ГИБЕЛЬ, ГУБИТЬ, ТЛЕНИЕ, МОГИЛА

(DESTROY, DESTRUCTION)

Слово губить в Библии обычно означает насильственные действия, вызывающие физическую смерть (Чис. 16:33; Пс. 2:12; евр. abad). Однако оно может использоваться и в менее пагубном смысле. В Исх. 10:7 говорится о гибели в экономическом плане (ср. Мф. 9:17, греч. apollumi). В 1 Цар. 9:3 слово abad относится к потерявшимся животным (ср. Мф. 10:6). В Новом Завете слово katargeo может означать «стать бессильным, ни на что не годным» (Евр. 2:14).

Аморреи. Указания Бога об истреблении хананеев долгое время оставались малопонятными (Исх. 23:23-33; 34:12-17). Хотя жизнь священна (Быт. 9:5-7), иногда бывает необходимо отнять жизнь для сохранения жизни, как, например, должен быть остановлен лев-людоед (Иез. 19:1-9). Согласно предсказанию, эти народы могли стать тернием для глаз, а также петлей и сетью (Нав. 23:12-13). Инфекция иногда может потребовать ампутации пораженной конечности, а если рассматривать этот вопрос в несравненно более значительном аспекте, то никакая материальная жизнь не может быть более важна, нежели искупление всего мира.

Мифы о Ваале и Акхите расписывают бесчинство богини Анат. Она пойдет даже на то, чтобы кровь струилась по сединам ее отца, лишь бы Ваал получил дворец. Она готова раскроить череп Акхита ради его лука. Она переступает через трупы своих собственных поклонников, которых убила по ничтожному поводу или вообще без причины.

Имея перед собой такой пример, Иезавель не видит препятствий к тому, чтобы завладеть виноградником Навуфея, добившись его смерти (3 Цар. 21). Авимелех убивает семьдесят своих единокровных братьев и сжигает тысячу человек в городе своей матери-хананеянки (Суд. 9:4-5, 45-49). Адони-Везек увечит семьдесят царей и держит их под своим столом (Суд. 1:7). Поклоняющаяся Ваалу Гофолия едва не прерывает род Давида, убивая сыновей своего мужа (4 Цар. 11:1-3).

Пощадив хананеев, Израиль в результате смешивался с ними и перенимал их обычаи. Прискорбно, что это приводило к пролитию крови детей, приносимых в жертву идолам. От хананеев необходимо было избавиться, чтобы они не смогли научить израильтян «делать такие же мерзости, какие они делали для богов своих» (Вт. 20:18).

Этим богам была свойственна также сексуальная развращенность. Перед своим путешествием в царство Мота Ваал восемьдесят восемь раз сносился с коровой, которая на самом деле была его сестрой. Считается, что история прелюбодеяния Эла с двумя человеческими женами использовалась как литургия поклонения. В Лев. 18 перечислены мерзости, свойственные хананеям: кровосмешение, мужеложство, прелюбодеяние, жертвоприношение детей и скотоложство. В результате их беззаконий земля извергла их. Никакая страна не сможет долго выдерживать такое издевательство над семейной жизнью. Нашествие израильтян просто ускорило неизбежную кончину такого общества.

Алтари. Священные столбы, рощи (Исх. 34:13), жертвенники и культовые комплексы необходимо было уничтожить (4 Цар. 21:3). Согласно Новому Завету, жертвенник является символом общения со стоящим за ним божеством (1 Кор. 10:18-22). По словам Иисуса, жертвенник обозначает одновременно и дар на нем, и божественное присутствие (Мф. 23:20-21). Павел отзывается о языческом алтаре как о «трапезе бесовской» (1 Кор. 10:21).

Кроме жертвоприношений детей, ханаанские культы включали в себя многие половые извращения. Израиль, присоединившись к этим обрядам, «прилепился» к Ваалу (Чис. 25:1-5). Павел напоминает нам, что подобное блудодейство привело к смерти двадцати трех тысяч человек (1 Кор. 10:8; ср. Чис. 25:9). Из-за жертвоприношения детей, актов членовредительства и других свершавшихся здесь жестокостей жертвенники стали средоточием бесов (Пс. 105:37-39). Уничтожить их значило искоренить «бесовскую трапезу» из среды людей.

Господь, разрушив жертвенник в Вефиле, показал бессилие созданных людьми религий (3 Цар. 13:3-5). Когда Гедеон низверг жертвенник Ваала, его отец указал язычникам на неспособность Ваала вступиться и прекратить попрание устроенных для него святынь (Суд. 6:28-32). Израильские вероотступники собирались, очевидно, продемонстрировать то же самое в отношении Яхве, когда разрушили Его жертвенник (3 Цар. 18:30; 19:10, 14). Бог, однако, не преминул подтвердить Свое могущество, ниспослав огонь на гору Кармил (3 Цар. 18:38; ср. Суд. 6:21). Когда Соломон освящал алтарь Яхве, священники не могли приблизиться из-за сияния славы (2 Пар. 7:1-3).

Бог Сам разрушит высоты вероотступников вместе с их жертвенниками (Лев. 26:30; Иез. 6:4). Яхве раскроется как Бог Всевышний, Который действительно присутствует у жертвенника, когда прикажет разрушить оскверненный храм (Ам. 9:1).

Израиль. Когда из-за поклонения золотому тельцу был нарушен завет, Израиль подпал под приговор об истреблении (Исх. 32:10). Ходатайствующий Моисей с мольбой «стал пред Ним (Богом) в расселине, чтобы отвратить ярость Его, да не погубит их» (Пс. 105:23). Тогда «отменил Господь зло, о котором сказал, что наведет его на народ Свой» (Исх. 32:14). Таким образом, в Исх. 32 - 34 выражен принципиально важный богословский постулат о том, что поведение людей способно изменить уготованную им от Бога участь. В Исх. 34:6 в контексте суда раздается исповедание милосердия. Оно подтверждено во многих разнообразных эпизодах истории Израиля (Чис. 14:18; Вт. 4:31; Неем. 9:17; Пс. 85:15; 102:8; 144:8; Иона 4:2).

Нечестивый Ахав мог, смирив себя, получить в награду отсрочку уничтожения своей династической линии (3 Цар. 21:27-29; 4 Цар. 9:8). Даже злые жители Ниневии с помощью всеобъемлющего и безоговорочного раскаяния могут предотвратить исполнение пророчества о своей судьбе (Иона 3). Исходя из этих конкретных примеров Божьего милосердия Иеремия строит богословие покаяния, которое дает надежду тем, кто страдает от плена (Иер. 18:7-10).

Однако волей Бога нельзя распоряжаться по Своему усмотрению; об изменении приговора нельзя судить заранее. Так, Моисей высказывает предположение: «не заглажу ли греха вашего» (Исх. 32:30). Даже при всей глубине раскаяния, которую явили жители Ниневии, их царь понимает, что не сможет обязать Бога, и предваряет свои чаяния словами: «Кто знает, может быть...» (Иона 3:9).

Израильтянам было сказано, что постоянное непослушание приведет к истреблению и плену. Они были предупреждены, что подвергнутся ниспосланной с небес погибели (Лев. 26:38; Вт. 4:26; 28:20). Мудрец предсказывал, что «человек, который, будучи обличаем, ожесточает выю свою, внезапно сокрушится» (Пр. 29:1).

Не будет укрытия от этой погибели ни на небе, ни на земле, ни на дне моря, ни в преисподней (Ам. 9:2-3). Даже если израильтян угонят в плен, меч настигнет их и там (Ам. 9:4, 8). Яхве будет нападать на них как медведица и раздирать вместилище сердца их (Ос. 5:14; 13:7-8).

Пережившие истребление. Израиль, подобно непокорному сыну из Вт. 21:18-21, получил смертный приговор. Божий народ закоснел в отступничестве, поэтому над ним навис меч (Ос. 11:6-7). Но подойдя к тому, чтобы нанести завершающий удар, Яхве испытал самый сильный эмоциональный всплеск, о котором мы знаем. Сердце Его «повернулось». В Нем возгорелась жалость (Ос. 11:8). Лев не смог прикончить свою жертву. Вместо этого Бог возвращает Своих встрепенувшихся сыновей домой (Ос. 5:14-15; 11:10).

«Не до конца» — вот лейтмотив многих пророчеств об истреблении (Ис. 6:11-13; Иер. 5:10; 30:11; 31:30; Иоиль 2:32; Ам. 9:8). Различные слова, обозначающие уничтожение, нередко сочетаются со словами устраивать и насаждать (Иер. 1:10; 18:7-10; 24:6; 42:10; Иез. 36:35-36). Подобно Ионе, человек, приблизившийся к вратам преисподней, мог неожиданно быть выведен назад, на землю живых (Иона 2:5-7). То, что проглотило морское чудовище Вавилона, должно быть исторгнуто из уст его (Иер. 51:34, 44).

Таким образом, по отношению к Израилю становится применимо прилагательное потерянный (Иер. 50:6). Плененные израильтяне — это погибшие овцы Господа. Их пастыри упустили их, поэтому Сам Господь станет их пастырем и отведет их домой (Ис. 40:10-11; Иез. 34:1-16). Иисус, говоря о

Своем пастырском служении (Мф. 10:6; 15:24; 18:11; Лк. 19:10), по-видимому, отчасти имел в виду Иез. 34:4. Пророк Исайя предвидел, что затерявшиеся пленники вернутся и поклонятся Господу на святой горе (Ис. 27:13).

Павел был убежден, что Бог не отверг Израиля, который Он знал наперед (Рим. 11:2). Он приготовил израильтян в качестве сосудов милосердия, чтобы явить богатство Своей славы (Рим. 9:23). Даже если некоторые из ветвей отломились, корень Израиля будет спасен (Рим. 11:17-18). Хотя отдельные люди могут погибнуть, весь Израиль спасется, когда придет Избавитель и отвратит от него нечестие (Зах. 12:10; Рим. 11:26; Отк. 1:7-8). Если бы бедственные дни не сократились, то не спаслась бы никакая плоть. Но ради избранных те дни сократятся (Мф. 24:21-22).

Дела дьявола. Согласно Павлу, Бог с долготерпением щадил сосуды гнева, приготовленные к погибели. Он возвысил их и сделал могущественными, чтобы явить Свою власть и славу (Рим. 9:17-22). Слово, которое переведено как приготовил, зачастую означает оснащение, подготовку кого-либо для выполнения задачи. Итак, Бог просто укрепил языческие народы, которые уже выбрали путь погибели (Мф. 7:13), так что они стали более способными проявить свои наклонности к непослушанию.

Эти народы сравниваются со свирепыми зверями (Дан. 7:1-4; Отк. 13:1-2). Они происходят из вселенского хаоса. Они — дело рук дьявола. Они не сотворены по образу Божьему и лишены небесного происхождения. Они позволили сформировать и отчеканить себя согласно зловещему художеству дьявола.

На горе искушения Христос не оспаривал временное и частичное владычество дьявола над этими народами (Лк. 4:6-8). Но Он знал, что однажды царства мира сего станут Царством нашего Господа и Его Христа (Отк. 11:15, 17).

Навуходоносор в своем сне видел эти царства в форме огромного истукана, сделанного из разных металлов. Камень, оторвавшийся без содействия рук (дела Божьи), упал и сокрушил глину и железо (дела сатаны). Царство дьявола будет сокрушено и уничтожено навсегда (Дан. 7:26). Воины этих народов будут убиты мечом Сидящего на коне (Отк. 19:21).

Многие из дел дьявола выполняются невидимыми духовными сущностями, которые называются «начальства, власти, мироправители, духи злобы» (Еф. 6:12). Главные их дела — клевета (Отк. 12:10), ложь и обольщение (2 Фес. 2:9; Отк. 12:9), искушение (1 Фес. 3:5). Целью явления Христа было разрушить эти дела (1 Ин. 3:8). С пришествием Христа князь мира сего был изгнан вон (Ин. 12:31).

Первые же бесы, столкнувшиеся с Христом, почувствовали, что они будут им уничтожены (Мк. 1:24). На кресте эти силы были обезоружены и подвергнуты позору (Кол. 2:15). Смерть Христа лишила дьявола силы (Евр. 2:14). Слово katargeo (переводимое в AV как destroy, уничтожать) означает «делать непригодным, бессильным». Так, в 1 Кор. 2:6 причастие настоящего времени от глагола katargeo указывает, что эти силы уже сейчас начинают исчезать.

Проклятые Богом дела сатаны были уничтожены при распятии (Кол. 2:14). Обман сатаны будет разрушен благодаря тому, что пришествие Христа высветит скрытое во мраке (1 Кор. 4:5) и откроет беззакония (2 Фес. 2:8). Дела сатаны прекратятся, когда он будет ввержен в озеро огненное (Отк. 20:10).

Смерть. В Иова 26:6 погибель (Аваддон) ставится в параллель с преисподней, подземным царством. Но погибель не означает полного исчезновения, потому что в погибели души умерших трепещут (Иов 26:5). Погибель и преисподняя — это реальные места, которые открыты перед Господом (Пр. 15:11). В Отк. 9:1, 11 царь этого «кладязя бездны» назван Аваддоном (Губителем). В Отк. 20:14 сама смерть и ад испытают вторую смерть, будучи повержены в озеро огненное.

В мифах о Ваале бог смерти Мот глотает свои жертвы. В Ис. 25:8 сказано, что смерть будет поглощена навеки и слезы прекратятся. При распятии Христос лишил смерть силы (2 Тим. 1:10; Евр. 2:14). Согласно Павлу, последний враг, который будет истреблен при втором пришествии Христа, есть смерть (1 Кор. 15:24-28).

Земная красота. Настоящее время глагола parago в 1 Ин. 2:17 свидетельствует, что мир постоянно находится в процессе исчезновения. В Ек. 12:1-5 описывается, как красота юности угасает к старому возрасту. Если предполагать авторство Соломона, священнописатель мог наблюдать, как его собственный отец, сладкоголосый певец Израиля, истребитель десятков тысяч врагов, превратился в слабого, немощного и дряхлого старика.

Собственный сын Соломона наблюдал, как угасает краса целого царства. Царство Давида было разделено, и богатства его разграблены. Под конец Ровоаму приходилось довольствоваться медными щитами вместо золотых (3 Цар. 14:26-27). Многие другие люди стали свидетелями недолговечности того, что символизирует красу царств (Ис. 28:1-4).

Иеремия посмотрел на дворец Иоакима в Раме, обшитый кедром и выкрашенный в ярко-красный цвет. Он спросил: «Думаешь ли ты быть царем, потому что заключил себя в кедр?» Иеремия пророчески провозглашает: «Увы, его величие» (Иер. 22:14-18). Некоторые образцы прекрасной резьбы представлены в музее Израиля. Местность заросла сорняками, и невозможно сказать, что когда-то здесь был дворец. Это безмолвное подтверждение того факта, что люди, несмотря на почести и богатства, погибают (Пс. 48:13).

Ученики Христа, пораженные красотой богато декорированного храма, заговорили о том, как прекрасны здания. Иисус ответил им, что здесь камня на камне не останется после грядущего ужасного разрушения (Мк. 13:1-2). Он предупредил их, что небо и земля прейдут, но Его слова не прейдут (Мк. 13:31).

Вечная погибель. По-видимому, Библия указывает, что наступит период полного и окончательного разрушения, и те, кто его увидит, ощутят его вполне осознанно. Слово, переводимое как разрушение, не всегда подразумевает полное исчезновение. Иногда оно означает остатки, которые невозможно восстановить (Исх. 10:7; Мф. 9:17).

Так, когда в Отк. 17:8 говорится о том, что зверь «пойдет в погибель» (apoleia), это не означает прекращения бытия. В Отк. 20:10 указано, что зверь будет мучиться день и ночь во веки веков. В Ветхом Завете тоже утверждается, что у злых и беззаконных нет ожиданий и нет будущности (Пр. 11:7; 24:20). Они постыдятся и смятутся навеки и, очевидно, вечно будут сознавать свою погибель (Пс. 82:17). В Иова 26:5 сказано, что духи умерших сознают свое положение и трепещут.

Пол Фергюсон

См. также: АВАДДОН; СМЕРТЬ; ЗАКЛЯТОЕ; ГЕЕННА; СУД; ВОЙНА.

Литература: R.Adamiak, Justice and History in the Old Testament; P.Craigie, Ugarit of the Old Testament; Y.Kaufmann, Biblical Account of Conquest of Palestine; M.Kline, A Tribute to Gleason Archer, T.Longman and D. Reid, Yahweh as Divine Warrior, C. Pfeiffer, Ras Shamra and the Bible.