ГНЕВ, НЕГОДОВАНИЕ

(ANGEK)

Сильная эмоциональная реакция неудовольствия, нередко ведущая к желанию отомстить или наказать. На иврите есть много слов, обозначающих гнев; в греческом языке orge и thumos более или менее равноценны.

Гнев Божий. В отличие от языческих богов, чьи выходки отражают непостоянство создавших их людей, Яхве в Своем гневе «всякий день строго взыскивает», потому что Он праведный судья (Пс. 7:12). В то же самое время Бог милостив, и вызвать гнев Его нелегко (Исх. 34:6; Пс. 102:8-9).

Бог может выражать Свой гнев в исторических событиях, таких, как странствия Израиля в пустыне (Пс. 94:10-11) или вавилонское пленение (Пл.И. 2:21-22), но полностью Его гнев проявится в dies irae — в день гнева в конце времен, когда будут наказаны все грешники (Соф. 1:14-18).

Иоанн Креститель предупреждает о суровом суде Божьем (Мф. 3:7). Иисус в Свое второе пришествие будет выражать гнев Бога (Отк. 6:15-17). Хотя неправедные уже осуждены Богом за свои грехи (Ин. 3:36; Еф. 2:3), на них продолжает собираться гнев (Рим. 2:5; 9:22). Однако Бог в Своей милости послал Иисуса, чтобы отвратить этот гнев через жертву умилостивления (Рим. 3:25; 5:9; 1 Ин. 2:2; 4:10).

Кое-кто сомневается, что Бог любви может испытывать гнев по отношению к Своему творению. Еврейский философ Филон защищал взгляд стоиков, считавших, что совершенное существо по определению не может испытывать гнев. В двадцатом столетии Додд считал этот «гнев Божий» простым символом того, что грех должен быть наказан. Но подобные рассуждения — это, скорее, предположения авторов, а не последовательное изложение библейского вероучения.

Гнев людей. В Библии человеческий гнев обычно изображается как греховный. Ярость Каина могла бы обернуться во благо, если бы он раскаялся и принес подходящую жертву. Но, лелея свой гнев против святого Бога и праведного Авеля, он дошел до того, что совершил убийство (Быт. 4:3-8).

«Перестань гневаться, и оставь ярость» — предупреждает Пс. 36:8. В отличие от современных представлений о гневе, имеющем конструктивный характер, книга Притчей призывает нас, прежде чем выказывать гнев, хорошенько задуматься (Пр. 12:16; 14:29; 19:11), быть терпеливыми (Пр. 16:32) и проявлять сдержанность (Пр. 29:11). Раздражительные люди служат причиной ссор (Пр. 29:22; 30:33) и постоянно попадают в неприятности (Пр. 19:19); таких людей лучше избегать (Пр. 22:24-25). В библейской истории Саул выделяется как олицетворение греховной гневливости (См. 1 Цар. 19:9-10; 20:30-34). С другой стороны, Иов и многие авторы псалмов выражают гнев и обиду по поводу своего положения — и иногда по отношению к самому Богу. В конце Иов получает суровую отповедь за свои сомнения в справедливости Бога (Иов 35 - 36), однако молитвы в псалмах оказываются вполне приемлемыми, очевидно, потому, что мир в них рассматривается с точки зрения Бога: поскольку Он знает все, что творится в душах людей, им лучше излить свой гнев, нежели пытаться отрицать его.

Иисус предупреждает, что гневливые люди предстанут перед судом Божьим (Мф. 5:22; ср. Гал. 5:20; Кол. 3:6-8). Иаков прибегает к мудрости Ветхого Завета, когда советует своим читателям: «всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев» (Иак. 1:19). Согласно Еф. 4:25-27, людям следует быть искренними, но гнев их должен быть сдержанным, недолгим и обращенным на праведную цель. Без причины раздражать другого человека — само по себе является грехом (Еф. 6:4). Гнев может привести к расколу церковной общины (2 Кор. 12:20) и омрачить молитву (1 Тим. 2:8); старейшина церкви не должен быть «гневлив» (Тит. 1:7).

Однако людям можно реагировать на грех так же, как Бог — в святости и без стремления к личной мести (Рим. 12:19-21). Моисей, таким образом, гневался на фараона праведно (Исх. 11:8). Однако Иисус, Богочеловек, подает нам самый лучший пример того, как выражать праведный гнев (Мф. 23:1-36; Мк. 3:5; 11:15-17; Ин. 2:13-17).

В то же время люди могут полагать, что их гнев оправдан, хотя на самом деле это не так; подобный гнев обычно вызван стремлением оправдать самого себя. Совершенное Симеоном и Левием убийство жителей Сихема вышло далеко за пределы праведного гнева (Быт. 34:1-31; 49:5-7). Иона верил в свою правоту, раздражаясь из-за того, что Бог пощадил грешников (Иона 4). Люди, негодующе спорившие с Иисусом, полагали, будто Бог на их стороне (Мф. 21:15-16). Даже ученики в самоуверенности гневались на Иакова и Иоанна (Мф. 20:24) и на женщину, помазавшую Иисуса дорогостоящим миром (Мк. 14:4-5).

Гэри Стивен Шогрен

См. также: ГНЕВБОЖИП.

Литература: G. С. Berkhouwer, Studies in Dogmatics: Sin F.Buchsel, TDNT, 3:167-68; H.C.Hahn, NIDNTT, 1:105-13; H.Kleinknecht et al„ TDNT, 5:382-447.