, которых зовут Шахар и Шалим. Представляется, что истребление этого народа совершалось на начальном этапе, чтобы позволить Моисеевой нравственности утвердиться в этой стране.
Поступки Иезавели, происходящей из Сидона жены Ахава, показывают, что бывает, когда всего одна хананеянка получает доступ к власти. Она попыталась уничтожить всех пророков Господних (3 Цар. 18:13). Она подстроила убийство Навуфея, чтобы Ахав мог завладеть его виноградником. Ахав вырос в обществе, где десять заповедей имели существенное значение для нравственности. Иезавель росла в окружении, где могла лишь услышать, как хананейская богиня раскроила юноше череп, чтобы отнять у него лук.
В Ветхом Завете жизнь священна. По завету, установленному в Быт. 9:1-7, убийство карается смертью. И все же никакая физическая жизнь не может быть более важна, нежели Божий замысел об искуплении всего мира. Если бы хананеи получили возможность безвозбранно продолжать свое существование, они бы постепенно и мучительно истребили сами себя.
Представляется, что в замыслы Бога никогда не входило немедленное уничтожение всех хананеев. В книге Иисуса Навина в богословских целях представлен ряд блистательных побед. Однако в Исх. 23:29-30 указано, что изначальным Божьим замыслом было изгонять хананеев «мало помалу», так чтобы земля не опустела, и на ней не размножились дикие звери. Из Суд. 3:1-4 мы узнаем, что хананеи были оставлены, чтобы искушать ими израильтян, и чтобы те были готовы к войне. В книге Навина мы видим стремительное подавление способности хананеев представлять собой серьезную угрозу. В военном отношении они были парализованы, поэтому у них оставалось мало шансов оказать влияние на израильское сообщество.
По сути дела, книга Иисуса Навина умаляет значение человеческого фактора на войне. Навин категорически отрицает, что земля Ханаанская была завоевана его мечом и луком (Нав. 24:12). До него Моисей говорил народу, что хананеи будут изгнаны не благодаря праведности Израиля, а из-за собственного нечестия (Вт. 9:4).
Когда израильтяне пересекли Иордан с его чудесным образом расступившимися водами, Навин, кажется, решил делать все то, чего никогда бы не сделал ни один толковый военачальник. Он на две недели привел в небоеспособное состояние все свои ударные силы, подвергнув их мучительному обряду обрезания (Нав. 5:2). Когда войско выздоровело, оно совершило праздник Пасхи (Нав. 5:10). Затем Навин узнал, что он, в сущности, не является командующим и должен преклониться перед вождем воинства Господня (Нав. 5:14).
Израильтяне не имели инженерных навыков для осады укрепленных городов. Вместо этого они обходили вокруг города и для сокрушения его стен уповали единственно на свою веру. После того как ими были захвачены всего два города (Иерихон и Гай), они отправились на север во враждебные Сихемские земли. Там они остановились, чтобы совершить обстоятельное, затянувшееся на долгое время богослужение (Нав. 8:30-35).
Суть книги Навина сводится к тому, что овладение землей произошло отнюдь не благодаря блестящей военной стратегии, технически совершенному вооружению или великому героизму могучих воинов. Это произошло исключительно благодаря сверхъестественному акту благодати Бога, исполняющего обетования. Земля была дана по обетованию, и для владения ею следовало хранить верность Божьим обетованиям.
Священная война. В Ветхом Завете говорится о «бранях» или «войнах Господних» (Чис. 21:14; 1 Цар. 18:17; 25:28), однако выражение «священная война» не употребляется. В литературу оно было введено немецким ученым Фридрихом Швалли в 1901 г. Оно описывает такую войну, которая ведется в силу полной преданности замыслам и намерениям Бога. Бог не только одобряет и направляет священную войну, но и деятельно в ней участвует.
Первый пример такого рода войны встречается в еврейской Библии в Исх. 17:8-16. Здесь в роли агрессора выступают амаликитяне. Из Вт. 25:17-19 известно, что они напали на тех, кто отстал от основных сил, на ослабевших и уставших. Хотя весть об истреблении египтян при переходе Чермного моря разнеслась широко, этот коварный противник не ведал сомнений, нападая на Божий народ. Таким образом, нападение Амаликитян было выпадом против славы Божьей.
Моисей взял жезл Божий и взошел на вершину холма. Пока жезл был воздет, одолевал Израиль. Но когда руки Моисея опускались, одолевал Амалик. К концу дня битва была выиграна Израилем, потому что Аарон и Ор поддерживали руки Моисея в поднятом положении. Моисей получил повеление от Господа записать эти события в книгу. После этого у Яхве продолжалась непрестанная брань с Амаликом, пока тот не был полностью истреблен.
Поскольку такая война посвящалась Господу, зачастую ей предшествовали жертвоприношения, молитвы и определенного рода религиозные литургии. Руководитель обычно обращался к войскам, говоря им, что Яхве уже предал неприятеля в их руки и будет сражаться рядом с ними. Во Вт. 20:1-4 указано, что это должен сказать священник. По меньшей мере в одном сражении литургии, восславляющей несравненную благодать Яхве, оказалось самой по себе достаточно для того, чтобы одержать решительную победу (2 Пар. 20:20-23).
Не всегда было очевидно, что война действительно является священной. Изыскивались различные средства для определения отношения Яхве к грядущей битве, такие как урим, сновидения и пророчества. Если Господь не отвечал ни одним из указанных способов, это считалось зловещим предзнаменованием (1 Цар. 28:5-7), и оставалось только предпринимать самые отчаянные меры. Цари зачастую были чрезвычайно озабочены тем, чтобы выяснить, являются ли пророчества в пользу вступления в войну истинными (ср. 3 Цар. 22).
Поскольку война была священной, те, кто составлял вооруженные силы, тоже должны были быть святы. Они должны были освящаться для Господа (Нав. 3:5). Нередко это требовало усердной проверки и приготовлений. Каждый должен был быть ритуально чистым. Даже сам стан должен был быть свят. Нельзя было, чтобы Господь увидел в стане что-либо срамное (Вт. 23:9-14). Иногда даже само оружие освящалось для Господа (1 Цар. 21:5 {синод, «сосуды»}; 2 Цар. 1:21).
Эмоциональный и психологический настрой войск был очень важен. Всех, кто был малодушен и не способен безраздельно уповать на Яхве, отсылали домой. Всякого, для кого могли оказаться слишком важными оставшиеся незавершенными дела дома, отпускали по этой причине (Вт. 20:1-8).
Иногда цари пытались установить собственные правила ведения священной войны. Примером тому может служить требование Саула, чтобы никто из народа не вкусил пищи до полного уничтожения врага (1 Цар. 14:24). Иногда битвы выигрывались за счет отказа от обычного ритуала и предписаний. Действуя таким образом, Ионафан с его оруженосцем внезапным нападением обратили в бегство казавшихся неуязвимыми филистимлян (1 Цар. 23:1-23).
Эти примеры показывают, что Богом нельзя манипулировать для достижения победы, следуя определенному набору «рецептов». Офни и Финеес совершили роковую ошибку, думая, что победа гарантирована только благодаря тому, что в стан принесен священный культовый предмет, а именно, ковчег Яхве (1 Цар. 4). Позднее Иеремия в своей храмовой проповеди разоблачает богословие, считающее Иерусалим неприступным из-за того, что в нем находится храм (Иер. 7:8-15).
В главах 1 Цар. 13; 15 Саул полагает, что ритуальное жертвоприношение важнее, нежели послушание Божьему слову (1 Цар. 15:22-23). Только верность Торе и преданное послушание Богу могут обеспечить победу. Коль скоро Тора тщательно исполняется, то обещано, что враги выступят одним путем, а побегут семью путями (Вт. 28:1, 7). В литературе о мудрости отмечается, что «когда Господу угодны пути человека, Он и врагов его примиряет с ним» (Пр. 16:7).
Кульминацией и окончанием сражения являлось посвящение военной добычи Господу. В общем случае, после священной войны все заклятое становилось святыней Господу и входило в сокровищницу Господню (Нав. 6:17-18). Утаивание даже одним человеком чего-либо из заклятого могло привести к самым серьезным последствиям. Непослушание Ахана привело к поражению близ Гая (Нав. 7 - 8). Саул сохранил часть заклятого и из-за этого лишился царства (1 Цар. 15:23).
Завоевания Давида. С самого начала карьеры Давида его военные успехи вызывали раздражение Саула. О нем женщины пели, что он победил десятки тысяч (1 Цар. 18:7), в то время как у Саула счет шел только на тысячи. Своей первой победой над великаном Голиафом Давид был обязан тому, что уповал не на силу оружия, а на имя Господа (1 Цар. 17:45). Еще в своей юности Давид уверовал, что одна только вера в Господа дает ему победу надо львом и медведем. С таким настроем он и шел в свое первое настоящее сражение. Важна вера Давида в то, что израильские воины — воинство
Бога живого, и поэтому неуязвимы (1 Цар. 17:36).
В псалме 59, который традиционно считается Давидовым псалмом, утверждается, что помощь человеческая бесполезна. «С Богом», говорит Давид, «мы окажем силу; Он низложит врагов наших». Давид верует, что Бог даст боящимся Его поднять знамя победы; эта вера выражена в словах «Моав умывальная чаша Моя; на Едома простру сапог Мой» (Пс. 59:4-12).
В главе 2 Цар. 22 Давид провозглашает, что все его стратегическое военное могущество заключено в Яхве (2 Цар. 22:1-3). Взглядом веры он видит, как приближается его победа в шествии божественного Воителя, от поступи Которого сотрясается земля и поднимается буря (2 Цар. 22:8-16). Давид верует, что с помощью Бога способен на могучие свершения (2 Цар. 22:30). Именно от Яхве он научился всему своему воинскому искусству (2 Цар. 22:35). Победа доступна только через Божью благодать.
Ни одному царю не удалось повторить военных побед Давида. Прямую противоположность ему представляет Иеровоам II, похваляющийся своей ничтожной победою как делом рук своих (Ам. 6:13-14). Небольшая империя Давида стала примером, иллюстрацией и прообразом для грядущих побед идеального мессианского царя, Который будет владычествовать от моря до моря (Зах. 9:9-10). Он будет пасти народы жезлом железным (Пс. 2:8-9).
В Ам. 9:11-15 предрекается восстановление падшей скинии Давидовой. Ранняя новозаветная Церковь считала обращение язычников в веру по меньшей мере частичным исполнением этого пророчества (Деян. 15:15-18). Империя Давида никогда не была библейским идеалом, к которому следовало бы стремиться преходящим, земным царям. Подобные победы могут свершиться лишь в мессианскую эру.
Войны в литературе о Мудрости. Для ведения войны необходимо руководство; победа приходит при множестве совещаний (Пр. 20:18; 24:6). Один небольшой город с малым числом жителей был спасен мудростью бедняка (Ек. 9:14-15). Эти советы нашли свое отражение в поучениях Иисуса в Лк. 14:31-32. Царь, идущий на войну против другого царя, должен прежде оценить расклад сил. Так и всякий ученик, следующий за Христом по крестному пути, должен оценить свои силы.
Мирские войны являются рискованным делом. Даже превосходящие силы не гарантируют победы, поскольку для всего существует свое время ислучай(Ек. 9:11). Существует, однако, и защита от капризов судьбы. Имя Господа — крепкая башня, где может укрыться праведник (Пр. 18:10). Можно иметь множество боевых коней, но в конечном счете победа принадлежит Господу (Пр. 21:31; Ис. 31:1).
Некоторые вещи более смертельны, нежели боевое оружие. Зубы нечестивых подобны ножам и мечам (Пр. 30:14). Есть люди, которые своим языком действуют как мечом (Пр. 30:14). В Иак. 3:5-6 сказано, что язык способен воспалить весь круг жизни. Существуют задачи, более трудные, чем взятие вражеского города. Сохранение самообладания и примирение с обиженным братом служат такими примерами (Пр. 16:32; 25:28).
С Исходом в Ис. 51:9-10 связаны мудрость, могущество и военные действия. В апокрифической книге Премудрости Соломона мудрость, она же Логос, всемогущественное Слово, выступает в качестве грозного воина. Слово сошло с царственных небесных престолов, чтобы острым мечом поразить первенцев египетских (Прем. 18:14-16). Следуя этим представлениям о мудрости и слове, Новый Завет отождествляет меч духовный и Слово Божье (Еф. 6:17). Тот же мотив встречается в Евр. 4:12-14. Здесь Слово уподоблено острому мечу, проникающему в помышления и намерения сердца.
Эсхатологическая война. Пророки предрекали, что в грядущие дни Израиль приобретет особое могущество пред лицом своих врагов. Железным рогом и медными копытами он сокрушит многие народы (Мих. 4:13). Сыны Сиона будут для сынов Греции как меч ратоборца (Зах. 9:13). Овцы стада Божьего однажды уподобятся славному коню для брани (Зах. 10:3). Эти пророчества относятся к послепленной истории. Возможно, победы Маккавеев во втором столетии до Р.Х. и даже недавние успехи Израильской армии в современную эпоху являются их частичным исполнением.
Многие пророки предсказывали, что у некоторых народов возникнут самонадеянные, но тщетные надежды захватить Иерусалим как легкую добычу (Ис. 29:7-8; Иез. 38 - 39; Зах. 12 - 14). Такие радужные надежды Исайя сравнивает со сновидениями голодного человека, которому снится, что он на пиру. В тот самый миг, когда их победа будет казаться несомненной, божественный Воитель выступит на защиту Своего народа (Ис. 63:1-5; Отк. 19:11-21).
В этом последнем противостоянии примечательно отсутствие сражения. Не будет никакой битвы! Вот две противоборствующие силы драматически сближаются. Когда можно было бы ожидать начала схватки, в повествовании просто говорится, что вражеские вожди схвачены. И далее, без всяких фанфар, они просто брошены в озеро огненное (Отк. 19:20). Прочие воины убиты мечом, который исходит из уст единственного всадника (Отк. 19:21).
Война в Новом Завете. Торжественный вход Иисуса в Иерусалим ознаменовал Его прошлые и будущие победы над силами тьмы. Иисус выступает исполнением пророчества Зах. 9:9 о кротком царе, сидящем на ослице и молодом осле (Мф. 21:5). Восклицания народа — это слова из псалма 117: «благословен Грядущий во имя Господне» (Мк. 11:9-10). Многие специалисты по Ветхому Завету считают псалом 117 славословием в честь царя, возвращающегося с победой.
В Пс. 117:12 царь говорит, что враги окружили его, как пчелы. Именем Господним он низложил их. Радостный победный глас раздается в жилищах праведников (Пс. 117:12-15). Христос же незадолго до этого победил бесов (Мк. 9) и смерть (Ин. 11). Он говорит ученикам, что видел сатану, спадшего с неба, как молнию (Лк. 10:18).
В Своем торжественном шествии победоносный Воитель направляется прямо к храму и очищает его (Мф. 21:12) от меновщиков денег (Мал. 3:1-4). Его последующая смерть и воскресение описаны апостолом Павлом как военная победа над силами тьмы. Он разоружил начальства и власти. Он подверг их позору, восторжествовав над ними на кресте (Кол. 2:15). Затем, торжествующий подобно победившему царю в Пс. 67:19, Он взошел на высоту, пленил плен и дал дары человекам (Еф. 4:8). Перед самой Своей смертью Христос предвидел трагические последствия восстания против римлян и оплакал участь города (Лк. 19:41-44). На Своем крестном пути Он говорил женщинам, чтобы не плакали о Нем, а плакали о себе и своих детях, которых ждет это трагическое будущее (Лк. 23:27-30). В беседе на горе Елеонской Он предупредил учеников, чтобы они бежали из города, когда увидят Иерусалим, окруженный войсками (Лк. 21:20-24).
Его предостережения о лжемессиях, которые придут под Его именем, вероятно, исполнились отчасти в лице Бар-Косивы, который в 132 г. по Р.Х. назвал себя «сыном звезды» (Бар-Кохба). Даже великий рабби Акива поверил, что это Мессия. С этих событий началось попрание Иерусалима язычниками (Лк. 21:8, 24). Христос предрек, что войн и слухов о войнах {синод, «смятения»} будет в эти времена очень много.
Все это оказалось прообразом и иллюстрацией для сражения народа Божьего в конце времен. Христос не считал, что конец наступит в Его дни. Он считал, что подобные события станут началом скорбей и болезней (Мф. 24:8). Тот, кто читает о беседе на горе Елеонской, подобен человеку, обозревающему пейзаж и видящему две горные гряды. Они кажутся близкими друг к другу, в то время как на самом деле их могут разделять многие мили.
Разрушение Иерусалима римлянами в первом столетии — это ближние горы. Далеко-далеко от них расположены другие, нагромождение высочайших вершин. Это последняя война в конце века сего, которая будет сопровождаться множеством сверхъестественных явлений. Именно этот «род», поколение последних времен не прейдет до тех пор, пока все не исполнится (Мф. 24:34).
Ужасы последнего противостояния в книге Откровения принесены четырьмя апокалиптическими всадниками (Отк. 6:1-8). Первая стадия войны представляет собой скоротечное и не слишком ожесточенное сражение с применением лука, оружия, действующего на расстоянии. Затем, с появлением рыжего коня, начинается массовое истребление. Вороной конь означает нищету и лишения. А последний конь приносит в тылы опустошительную смерть от голода, мора и диких зверей. И все это — лишь начало скорбей.
Коварному преступнику, именуемому «антихрист», будет даже дана власть вести войну со святыми и победить их (Отк. 13:7; ср. Дан. 7:21-25). Однако внезапное появление Ветхого днями сразу прервет его бесчинства. В это время святым Всевышнего будет дано царство и власть над всей землей (Дан. 7:26-27).
Христианская жизнь до наступления этих времен метафорически сравнивается со сражением. К Тимофею обращен призыв переносить страдания, как доброму воину Иисуса Христа (2 Тим. 2:3). Он наставляется подвизаться добрым подвигом веры и держаться вечной жизни (1 Тим. 6:12). Однако эта брань не против крови и плоти, а против властей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных (Еф. 6:12). Павел призывает ефесян облечься для этой брани во всеоружие Божье (Еф. 6:10-15).
Церкви в Коринфе указано, что оружие, которым мы воинствуем, не есть оружие этого мира. Оно обладает божественной силой разрушения твердынь. Благодаря этим стратегическим преимуществам можно пленить всякое помышление в послушание Христу (2 Кор. 10:1-5).
Пол Фергюсон
См. также: ЗАКЛЯТОЕ; НАСТАВЛЕНИЕ; СУД; ПРАВДА; ПРОВИДЕНИЕ БОЖИЕ; НАКАЗАНИЕ; МЕСТЬ; ЖЕСТОКОСТЬ.
Литература: D. Christensen, Transformations of the War Oracle in Old Testament Prophecy, R.Gonen, Wea pons and Warfare in Ancient Times; M.Lind, Yahweh Is a Warrior; G.von Rad, Holy War in Ancient Israel; Y. Yadin, The Art of Warfare in Biblical Lands.