ВТОРОЕ ПРИШЕСТВИЕ ХРИСТА

(SECOND COMING OF CHRIST)

В ветхозаветный период идея о том, что в надлежащее время Бог пришлет Своего Мессию (Помазанника), появилась впервые, и такой образ мыслей сохранялся в период между Заветами. Этот термин мог употребляться по отношению к неевреям, таким как Кир (Ис. 45:1), но характерным его значением был образ великого царя, которого Бог пришлет в конце мира, освободителя, который избавит Божий народ от его угнетателей. Христиане восприняли эту идею и развили ее. Они придали ей новое звучание, когда стали называть Иисуса «Христом», Помазанником, и считать, что Он не только прожил в Свое время земную жизнь, но и должен вернуться на землю в конце века, чтобы установить окончательный Божий миропорядок. Отличие от прежних мессианских чаяний состоит в том, что Иисус уже приходил на землю, так что пришествие, на которое уповают христиане, должно стать вторым пришествием. Существенно также, что Мессия, второго пришествия Которого ждут верующие, уже прожил земную жизнь и совершил искупление для всех, кто верует в Него.

Учение Иисуса. Большая часть учения Иисуса относится к жизни «здесь и сейчас» и к тому, как люди должны совершать служение Богу. Он указал на исполнение ветхозаветных пророчеств (например, Лк. 4:21; ср. Мф. 12:17-21) и определенно знал, что послан Отцом, чтобы возвестить Царство Божье. Некоторые ученые считают, что это есть «реализованная эсхатология», и нынешнее Царство Божье, установленное жизнью и служением Иисуса — окончательное (Додд отстаивает эту точку зрения). Однако при подобной позиции упускается из виду тот факт, что Иисус явственно предвидел будущее «пришествие», когда нынешний миропорядок исчезнет и начнется совершенно новое состояние мироздания.

Так, Иисус предостерегал Своих слушателей, что всякого, кто постыдится Его и Его учения, постыдится и Сын Человеческий, «когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами» (Мк. 8:38). Это было высказано как нечто, уже усвоенное слушателями, поэтому представляется, что нечто подобное уже содержалось в предшествующих поучениях Иисуса. Не существует такой точки, в которой Иисус перестал бы учить о других вещах и начал проповедовать учение о Своем втором пришествии. С самого начала Иисус учит, что «приблизилось Царствие Божие» (Мк. 1:15), и это, вероятно, подразумевает второе пришествие, так как именно тогда Царство и установится во всей своей полноте. То, что Иисус сказал о Своем втором пришествии больше, чем записано, представляется очевидным благодаря тому вопросу, который ученики задали Ему в последние дни Его земной жизни: «какой признак Твоего пришествия и кончины века?» (Мф. 24:3). До этого времени зафиксировано не так уж много высказываний о Его возвращении, но эти слова свидетельствуют, что Иисус и раньше учил Своих учеников, что вернется. Во всех трех синоптических евангелиях в описании беседы на горе Елеонской присутствует значительная речь о втором пришествии Иисуса.

Это пришествие будет неожиданным и внезапным (Мф. 25:13; Лк. 12:40), но когда оно произойдет, оно будет подобно молнии, видной всем (Мф. 24:27; Лк. 17:24). Иисус указывает, что Его пришествие произойдет тогда, когда люди не будут ждать его (Мф. 24:36, 44). Этот призыв к готовности чрезвычайно важен (Мф. 24:42-51), так как свидетельствует, что пришествие Сына Человеческого имеет решающее значение. Ранее Иисусу была высказана просьба о том, чтобы отвести сыновьям Зеведеевым почетные места в Царстве. Иисус не отрицал, что такие места там действительно будут, однако указал, что они достанутся тем, кому уготовано Отцом (Мф. 20:20-23). Призыв к готовности, бесспорно, связан с наступлением Царства. Когда Иисус придет, слишком поздно будет начинать приготовления, поэтому Он призывает Своих последователей быть начеку, быть готовыми к Его пришествию, когда бы оно ни произошло. Нам следует также помнить поучительную притчу о талантах. Когда Господин вернется, Его люди будут держать ответ, как они распорядились талантами, которые Он дал им.

Важной составной частью учения Иисуса о Его втором пришествии является то положение, что второе пришествие будет сильно отличаться от первого. В первое пришествие Он был небогатым человеком, предметом презрения для религиозных и светских властей и, по-видимому, так и остался совершенно неизвестен для многих людей. Но при Своем возвращении Он грядет «на облаках с силою многою и славою» (Мк. 13:26). Кое-какие выводы о Его высоком положении можно сделать из того факта, что Он «соберет избранных Своих от четырех ветров, от края земли до края неба» (Мк. 13:27); Его узрят «сидящего одесную Силы и грядущего на облаках небесных» (Мк. 14:62).

В самом конце Своей земной жизни Иисус решительно заявил, что вернется, сказав на суде Каиафы: «вы узрите Сына Человеческого, сидящего одесную Силы и грядущего на облаках небесных» (Мк. 14:62). А Лука сообщает о словах Иисуса перед самым Его вознесением «Не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти» и о словах ангелов «Сей

Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян. 1:7, 11). В Книге Деяний имеется также указание, что Бог «назначил день, в который будет праведно судить вселенную, посредством предопределенного Им Мужа, подав удостоверение всем, воскресив Его из мертвых» (Деян. 17:31). В этой книге нечасто говорится о втором пришествии, однако нельзя сказать, чтобы этот мотив во втором произведении Луки вообще отсутствовал.

Особое внимание уделяется суду после возвращения Иисуса. Первым его проявлением станет отделение спасенных от погибших. Так, в это время из двух работников на поле или из двух мелющих женщин «один (или одна) берется, а другой оставляется» (Мф. 24:37-41). Еще одним проявлением станет то, что «восплачутся все племена земные», когда «увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою» (Мф. 24:30; у Луки Иисус говорит про «тот день, когда Сын Человеческий явится», Лк. 17:30). Здесь подчеркивается, что мирские люди будут так и продолжать жить, как жили, не задумываясь о своих обязанностях перед Богом и не сознавая своей ответственности, вплоть до самого дня второго пришествия Иисуса. Представление о последнем суде можно выявить также в таких поучениях Иисуса, как притча о талантах. Повсюду присутствует идея о человеческой ответственности и последнем суде, который должен начаться после триумфального возвращения Иисуса в конце века сего.

В четвертом Евангелии мало что сказано о втором пришествии, однако здесь неоднократно указывается, что Иисус позаботится о Своих избранных, которым будет дана жизнь вечная, и которых Он воскресит в последний день (Ин. 6:39, 40, 44, 54). Об этом свидетельствуют также слова о Его возвращении для того, чтобы взять учеников к Себе (Ин. 14:3, 28), и так сильно озадачившее учеников высказывание о том, что они опять увидят Его (Ин. 16:16-18, 22). В заключительных стихах этого Евангелия еще раз говорится о возвращении Иисуса (Ин. 21:22-23).

Парусил. Очевидно, что второе пришествие Христа имеет большое значение для ветхозаветных священнописателей. Павел, например, говорит о нем в большинстве своих посланий. Он довольно часто употребляет слово parousia (14 раз), которое первоначально означало «присутствие» (Флп. 2:12) и, соответственно, «пришествие для присутствия» (другие способы указания на Пришествие — это слова apokalypsis, «откровение», и epiphaneia, «явление»; нередко упоминается и «день» или «великий день»). Этим словом описывалось «пришествие» царя или императора, объезжающего провинции, а в некоторых религиях — явление божества. В Новом Завете оно начинает употребляться как специальный термин, обозначающий второе пришествие Царя. То, что первый раз Иисус пришел униженным, презираемым и отверженным, мужем скорбен, имело для первых христиан большое значение. Но то, что в надлежащее время Он вернется в торжествующем величии, было не менее важно.

О бесспорной значимости возвращения Христа с исчерпывающей ясностью свидетельствует количество ссылок на него в Новом Завете. Однако трудности при толковании этой темы испытывала даже ранняя Церковь. Так, Павел наставляет одну из общин первых христиан «не спешить колебаться умом и смущаться» из-за лжеучения «будто уже наступает день Христов» (2 Фес. 2:2). Если учение о парусии могло быть настолько извращенно понято уже в самые первые дни Церкви, то не приходится удивляться, что нам трудно будет свести все новозаветные высказывания на эту тему к некоему общему знаменателю.

В своем 1-м послании к фессалоникийцам, бесспорно, одном из самых ранних среди сохранившихся, Павел уделяет внимание проблеме умерших верующих. Очевидно, некоторые первые христиане думали, что такие люди лишаются участия в чудесах при возвращении Христа. Павел же говорит, что напротив, когда Иисус вернется, они пребудут с Ним; и мы, живые, «не предупредим умерших» (1 Фес. 4:15). Далее он говорит, что «Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба» (1 Фес. 4:16). Очевидно, что Павел описывает величественное пришествие, пришествие для власти, а не что-то подобное первому пришествию Иисуса, пришествию для служения. Далее он говорит, что живущие верующие восхищены будут в сретение Господу на воздухе. Традиционно это понимается так, что Павел говорит о конце известной нам земной жизни и о наступлении окончательного состояния мира.

Однако некоторые христиане усматривают в этих словах тайное «восхищение/похищение» (по аналогии с латинским raptus, «схватить, похитить»), при котором верующие будут тайно изъяты из этой жизни и пребудут с Господом, в то время как земная жизнь продолжится без них до конца рода человеческого. Претрибулационисты {сторонники парусии до периода скорби} считают, что для оставшихся на земле далее настанут времена испытаний (Мф. 24), которые продлятся тысячу лет (Отк. 20:5); Мидтрибулационисты думают, что Церкви предстоит три с половиной года испытаний, прежде чем она будет «восхищена» (ссылаясь на Дан. 7:25 и так далее). Пострибулационисты считают, что Церковь останется на земле во времена испытаний, и возвращение Христа произойдет после этого. Трудно удержаться от вывода, что кое-кто бывает слишком самоуверен при толковании некоторых затруднительных мест Писания. О том, что Христос вернется в конце века, приведя с Собою «умерших в Иисусе» (1 Фес. 4:14), и что живущие верующие будут восхищены в сретение Господу на воздухе (1 Фес. 4:17), сказано ясно. Ясен и тот факт, что все это будет происходить гласно и открыто, так как Господь придет «при гласе Архангела и трубе Божией» (1 Фес. 4:16). Однако мы должны проявлять осторожность, когда выходим за пределы того, что сказано, и пытаемся соотнести это с другими местами в Писании. И как бы мы ни толковали затруднительные места, надлежит помнить, что Иисус призвал Своих последователей бодрствовать (Мф. 24:42).

О том, что возвращение Христа будет величественным, сказано достаточно ясно. Он явится «с неба, с Ангелами силы Его, в пламенеющем огне» (2 Фес. 1:7-8). Тогда «Он приидет прославиться во святых Своих и явиться дивным в день оный во всех веровавших» (2 Фес. 1:10). Павел говорит о «блаженном уповании», которое далее разъясняет в словах о явлении «славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа» (Тит. 2:13). Вера приведет «к похвале и чести и славе в явление Иисуса Христа» (1 Пет. 1:7; ср. «славу» в 1 Пет. 1:11). В начале книги Откровения мы читаем: «Се, грядет с облаками, и узрит Его всякое око» (Отк. 1:7), и до самого конца книги у нас не остается сомнений в величии

Христа, Который превознесен превыше всех небес, и Который вернется на эту землю.

Окончательное торжество добра. Возвращение Христа ознаменует собою эру, в которую добро восторжествует, и эта истина выражена в Писании многократно. Так, книга Откровения постоянно напоминает нам, что силы зла не могут противостоять могуществу Бога. Идея окончательного торжества добра над злом выражается многими способами, в том числе в незабываемых видениях небесного города и брака Агнца. Иногда она сочетается с указанием на поражение сил зла, как в случае, когда Павел говорит, что Христос предаст Царство Отцу, предварительно уничтожив все противодействующие силы (1 Кор. 15:24). «Гнев Божий» грядет (Кол. 4:6), и этот гнев, несомненно, означает победу над злом. Павел упоминает также «отступление», которое должно прийти прежде, и «сына погибели», который «откроется». Далее он указывает, что «тайна беззакония уже в действии» в этом мире, но более полно она проявится, когда «удерживающий теперь» будет убран. Однако Господь Иисус истребит силы зла «явлением пришествия Своего» (2 Фес. 2:3-12). Верующие ожидают «нового неба и новой земли, на которых обитает правда» (2 Пет. 3:13).

Иногда подчеркивается могущество зла, особенно в последние дни перед пришествием Христа. «В последние дни наступят времена тяжкие» (2 Тим. 3:1), и даже среди тех, кто исповедует Христа, найдутся такие, которые отступят от веры и станут внимать «учениям бесовским» (1 Тим. 4:1). Павел молится о «пришествии Господа нашего Иисуса Христа» и объясняет, что «день тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха» (2 Фес. 2:1-3). Появятся наглые ругатели, спрашивающие: «где обетование пришествия Его?» (2 Пет. 3:4). В 1-м послании Иоанна содержится предостережение относительно «антихриста», а дальше священнописатель говорит, что теперь появилось «много антихристов», благодаря чему его читатели могут опознать «последнее время» (1 Ин. 2:18). В книге Откровения приведено несколько ярких картин зла, которое наступит в последние времена. Новозаветным священнописателям никогда не было свойственно недооценивать могущество зла; они сталкивались с ним в собственной жизни, пытаясь жить по вере, несмотря на ожесточенное противодействие, и они были уверены, что зло просуществует до конца времен. Но не менее они были уверены в том, что при возвращении Христа все зло будет побеждено, и наконец наступит Царство Божье, Царство, в котором превыше всего будет правда.

Неожиданность наступления дня Господа. Хотя о втором пришествии Христа Новый Завет предупреждает многократно и различными способами, в нем также указано, что это пришествие окажется внезапным и неожиданным. Этот день «так придет, как тать ночью» (1 Фес. 5:2). И воскресший Господь говорит Сардийской церкви, чтобы она бодрствовала, иначе Он найдет «как тать» (Отк. 3:3). Когда люди будут говорить: «мир и безопасность», внезапно постигнет их пагуба (1 Фес. 5:3). Верующие призываются пребывать в Сыне, «чтобы, когда Он явится (при парусии), иметь нам дерзновение и не постыдиться пред Ним в пришествие Его» (1 Ин. 2:28). Хотя будут «знамения», предвещающие пришествие, его сроки невозможно точно исчислить, и люди все равно будут застигнуты врасплох, когда придет Иисус.

Иногда говорится, что это случится скоро: «еще немного, очень немного, и Грядущий придет и не умедлит» (Евр. 10:37). Выражение «очень немного» нам следует понимать с точки зрения вечности. В сопоставлении с краткой человеческой жизнью срок становится уже значительным, но библейский священнописатель далек от таких сопоставлений. Его фраза «очень немного» говорит о несомненности, а не о близости срока в земном понимании. То, что второе пришествие будет «скоро», подчеркивается в книге Откровения (Отк. 22:7, 12, 20). Однако «скоро» это будет во времяисчислении Бога, а не в нашем.

Нетерпеливое ожидание. Вызывающая благоговейный трепет сущность пришествия и его внезапность не должны вызывать у верующих опасений по поводу него. Коринфская церковь «с нетерпением» ожидает этого дня (1 Кор. 1:7 {синод, просто «ожидая явления»}). Ефесянам указано, что они Святым Духом «запечатлены в день искупления» (Еф. 4:30). Это необычное обозначение для дня возвращения Христа, однако не может быть сомнений, что здесь имеется в виду Его пришествие. Верующие могут ожидать этого дня без боязни. До тех пор они ожидают «с небес Сына Его (Бога)» (1 Фес. 1:10). Павел говорит о своем уповании на Христа и о своей уверенности, «что Он силен сохранить залог мой на оный день» (2 Тим. 2:12). Ему нет необходимости пояснять, что это за «оный день»; день этот настолько важен для христианского вероучения, что Павел может ничего больше не добавлять. А нам следует отметить его уверенность по поводу того, что должно произойти в этот день. Сходным образом, священнописатель Послания к евреям уверен, что придет «царство непоколебимое» (Евр. 12:28).

Иногда речь заходит о надежде. Мы спасены «в надежде» (Рим. 8:24), в надежде, которая сосредоточена не на этой только жизни (1 Кор. 15:19), но на том, что уготовано нам «на небесах» (Кол. 1:5). Эта надежда — надежда благовествования, которая есть «Христос в вас, упование славы» (Кол. 1:23, 27). Наша надежда — Иисус Христос (1 Тим. 1:1). Христиане ожидают «блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа» (Тит. 2:13). Петр говорит об «уповании живом», данном христианам, и далее указывает, что они предназначены «ко спасению, готовому открыться в последнее время» (1 Пет. 1:3-5). Он призывает своих читателей: «совершенно уповайте на подаваемую вам благодать в явлении Иисуса Христа» (1 Пет. 1:13). Из 1-го послания Иоанна мы узнаем, что «когда откроется, будем подобны Ему», и еще нам сказано, что «всякий, имеющий сию надежду на Него, очищает себя» (1 Ин. 3:2-3). Иногда священнописатель говорит не о надежде, а об уверенности: «любовь до того совершенства достигает в нас, что мы имеем дерзновение в день суда» (1 Ин. 4:17).

Суд. То, что возвращение Христа приведет к суду над всеми людьми, указано совершенно ясно. Это может описываться через выражение твердой надежды для верующих; встречается также много мест, в которых говорится о ждущем их окончательном состоянии. Так, Павел заверяет коринфян, что Христос, когда явится, «утвердит вас до конца, чтобы вам быть неповинными в день Господа нашего Иисуса Христа» (1 Кор. 1:7-8). То, что коринфяне окажутся «неповинными», свидетельствует, что для каждого человека будет выявляться его вина. Немного дальше Павел приводит свое поучение о том, что христиане строят на основании, которое есть Иисус Христос, и напоминает, что «день покажет», то есть принесет суд. Огонь испытает дело каждого. Те, у кого дело устоит в огне, будут вознаграждены, а те, кто не пройдет испытание, потерпят урон (1 Кор. 3:11-15). О верующих сказано, что они, когда явится Христос, тоже явятся «с Ним во славе» (Кол. 3:4), а также, что мы ждем с небес Иисуса, «избавляющего нас от грядущего гнева» (1 Фес. 1:10). Павел молится за фессалоникийцев — их «дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа» (1 Фес. 5:23). Апостол также говорит о венце правды, «который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный», и который, как добавляет Павел, будет дан не только ему, «но и всем, возлюбившим явление Его» (2 Тим. 4:8). Иногда встречаются такие указания на день суда, где пришествие Христа прямо не упомянуто, но подразумевается достаточно явно (например, 1 Пет. 4:5; ср. 1 Пет. 4:7).

Павел опирается на уверенность в пришествии «дня», побуждая верующих к тому, чтобы они деятельно служили Господу. Так, он молится, чтобы любовь христиан из Филипп все более и более возрастала, и они познавали лучшее и «были чисты и непреткновенны в день Христов» (Флп. 1:9-10). Павел спрашивает фессалоникийских верующих: «Ибо кто наша надежда, или радость, или венец похвалы?» пред Господом нашим в пришествие Его; и сам же отвечает: «Не и вы ли?» (1 Фес. 2:19).

Первенство Христа. В Свое первое пришествие Иисус был «презрен и умален пред людьми» (Ис. 53:3), однако Новый Завет не оставляет сомнений, что во второе пришествие все будет по-другому. Тогда Отец все покорит «под ноги Его» (1 Кор. 15:27). В этот день все Его люди будут собраны к Нему (2 Фес. 2:1), и «так всегда с Господом» будут (1 Фес. 4:17). Это уверенность, которую Павел называет «блаженным упованием», разъясняя далее, что речь идет о явлении «славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа» (Тит. 2:13). Нам следует также обратить внимание на места, говорящие о Царстве, так как в этот день Иисус будет Царем, что с исчерпывающей ясностью раскрыто в книге Откровения. Священнописатель Послания к евреям добавляет интересную для нас мысль, когда говорит о ветхозаветных святых, что Бог предусмотрел, «дабы они не без нас достигли совершенства» (Евр. 11:40). А Иуда указывает, что верующим надлежит сохранять «себя в любви Божией, ожидая милости от Господа нашего Иисуса Христа, для вечной жизни» (Иуд. 1:21). Разумеется, в некотором смысле верующие уже обрели вечную жизнь, однако Иуда имеет в виду, что завершение будет достигнуто только тогда, когда вернется Иисус.

Тысячелетнее царство. Идея о втором пришествии Иисуса господствует в книге Откровения с ее яркими образами, подчеркивающими несомненность Его возвращения и того преображения мира, которое при этом произойдет. Существуют проблемы относительно того, как именно следует толковать эти видения, особенно указания на заточение сатаны в течение тысячи лет и на царствование некоторых верующих со Христом в это же время (Отк. 20:1-6). Мнения евангельских христиан по поводу правильного толкования этой главы разделились. Премилленарии считают, что Христос придет раньше наступления тысячелетнего царства, постмилленарии уверены, что возвращение Христа состоится после тысячи лет, и амилленарии думают, что «тысячу лет» следует понимать символически; что это выражение относится ко всему времени перед вторым пришествием.

Леон Л. Моррис

См. также: АНТИХРИСТ; АПОКАЛИПТИКА; АРМАГЕДДОН; СУД; ВОСКРЕСЕНИЕ; ОТКРОВЕНИЕ: БОГОСЛОВИЕ КНИГИ.

Литература: G. R. Beasley-Murray, Jesus and the Kingdom of God; L.Berkhof, The Second Coming of Christ) G.C.Berkouwer, The Return of Christ; E.Brunner, Eternal Hope; C.H.Dodd, The Apostolic Preaching and Its Developments; E. Earle Ellis, Eschatology in Luke; J.E.Fison, The Christian Hope; T.F.Glasson, Jesus and the End of the World; idem, The Second Advent: The Origin of the New Testament Doctrine; G.E.Ladd, The Blessed Hope; idem, Crucial Questions about the Kingdom of God; idem, The Presence of the Future; J.Moltmann, Theology of Hope; A. L. Moore, The Parousia in the New Testament; J. A. T. Robinson, Jesus and His Coming; G. Vos, The Pauline Eschatology.