ГЕЕННА, ПРЕИСПОДНЯЯ
(HELL)
Место окончательного Божьего возмездия. В Писании этот удел нечестивых изображен последовательно: в Ветхом Завете очерчены основные контуры, а в Новом Завете они уточняются. При этом ведущая роль в описании преисподней принадлежит Иисусу.
Ветхий Завет. Ветхозаветный шеол представляет собою обитель умерших; сохранившие сознание души влачат существование теней в этой «стране забвения», «тьмы и сени смертной», «тления» (Иов 10:21; Пс. 87:12; Ек. 9:10; Ис. 14:10). Поскольку смерть — это не естественное событие, а следствие греха, в Ветхом Завете с уверенностью ожидается, что Бог проявит свое верховное владычество над шеолом, воскресив праведных из мертвых (Быт. 2 - 3; Пс. 15:10; 48:16; Ис. 25:8; Ос. 13:14). Хотя владычество Бога имеет свои последствия и для нечестивых, в этом вопросе Ветхий Завет более сдержан. В Ветхом Завете лишь изредка предполагается телесное воскресение нечестивых (Дан. 12:2), последний суд и воздаяние за злые дела (Пс. 20:10; 139:11; Мал. 4:1-2). Тем не менее презренный и устрашающий удел нечестивых, бесповоротно отделенных от праведных, не вызывает сомнений (Пс. 9:18; 33:16-17).
Период между заветами. В литературе периода между заветами разработаны разнообразные сценарии будущего для умерших нечестивых, в том числе предусматривающие их полное уничтожение, аннигиляцию (3 Езд. 7:61; 2 Апок. Вар. 82:3 и сл.; 1 Еноха 48:9; 99:12; 1 QS iv.11-14), а также вечные муки (Юбил. 36:11; 1 Еноха 27:1-3; 103:8; Т.Gad. 7:5). Шеол зачастую становится местом промежуточного пребывания умерших, отличающимся от места их окончательного наказания (1 Еноха 18:9-16;
51:1). Это окончательное наказание обычно связывали с долиной, расположенной к югу от Иерусалима в месте Тофет; ее называли «долиной сынов Енномовых» (2 Апок. Вар. 59:10; 3 Езд. 7:36, а позднее — «долиной Ге-Хинном», в греческом произношении «геенна». Эта долина имела долгую историю — там идолопоклонники творили мерзости. Известная приношениями детей в жертву Молоху во времена царей Ахаза и Манассии (4 Цар. 16:3; 2 Пар. 28:3; 33:6; Иер. 7:31-34; 19:6), долина осквернялась и в дальнейшем, когда Иосия устроил в ней свалку городских отбросов Иерусалима (4 Цар. 23:10), и было предсказано, что здесь — место будущего грозного суда Божьего (Ис. 30:33; 66:24; Иер. 7:31-32). В то время как некоторые тексты периода между заветами отождествляют преисподнюю с «озером огненным» в этой «проклятой» долине сынов Енномовых (1 Еноха 90:26,27; 54:1,2), другие обозначают так место в подземном царстве (Оракулы Сивиллы 4:1184-1186).
Вдобавок, соответствующие сценарии будущего для нечестивых, будь то полное уничтожение или вечные муки, включают в себя образы Божьего суда. Например, иногда нечестивых пожирает пламя (1 Еноха 99:12), в других текстах огонь и черви вечно мучают обреченных (Иудифь 16:17).
Новый Завет. В Новом Завете преисподняя — это место, где пребывают нечестивые после своего воскресения из ада и последнего суда. В этом озере огненном Бог покарает нечестивых вместе с сатаной и его приспешниками (Мф. 25:41), положив конец разнузданности зла.
«Геенна» — стандартный термин для обозначения преисподней в Новом Завете. Родственные выражения включают в себя «казнь огня вечного» (Иуд. 7), «озеро огненное» (Отк. 19:20; 20:14-15) и «суд». В синодальном переводе hades (особенно в Лк. 16:23) и tartaroo (2 Пет. 2:4) переданы как «ад». Однако эти термины, по-видимому, обозначают промежуточное состояние, а не окончательный удел нечестивых.
Иисус больше сказал о преисподней, нежели любой другой библейский персонаж. Его предостережения об эсхатологическом суде изобилуют живописными образами преисподней (Мф. 5:22; 7:19; 8:12; параллельное Лк. 13:28-30; Мф. 10:15, 28; 11:22, 24; 18:8-9; параллельное Мк. 9:43-49; Лк. 17:26-29; Ин. 15:6). Этот грядущий суд Он описывает с помощью картины уничтожения Содома: пламя, дождь огненный и серный (Быт. 19:24-25). Такие представления о Божьем суде вполне устоялись в Ветхом Завете и в литературе периода между заветами. Важные отличительные черты преисподней описаны также в притчах Иисуса, в том числе в притчах о плевелах (Мф. 13:40-42), о неводе (Мф. 13:50), о брачном пире (Мф. 22:13), о верном и неверном рабах (Мф. 24:51; параллельное Лк. 12:46-47), о талантах (Мф. 25:30) и о последнем суде (Мф. 25:46). Ключевые выражения здесь при описании преисподней — «плач и скрежет зубов» (Мф. 13:50; 24:51; 25:30), а также «тьма» (Мф. 22:13; 25:30).
Новозаветная концепция преисподней не выходит за рамки описаний Иисуса. Ее существенные черты представлены в нижеследующих рубриках.
Грешники попадут в преисподнюю. Хотя Бог создал нас для взаимоотношений любви между Ним и нами, в грехопадении проявилось непокорство людей. Божьему суду подвергнутся все грешники, если они не имеют веры в Иисуса. После их временного пребывания в аду и последнего суда Божий гнев достигнет своей высшей точки в преисподней. Согласно Новому Завету, Божьему гневу подвергнутся многие и многие — от набожных лицемеров (Мф. 23:33) и пренебрегающих тем, чтобы помогать бедным (Мф. 25:31-46; Лк. 16:19-31), до неверных и убийц (Отк. 21:8).
Кое-кто доказывает, что лишь открытое отречение от Иисуса вызывает вечный гнев Божий, ссылаясь при этом на Лк. 12:8-9. Однако Иисус сказал: «Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее» (Лк. 19:10). Иными словами, Он пришел предложить благодать миру, который «уже осужден» (Ин. 3:17-18).
Поскольку преисподняя — это не естественный атрибут вселенной, а результат грехопадения, и предназначается для нечестивых, Новый Завет иногда отождествляет преисподнюю со злыми силами, составляющими подоплеку греха. Греховный язык «воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны» (Иак. 3:6). Сходным образом Иисус называет книжников и фарисеев «сынами геенны», указывая на причину их лицемерия (Мф. 23:15).
Преисподняя существует для воздаяния и возмездия за грех. Преисподняя — это место окончательного Божьего суда.
Здесь Бог, наш Царь и верховный Судия, в Своем праведном гневе окончательно очистит нас от неправды. Здесь проклятым воздастся за вред, который они причинили (Мф. 16:27; Лк. 12:47-48; 2 Пет. 2:13; Иуд. 15; Отк. 14:9-11). Гнев — это не естественное наказание за выбор зла в нравственном универсуме или злоупотребление грешником Божьей любовью к нему. Скорее, как показывает употребление Павлом слова orge, гнев — это эмоция или чувство Божества, то есть Его личное действие (Рим. 1:18-32). Налагая на каждого из грешников наказание, Бог отделит овец от козлов и восстановит Свое праведное владычество (Мф. 25:31-46; Рим. 12:19; 1 Кор. 15:24-25; 2 Кор. 5:10).
Преисподняя — это место окончательного заключения и отделения от праведных. После воскресения и последнего суда нечестивые и даже сам ад будут ввержены в преисподнюю. Новый Завет описывает преисподнюю как место, где печь огненная (Мф. 13:42, 50), озеро огненное (Отк. 19:20; 20:14-15; 21:8) и темница (Отк. 20:7). Нечестивые заключены в ней, так что они не в состоянии вредить Божьему народу (Мф. 5:25-26; 13:42, 50; 18:34; Иуд. 1:6; Отк. 20:14-15).
Хотя местом действия притчи о богаче и Лазаре является ад, то есть промежуточное состояние, а не геенна, последняя им предвосхищается. Иисус говорит о великой непреодолимой пропасти между богачом и Лазарем, «так-что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят» (Лк. 16:26). Видение Иоанна — новый город на высокой горе в Отк. 21 — подтверждает это разделение между благословенными и проклятыми после судного дня. Соответственно, в Писании нет обоснований для спекулятивных представлений о том, как праведные торжествуют, наблюдая за муками нечестивых. Пророчество Ис. 66:24, которое используется в подобных целях, не относится к этому эсхатологическому событию, поскольку в нем телесное воскресение еще не произошло.
В преисподней грешники страдают от наказания. Иисус постоянно подчеркивает ужас и отчаяние в связи с преисподней: «Если глаз твой соблазняет тебя, вырви его... лучше тебе с одним глазом войти в жизнь, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную» (Мф. 18:9). Хотя в Писании умалчивается о конкретных муках нераскаявшихся, некоторые их особенности очевидны.
В день последнего суда Бог скажет: «не знаю вас... идите от Меня, проклятые, в огонь вечный» (Мф. 25:12, 41). Пребывающие в преисподней нечестивые отлучены от присутствия любящего Бога и от той «жизни», для которой изначально были созданы люди (Ин. 5:29). Проклятые «извержены будут во тьму внешнюю» (Мф. 8:12; 22:13). Соответственно, «вторая смерть» (Отк. 21:8) — это бессмысленное и гибельное существование (Мф. 25:30; Лк. 9:25; Ин. 3:16-18; 2 Пет. 2:12; Иуд. 12; 2 Фес. 1:9; Отк. 21:8). Грех полностью стирает любую добродетель. Нечестивые сделаются упрямы в своем восстании против Бога, уподобляясь «бессловесным животным» (Иуд. 10, 13; 2 Пет. 2:12-22). И, как отмечает Ч.К.Льюис, врата преисподней могут быть заперты изнутри.
В преисподней проклятые получат возмездие за то, что делали, «живя в теле» (2 Кор. 5:10; 2 Пет. 2:13; Иуд. 15; Отк. 14:9-11). «Неумирающий червь» часто истолковывался как вечные муки души, рвущейся к утраченному и сожалеющей о нем (Мк. 9:48). Это сожаление имеет двойственную природу, поскольку нечестивые не раскаялись, но оцепенели в своем непокорстве. Впрочем, могильный червь и тьма — это также распространенные символы презренного удела. Писание предполагает, что в преисподней существуют различные меры наказания. Тот, кто «не знал и сделал достойное наказания, бит будет меньше». Более серьезное наказание полагается за непослушание тех, «кому много вверено» (Мк. 12:40; Лк. 12:48).
Аннигиляционизм и пределы преисподней. Вопрос о временных пределах преисподней вызвал много споров в современной науке. Можно выделить три основные точки зрения.
Некоторые аннигиляционисты (Стотт) доказывают, что библейская символика огня поядающего, уничтожения и истребления подразумевает прекращение жизни. Но ведь приведенные Иисусом картины преисподней — это не буквальные описания, а метафоры. Они несовместимы, если понимать их буквально, поскольку огонь в преисподней противоречит полной «тьме» в ней. В литературе периода между заветами метафорический образ огня может подразумевать как аннигиляцию, полное уничтожение, так и вечное наказание, что указывает на несостоятельность данного аргумента.
Другие аннигиляционисты (Фудж) доказывают, что при употреблении греческого прилагательного aionios, «вечный», с существительными действия оно обозначает событие с вечно длящимися результатами, а не вечно длящееся действие. «Вечное наказание», доказывают они, подразумевает наказание, которое происходит единовременно и имеет вечные результаты. Однако этот аргумент опровергается фактами. Например, вечный грех (Мк. 3:29) — это не просто единичный грех, но действие, из-за которого человек безвозвратно подвергается слабости, так что он только и делает, что грешит. Сходным образом, вечное спасение (aionios soteria) не относится лишь к давнему деянию Христа, что сделало бы излишним Его охраняющее и сохраняющее присутствие. Ведь Писание говорит о верующих, даже о верующих грядущего века, как пребывающих «во Христе» (Рим. 8:1; Еф. 1:13; Кол. 2:6-7; 2 Тим. 2:10). Таким образом, aionios soteria относится к вечному (aionios) Христову спасению благословенных, к действию, которое длится и вечно, и окончательно.
В Мф. 25:46 Христос противопоставляет два варианта будущности человека, его вечную жизнь и вечное наказание, используя для каждого из них одно и то же прилагательное, aionios. По-видимому, в понимании Иисуса временные пределы каждого из вариантов будущего одинаковы. Если существование праведных не имеет конца, то не имеет конца и существование нечестивых. Другие высказывания подтверждают этот вывод. Иисус учит, что «не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем» (Ин. 3:36). До тех пор, пока на проклятых пребывает гнев Божий, они должны существовать. Приведенная Иисусом картина преисподней как места, где «червь их не умирает и огонь не угасает», свидетельствует, что это проявление Божьего гнева не имеет конца. В других местах из Нового Завета повторяется грозное предостережение Иисуса и преисподняя описана как место «вечных мук». Аннигиляционисты сами признают, что истолковать подобные тексты с их позиций затруднительно.
Возражения против преисподней. Преисподняя — это устрашающая реальность.
Как Христос скорбел о Иерусалиме (Мф. 23:37-39), так и верующие омрачены и встревожены этим уделом нечестивых. Кое-кто серьезно сомневается в реальности преисподней.
Одна извечная проблема касается соотношения между любовью Бога и Его святостью: как может любящий Бог навеки отвергать Свое любимое творение? Такой вопрос предполагает, что творение есть высшее добро в самом себе, даже для Бога. Но высшим добром для Бога Писания человечество не является. Человечество было создано для Бога, и к нему нельзя подходить с человеческими мерками; мы существуем для того, чтобы славить Бога (Пс. 72:26-28; Рим. 11:36; 1 Кор. 10:31; Кол. 1:16). Именно поэтому Иисус настаивал, что считать Бога чем-то обязанным человечеству — идолопоклонство (Лк. 17:7-10). Конечно, Бог любит творение; творение само отражает свободную любовь Бога. Но поскольку любовь Бога достаточна в Нем Самом, даже прежде творения, тварь не может рассматриваться как Его одна-единственная цель. Нельзя также определить характер Божьей любви априорно — только через откровение. Соответственно, предупреждение Иисуса о грядущем гневе (Мф. 25:31, 41, 46) должно восприниматься как внутренняя возможность, содержащаяся в любви Бога.
Некоторые признают возмездие, но спрашивают, почему нечестивые должны вечно существовать в муках. Это вопрос о соответствии наказания греху. Поскольку гордость заслонила для грешника его истинный долг перед Богом Судией, на такой вопрос тоже следует отвечать, обратившись к священническому служению Христа в качестве жертвы умилостивления. На кресте Бог во Христе стал заместительной жертвой, чтобы понести наказание за наши грехи, — «да явится Он праведным и оправдывающим верующего в Иисуса» (Рим. 3:26; ср. 2 Кор. 5:21; 1 Пет. 2:24). Богочеловек искупил наш грех. То, что Бог Судия, «Господь славы» (1 Кор. 2:8), принял полагающееся нам возмездие, предполагает, что наказание за грех против Бесконечного будет бесконечным. Вопросы останутся. Но верующие лично познали любовь Бога в Иисусе Христе. И их отклик на падший мир будет подобен отклику их Господа, Который унизил Себя до нашего состояния, принял муки и умер за нечестивых.
Тимоти Р. Филлипс
См. также: СМЕРТЬ; ВЕЧНОЕ НАКАЗАНИЕ; МОГИЛА; АД; СУД; СУДНЫЙ ДЕНЬ; ШЕОЛ.
Литература: D.L.Edwards and J.Stott, Evangelical Essentials; E. Fudge, The Fire that Consumes; A.A.Hoekema, The Bible and the Future; C.S.Lewis, The Problem of Pain; S. McKnight, Through No Fault of Their Own: The Fate of Those Who Have Never Heard, pp.147-57; T.R.Phillips, Through No Fault of Their Own: The Fate of Those Who Have Never Heard, pp.47-59; W.G.T.Shedd, The Doctrine of Endless Punishment; D. F. Watson, ABD, 2:926-28.