ВРЕМЯ

(TIME)

Спорный вопрос, содержится ли в Библии достаточно данных для формулировки полномасштабной доктрины времени; тем не менее, значение библейской концепции времени заключается, бесспорно, в том, что она выражает регулярность действия Бога, направляющего ход истории в соответствии со Своим замыслом о спасении. Еврейские слова moed, nddan, zēman, уот и греческие kairos, chronos, aiōn являются главными связанными с временем терминами Библии, которые описывают это действие Бога.

Бог как Господь над временем. Время не есть фатальная или стихийная сущность; оно, согласно Писанию, находится под властью Бога и под Его непосредственным управлением. Время началось при сотворении и стало фактором, с помощью которого Бог продолжает раскрывать творению Свой божественный замысел.

Бог трансцендентен времени. Он установил смену дня и ночи и времен года, благодаря чему можно определять и рассчитывать время (Быт. 1:14), и Он обладает властью отменить их во исполнение Своего предвечного замысла (Ис. 60:19-20); более того, Бог управляет мировой историей, заранее определив времена и сроки, установленные для всех народов, и отмеряя их окончание (Дан. 2:21; Деян. 17:26). Однако Бог не подвластен времени (Пс. 89:5). Оно никоим образом не влияет на Его личность и на Его дела: вечный Бог не утомляется и не изнемогает (Ис. 40:28) и Его замысел все преодолевает (Пр. 16:4; Ис. 46:10).

Далее, Бог проявляет неотступное участие в Своем творении. Он раскрывает Себя в истории согласно временам и срокам, которые положил в Своей власти (Деян. 1:7), и в Свой день осуществит завершение мировой истории через пришествие Иисуса (Еф. 1:9-10; 1 Тим. 6:15).

Бог, как «первый и... последний» (Ис. 41:4; 44:6; 48:12), «начало и конец» (Отк. 21:6), Тот, «Который был, есть и грядет» (Отк. 1:4, 8), «Царь веков» (1 Тим. 1:17; Отк. 15:3), проявляет Свою власть над временем.

В Новом Завете Иисус представлен как Господь над временем. Вместе с Отцом Он существовал до начала времен, сотворил все сущее и провиденциально его поддерживаетШн. 1:1-3; Кол. 1:16-17; Евр. 1:2-3). Он не подвластен времени и не испытывает его неблагоприятного влияния: «Иисус Христос вчера и сегодня и вовеки Тот же» (Евр. 13:8). Он тоже по праву называет Себя: «Альфа и Омега, начало и коней, Первый и Последний» (Отк. 22:13).

Человечество под властью времени. В отличие от Бога и Иисуса человечество подвластно времени в циклах рождения, жизни и смерти. На каждом человеке время оставляет свои следы старения, и в конце концов он умирает (Иов 14:5; Евр. 9:27). Жизнь его коротка и быстро проходит (Пс. 143:4; Иак. 4:14). Все наши дни на земле — события и обстоятельства и сама их продолжительность — находятся в руке Божьей (Пс. 30:16; 138:16).

Более того, все люди будут ощущать ход времени в своей жизни после смерти. Из-за греха все люди испытывают духовную смерть, которая предполагает вечное отчуждениеот Бога (Рим. 5:17-21; 6:23). Смерть и воскресение Иисуса принесли избавление от греха и от духовной смерти, даровав вечную жизнь всем, кто верует (Ин. 3:14-17, 36; 1 Ин. 5:10-13).

Время как история искупления. На протяжении всей истории Бог осуществляет Свой замысел об искуплении падшего мира. По сути дела, сам ход времени является историей искупления.

Справедливо, что библейские священнописатели воспринимали движение истории как циклическое, с присущим ему набором предсказуемых, повторяющихся последовательностей событий: это упорядоченность и цикличность природы (Пс. 18:2-7; Ек. 1:4-7), цикличность человеческой жизни (Ек. 3:1-15) и ее рутинность (Ек. 1:8-11), возвышение и падение царей и империй (Дан. 2:21), и всеобщая склонность ко злу (Суд. 2:6-23; 2 Пар. 36:15-16; Неем. 9:5-37; Рим. 1:18-32).

Однако они не считали историю статичной. Хронологическое время имеет в обоих Заветах чрезвычайное значение, так как через него прослеживается искупительное действие Бога в истории. Самым выдающимся примером этого в Ветхом Завете является избавление Израиля от египетского рабства (Неем. 9:9-25; Пс. 77:12-55; Ос. 11:1); в Новом Завете это пришествие Иисуса как Мессии, Спасителя и Господа (Деян. 3:12-26; 10:34-43; 13:16-41). Сущность такого божественного вмешательства, как откровения, исключает всякую возможность того, что время просто статично, не имеет своей цели и значения.

Время исполнено смысла в своем движении вперед. Заветы, которые Бог заключил с Адамом, Ноем, Авраамом, Моисеем, Давидом и Иеремией, свидетельствуют, что в истории последовательно раскрывается искупительный Божий замысел относительно человечества. Исполнение пророчеств, происходящее в предопределенное Богом время, тоже свидетельствует об этом. Воплощение служит здесь высшим примером: «но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление» (Гал. 4:4-5; ср. Мк. 1:15; 1 Пет. 1:10-12; Рим. 14:24-25; Еф. 1:10; 1 Тим. 2:6). Смерть Иисуса была не случайностью, а единократным искупительным жертвоприношением (1 Пет. 3:18; Рим. 6:10; Евр. 7:27; 9:26), произошедшим в точности тогда, когда предопределил Бог (Рим. 5:6). Точно так же, второе пришествие Иисуса — цель и конечная точка истории искупления — произойдет в назначенное Богом время (Мк. 13:32; Деян. 1:7; 3:21; 1 Тим. 6:14-15).

Настоящее время как время спасения. В Библии единогласно утверждается, что настоящее время есть время спасения. В Ветхом Завете после избавления Израиля от египетского рабства каждое последующее поколение должно было с любовью и послушанием исполнять законы, данные на Синае Богом, Спасителем израильтян (Вт. 11; Пс. 94:7-8). Наставление «время — взыскать Господа» (Ос. 10:12) должно было стать постоянным стремлением Израиля.

В Новом Завете пришествием Иисуса в качестве Мессии ознаменовалось «лето Господне благоприятное» (Лк. 4:19, 21). Промежуток времени между воплощением и вторым пришествием символически предстает как юбилейный год (Лк. 4:19/Ис. 61:1-2; ср. Лев. 25:10), как время, когда спасение стало доступно для всех людей благодаря спасительным деяниям Бога в Иисусе. Итак, «теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения» (2 Кор. 6:2); теперь исполнился предопределенный срок открыть эту Божью тайну, сокрытую от веков и родов (Кол. 1:26; Тит. 1:3).

Ныне время стремительно утекает для верующих и неверующих. Бог ныне повелевает всем людям покаяться, потому что Он назначил день, когда будет судить вселенную через Иисуса (Деян. 17:30-31). Однако время, отведенное на покаяние, уже уходит (Отк. 2:21; 10:6). Верующие призваны использовать каждую возможность для служения Богу (Еф. 5:16; Кол. 4:5) и возрастать в вере, «доколе можно говорить ныне», чтобы противостоять обольщениям вероотступничества (Евр. 3:13).

Последнее время. Конечный период времени, связанный со вторым пришествием Христа, по-разному называется последним временем, последними днями, последним часом {синод, «тот час»}, днем Господа, днем суда, днем гнева Божьего, временем наказания, кончиной века и концом. Так как в этих выражениях подразумевается окончание времени, это подчеркивает твердую новозаветную убежденность в том, что текущая история прекратится при возвращении Иисуса. Достоверность первого пришествия гарантирует достоверность второго (Деян. 1:7).

Наступление последних дней принимает в Новом Завете две формы. С одной стороны, мессианский век, ознаменованный первым пришествием Христа, предстает началом последних дней — судя по тому, что Петр обращается к Иоилю 2:28 для объяснения харизматических явлений, сопровождавших излияние Святого Духа в день Пятидесятницы (Деян. 2:17). Здесь мессианский век отождествляется с последними днями. Это время великого спасения, но и время усиления зла, разрастающегося до невиданных размеров по мере приближения парусии (возвращения Христа). Поэтому многие антихристы, лжеучители и всяческие беззакония, которые уже появились, безошибочно показывают, что наступило последнее время (1 Ин. 2:18; 1 Тим. 4:1; 2 Тим. 3:1).

С другой стороны, хотя конец близок (Иак. 5:8; Евр. 10:37; Отк. 22:7, 10), он еще не наступил. И период смуты не приближает его. Из-за уникальной природы последнего времени оно имеет и такую сущность, которая не полностью совпадает с сущностью мессианского века. В число событий этого времени входит исполнение знамений, предвещающих конец — возвращение Христа, установление Его вечного Царства и последний суд. Но все же эти два времени частично пересекаются: благие следствия спасения во Христе, обетованные для верующих в грядущем веке (вечная жизнь, совершенное уподобление образу Христа и так далее), частично доступны для них уже в этом веке.

Время и вечность. Библия не уточняет, в каком смысле время существовало, если существовало вообще, до творения и будет ли существовать после возвращения Иисуса. Не уточняет она и соотношение между временем и вечностью, как бесконечностью времени или его отсутствием.

Однако то, как Бог и человечество соотносятся со временем, может быть параллельно тому, как время отличается от вечности. С одной стороны, Бог вечен, не имея ни начала, ни конца (Пс. 101:26-28; Ис. 40:28; Рим. 1:20); Он — Господь над временем. Он бесконечен, в том смысле, что, как Господь и Творец, Он находится над временем или вне него (Пс. 89:3, 5). Время для Бога реально. Оно становится средством, с помощью которого Он выявляет Свою непреходящую любовь к человечеству. С другой стороны, время и человечество бесконечны в том смысле, что у них есть начало, но длительность их существования безгранична. Бог обещает бесконечную жизнь с Ним тем, кто верует в искупительные свершения Иисуса (Ин. 3:16; 1 Ин. 5:13), и нескончаемое отчуждение от Него тем, кто их отвергает (Мф. 25:46; 2 Фес. 1:6-8).

Г. Дуглас Бакуолтер

См. также: ДЕНЬ; ПОЛПОТА ВРЕМЕНИ; ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ.

Литература: J. Barr, Biblical Words for Time; О. Cullmann, Christ and Time; G.Delling, TDNT, 3:455-64; 9:581-93; J.Guhrt and H.-C.Hahn, NIDNTT, 3:826-50; C. F.H.Henry, EDT, pp. 1094-96; E.Jenni, IDB, 4:642-49; C.H.Pinnock, ISBE, 4:852 53; H.Sasse, TDNT, 1:197-209.