ГОНЕНИЯ
(PERSECUTION)
Библия, выразительно описывая появление и распространение в мире греха, не менее выразительно указывает на существующие в мире вполне реальные гонения и преследования. Здесь приведено множество примеров гонений людей на Бога, гонений человека на человека, народов на народы, нечестивых на праведных, а иногда даже гонений праведных на нечестивых или на других праведников.
Значение понятия гонения. Основное еврейское слово для понятия гонения, radap, и греческие слова dioko, diogmos выражают представления о погоне (Быт. 44:4; Лк. 17:23), о стремлении (Пр. 11:19; Флп. 3:12); в расширительном смысле они могут означать погоню или преследование с целью навредить, извести (Вт. 30:7; Иов 19:22; Деян. 8:1), а также осуществить суд или наказание (Иер. 29:18; Пл.И. 3:43; Мф. 5:11-12; Лк. 11:49). Два других греческих слова, тоже иногда используемых в смысле «преследования, гонений», — это thlipsis («притеснения, бедствия») и thlibo («угнетать, притеснять»; в страдательном залоге — «быть притесняемым, гонимым»).
Природа гонений. Как в Ветхом, так и в Новом Завете встречаются примеры физических, социальных, интеллектуальных и духовных гонений. Физические гонения включают в себя лишение жизни (Быт. 4, убийство Каином Авеля) или членовредительство (Исх. 22; 23). Социальные гонения (иногда называемые дискриминацией) состоят в том, что конкретные люди или определенная часть общества становятся изгоями. Примером крайних интеллектуальных и духовных гонений являются случаи, когда Петру и Иоанну категорически запрещали проповедовать Евангелие (Деян. 5:28, 40).
Объекты гонений. Библия учит, что те, кто следует за Христом, придерживается Слова Божиего и исполняет Божии заповеди, будут гонимы. В число ветхозаветных примеров входят: Авель, принесший Богу лучшую жертву, нежели Каин (Быт. 4:4-10; Евр. 11:4); Лот, еще один праведник, утомленный «обращением между людьми неистово развратными» (2 Пет. 2:7), которые отвергли его и «очень приступали к человеку сему, к Лоту, и подошли, чтобы выломать дверь» его дома в Содоме (Быт. 19:9); Илия, который обличал пророков Ваала (3 Цар. 18:25-40) и идолопоклонство Израиля (3 Цар. 18:16-21) и которого Иезавель преследовала за его благочестие (3 Цар. 19:1-3); Давид, который оставался благочестивым несмотря на козни и гонения со стороны Саула (1 Цар. 19:1 - 27:1); Иеремия, который, провозгласив Божии слова об осуждении Иудеи за ее грехи и о грядущем суде над ней от руки вавилонян (Иер. 9:11, 13-16; 21:3-7; 25:1-14), был отвергнут (Иер. 36 - 37), избит (Иер. 37:15) и в конце концов брошен в яму с грязью (Иер. 38:6-13). В число новозаветных примеров входят: Иоанн Креститель, который обличал прелюбодейство Ирода Антипы и был обезглавлен (Мк. 6:21-29); диакон Стефан, проповедовавший Евангелие перед судом синедриона и провозгласивший Божий суд за грехи народа, отвергнутый и побитый камнями (Деян. 6:5; 7:1-60); Павел, которого гнали, избивали и заключали под стражу за то, что он проповедовал в своих путешествиях, и в конце концов убили в Риме (2 Тим. 4:6-8); и, в качестве кульминации, Сам Иисус, проповедовавший Божью благодать и Божий суд (Мф. 4:17; 11:28-29), Которого изгнали Его слушатели (Лк. 4:28-30), против Которого строили заговор Его противники (Мк. 3:6), Которого отвергли (Лк. 13:34; Ин. 6:66), судили (Ин. 18:12-40) и в конце концов распяли (Ин. 19:16-37; Флп. 2:8). Его жизнь и проповедь были совершенны, славили Бога и были отчасти предвосхищены ветхозаветными пророками, которых, как указывает Иисус, тоже гнали и убивали (Мф. 23:29-36). Все эти гонения на благочестивых происходили по причине греха и вражды грешников, отвергавших тех, кто жил благочестивой жизнью, и отвергавших их проповедь о том, что грешники должны покаяться (Деян. 2:38) и для своего спасения обратиться к вере в Иисуса Христа (1 Фес. 1:9-10).
Также и Господь, в Своем праведном негодовании, воздвигал противников против Своего неверного народа, против Авимелеха за убийство его семидесяти братьев, сыновей Гедеона (Суд. 9:22-25); против Соломона за его грех (3 Цар. 11:14, 23); против непокорного Израиля (4 Цар. 17:7-20); против Иуды (Иер. 20:4) и Вавилона за их беззаконие и нечестивые дела (Иер. 25:12-14).
Кроме того, Господь посредством природных сил и Своего прямого вмешательства осуществляет гонения и наводит бедствия на весь мир (Быт. 6 - 7; Мф. 24:21, 29; Мк. 13:19).
Причины гонений. В Библии приведены примеры того, как добрые люди преследуют и притесняют других (Суд. 8:16, Гедеон против жителей Сокхофа для наказания их; Мк. 9:38-41, ученики по предвзятости осуждали своего собрата, свидетельствовавшего о силе Божьей). Однако Писание, напротив, учит, что мы должны любить своих врагов, потому что «Он (Бог — Г.М.) благ и к неблагодарным и злым» (Мф. 5:44; Лк. 6:35), и быть к ним милосердными и прощать их, поскольку «Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь» (Рим. 12:19; Вт. 32:35). В Писании также многочисленны примеры того, как злые люди по разным причинам преследуют людей хороших и благочестивых, например, из-за ревности к их богоугодным жертвоприношениям (Быт. 4:2-10); в отместку за их благочестивые и человеколюбивые дела (1 Цар. 22:1-19); в отмщение за действия против языческих жрецов (3 Цар. 19:2, Иезавель против Илии); в отмщение за обличение идолопоклонства и нечестивости, примером чему служит противостояние проповеди Иеремии и Иоанна Крестителя (Иер. 37; Мф. 14:1-12); в отмщение за проповедь евангелия и осуждение непослушания Богу (Деян. 7:54-60); из-за ненависти к поклоняющейся Иисусу Иерусалимской церкви (Деян. 8:1; 11:19), к поклоняющимся Иисусу фессалоникийским христианам (1 Фес. 3:3-4), к остающемуся верным Господу Иисусу апостолу Павлу (2 Кор. 11:16-33; ср. Гал. 6:17) и другим.
Благочестивое свидетельство нередко приводит к издевательствам, презрению, лишениям, физическим увечьям и даже к смерти. Иисус и Его ученики были, остаются и будут объектами издевательств и оскорблений: Иисус был «презрен и умален пред людьми» (Ис. 53:3; Мф. 27:39; 1 Пет. 2:23) и в конце концов распят (Ин. 19:16-18); Его учеников поносили (Мф. 5:11), злословили (Евр. 11:36), подвергали страданиям (Евр. 11:25), обирали (вынуждали ходить в милотях и козьих кожах), обездоливали, преследовали, вынуждали скитаться «по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли» (Евр. 11:37-38), мучили (Евр. 11:35), перепиливали (Евр. 11:37), бросали в темницы (Деян. 5:18; 16:23), избивали (Евр. 11:36), заключали в узы (Евр. 11:36), ими «заграждали уста львов» (Евр. 11:33), они «умирали от меча» (Евр. 11:37), «угашали силу огня» (Евр. 11:34), «были побиваемы камнями» (Евр. 11:37; Деян. 7:59).
В Библии основной причиной гонений выступает противостояние добра и зла (Рим. 8:6-8), противоборство нечестивых с Богом и их отказ соблюдать Божии установления (Рим. 3:10-18). Иисус указывает, что мир, поскольку ненавидит Его, будет ненавидеть и Его учеников (Ин. 15:18-19), и предупреждает, что если гнали Его, будут гнать и учеников (Ин. 15:20). Кульминационным поучением Библии на тему верующих и гонений является отрывок: «все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы» (2 Тим. 3:12).
Ответ на гонения. Терпение: обрати и другую щеку (Мф. 5:38-42). Милосердие: «если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья» (Рим. 12:20). Любовь: «любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф. 5:44). Уверенность: «Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь» (Рим. 12:19). Осознанная решимость: «если Меня гнали, будут гнать и вас» (Ин. 15:20). Сосредоточенность на Иисусе: «взирая на начальника и совершителя веры, Иисуса» (Евр. 12:2). Подражание Павлу и другим святым: «подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем возлюбившим явление Его» (2 Тим. 4:7-8). Испытание: «Ибо вы к тому призваны; потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его. Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его; будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному» (1 Пет. 2:21-23).
У. Харольд Меар
Литература: G. W. Bromiley, ISBE, 3:771-74; W.H.C. Frend, Martyrdom and Persecution in the Early Church; W.S.Reid, ZPEB. 4:704-7; H.Schlier, TDNT. 3:139-48; W.B. Workman, Persecution in the Early Church.