ГОСТЕПРИИМСТВО, СТРАННОЛЮБИЕ
(HOSPITALITY)
Роль гостеприимства в мире библейской этики отнюдь не мала. Библейские наставления призывают израильтян и первых христиан исполниться этой добродетели. Она была характерна для Авраама (Быт. 18:2-8) и для руководителей Церкви (1 Тим. 3:2; Тит. 1:8). А поскольку страннолюбив — это атрибут Бога, образы его встречаются в библейских описаниях взаимоотношений между Богом и народом завета.
Гостеприимство в древнем мире обращено на чужих людей или странников, в чем-либо нуждающихся. Уделу скитальцев никто бы не позавидовал: они были изгоями и не принадлежали к сообществу, будь то племя, город-государство или народ. Будучи чужаками, путешественники нередко испытывали жестокую нужду в пище и крове над головой. Вдовы, сироты, бедняки и пришельцы из других земель, не имея семейного или общественного статуса, не могли унаследовать землю, получить средства к существованию и защиту. В древнем мире проявить гостеприимство — означало доброжелательно принять чужих людей в своем доме, в своей стране или общине и обеспечить их первостепенные потребности.
Некоторые формы гостеприимства по отношению к нечужеземным скитальцам можно расценить как обычай, распространенный среди всех народов библейского мира. По-видимому, в период между Ветхим и Новым Заветами гостеприимство уже было не так распространено, так как в перечни позднейших греко-римских добродетелей оно не входит. В соответствующей литературе лишь Израиль выглядит страной, где иноземных поселенцев относили к числу таких чужих людей, о которых надлежит заботиться, наряду со вдовами, сиротами и бедняками. Хотя в повествованиях патриархального периода гостеприимство по отношению к чужеземцам/скитальцам, по крайней мере, временное, встречает одобрение (Быт. 18 - 19), оседлый Израиль в подходе к чужеземным странникам проявлял некоторую двойственность, выгодно отличая пришлых поселенцев, имевших какие-либо связи с израильским сообществом веры, от иноплеменников, потенциально представлявших собой род угрозы для ритуальной чистоты. Для ранней церкви страннолюбив оставалось важным средством выразить доброту и милосердие, получившим обоснование в учении Иисуса (Мф. 25:31-46; Лк. 10:30-37; 14:16-24; 16:19-31).
Гостеприимство имеет различные формы. Проявить гостеприимство может означать смиренно и благожелательно принять странника в своем доме, предоставив ему пищу, кров и защиту (Быт. 18:2-8; 19:1-8; Иов 31:16-23, 31-32), либо позволить чужим людям подбирать колоски на своем поле (Лев. 19:9-10; Вт. 24:19-22; Руфь 2:2-17), одеть нагого (Ис. 58:7; Иез. 18:7, 16), отделить десятину урожая для нуждающихся (Вт. 14:28-29; 26:1-11) и допустить чужаков к участию в религиозных праздниках (Исх. 12:48-49; Вт. 16:10-14).
Такой акт гостеприимства, как совместная трапеза, имеет огромное символическое значение. В древнем мире разделить с кем-либо пищу означало разделить с ним жизнь. Это — дружеский жест, рождающий тесную взаимосвязь. Поэтому Божья трапеза со старейшинами Израилевыми (Исх. 24:1-11), пиры Иисуса с мытарями и грешниками (Лк. 11:37; 15:1; 19:5-6), тайная вечеря (Мк. 14:17-26), трапезы Иисуса после воскресения (Лк. 24:30-31, 40-43; Ин. 21:12-13; ср. Деян. 10:41), трапеза Петра с язычниками (Деян. 10:48 - 11:3) и совместные трапезы первых христиан (Деян. 2:42-27) наделены великим содержанием единения и близости.
Ветхий Завет. Израиль как гость, Бог как Хозяин. Ветхозаветное учение определяет израильтян как странников и пришельцев, зависящих от гостеприимства Бога (Пс. 38:13; см. также Евр. 11:13). Бог благожелательно принимает скитающихся израильтян и удовлетворяет их нужды, освобождает их из Египта, кормит и одевает их в пустыне (Исх. 16; Вт. 8:2-5), приводит их как поселенцев в Свою землю (Лев. 25:23), где обеспечивает им здоровье, долголетие, мир и процветание (Вт. 11). В переносном смысле, совместная трапеза совершается во время принесения мирной жертвы и религиозных праздников, когда часть жертвы предлагается Богу, а остальное съедается приносящим жертву или сообществом (Лев. 7:11-18; 23; Пс. 22:5; Пр. 9:1-6; Ис. 25:6). Действительно, Бог является для человечества Хозяином, снабжающим его едой и предоставляющим одежду (Быт. 1:29-30; 2:9; 3:21; Пс. 103:10-15; 135:25). Особенно Бог заботится о пришельцах (Исх. 22:22-24; Вт. 10:17-18; Пс. 144:14-16; 145:9).
Израиль в качестве хозяина. Ветхозаветное учение также возлагает на израильтян ожидания, что они будут проявлять гостеприимство, выступая в качестве хозяев и с уважением относясь к человеческой жизни и достоинству. Гостеприимство — это акт праведного, благочестивого поведения. Когда ангелы посетили Содом и Гоморру в поисках праведника, только Лот и его семья были избраны для спасения. Лот был сочтен праведным, ибо лишь он один последовал примеру гостеприимства Авраама (Быт. 19:1-8; ср. Быт. 18:2-8). Помимо указания на пример Авраама в Ветхом Завете содержатся особые наставления проявлять гостеприимство. Как Израиль получает любовную заботу от Яхве, так же он должен с любовью заботиться о пришельцах (Исх. 23:9; Лев. 19:33-34; Вт. 10:19; Ис. 58:6-10).
Бог в качестве Гостя. Еще один библейский мотив может служить побуждением для гостеприимства: гостем бывает Бог. Бог или ангелы Господни иногда нежданно появляются в виде странников (Быт. 18:1, 10; 19:1; Суд. 6:11-24; 13:2-23).
Новый Завет. Иисус в качестве Гостя. В символическом смысле Иисус пришел как странник «в скинию» мира, который не признал Его и не принял (Ин. 1:10-14). После воскресения Он продолжает представать Гостем (Отк. 3:20). На уровне буквального смысла — скитальческое служение Иисуса ставило Его в зависимость от людского гостеприимства (Лк. 9:58; 10:38). В этом Своем качестве Гостя Иисус объединялся с отверженными, делил трапезу наравне с мытарями, «грешниками» и фарисеями (Мк. 2:15; Лк. 14:1; 19:1-10). Иисус отождествляет Себя с бедствующими странниками (Мф. 25:31-46).
Иисус в качестве Хозяина. Иисус, Гость, становится также Хозяином, принимающим отчужденный мир. Ветхозаветные аллюзии в эпизоде, когда были накормлены пять тысяч верующих (Мк. 6:30-44), раскрывают личность Иисуса. Приняв роль Хозяина для множества гостей, Иисус уподобляется Яхве, Который кормил народ в пустыне (Исх. 16); или же пророкам Яхве, которые кормили своих учеников, так что еще много еды оставалось (4 Цар. 4:42-44); или мессианскому пастырю, в пустыне заботящемуся о своем стаде (Иез. 34:11-31). При установлении таинства причастия на последней вечере Иисус не только выступает в роли Хозяина, умывая ученикам ноги (Ин. 13:3-5) и раздавая еду, но и Сам становится духовно питающим Хлебом (Мк. 14:12-26; см. также Ин. 6:30-40; 1 Кор. 10:16-17). Отождествляя Себя с символическими составляющими пасхальной трапезы, Иисус приравнивает Свое Тело к хлебу горечи, предлагаемому всем голодным и страждущим, а Кровь Свою — к третьей чаше вина, чаше искупления. Более того, остановив трапезу перед традиционной четвертой чашей, Он предвосхищает Свою роль эсхатологического Хозяина, когда снова будет пить вино на мессианской вечере, празднуя наступление Божьего Царства (Ис. 25:6; Мф. 8:11; Лк. 14:15; Отк. 19:9). В явлениях Христа после воскресения ученики узнавали Иисуса, когда Он брал на Себя роль Хозяина (Лк. 24:13-35; Ин. 21:1-14).
Христиане как гости. Так как люди изначально отчуждены от Бога, христиане призваны относиться к Иисусу как к Хозяину на праздновании евхаристии и в предвосхищении эсхатологической мессианской вечери. Те, кто исповедуют Иисуса как Христа, становятся странниками и пришельцами в этом мире (Ин. 15:18-19; 1 Пет. 1:1; 2:11). Читатели 1 Петра с очевидностью страдают из-за своей социальной отверженности, обусловленной их христианским вероисповеданием (1 Пет. 4:12-16), но в свою очередь пользуются божественным гостеприимством в качестве членов «дома Божиего» (1 Пет. 4:17; 2:9-10; Еф. 2:19; Флп. 3:20). Скитающиеся христианские служители и изгнанники нередко нуждаются в благожелательном гостеприимстве (3 Ин. 5-8; Рим. 16:1-2, 23; 1 Кор. 16:10-11; Тит. 3:13-14; Флм. 1:22).
Христиане как хозяева. Как и в Ветхом Завете, праведное поведение в Новом Завете включает в себя проявления гостеприимства. Наставления вести себя гостеприимно встречаются в контексте других проявлений любви (1 Пет. 4:8-11; 3 Ин. 5-8; Рим. 12:9-21, особенно Рим. 12:13, 20; Евр. 13:1-3). Вообще говоря, христиане ныне вместе с Христом выступают сохозяевами в мире, состоящем из людей, которые «отчуждены от общества Израильского, чужды заветов обетования» (Еф. 2:12). Разумеется, у христиан перед глазами пример Христа, Который принимал отчужденный мир как Хозяин, заповедал в Своем учении проявлять гостеприимство и Которого нужно встречать так, как встречают странников (Мф. 10:40; 25:31-46).
Родни К. Дьюк
См. также: ЭТИКА.
Литература: G.Downey, ATR 47 (1965): 3-15; R. К. Duke, «Toward an Understandig of Hospitality in the Old Testament»; J. H. Elliot, A Home for the Homeless: A Sociological Exegesis of 1 Peter. Its Situation and Strategy, K.L.Gibble, Brethren Life and Thought 26 (1981): 184-88; R.B.Herron, Word and World 6 (1986): 76-84; R. Jewett, Letter to Pilgrims: A Commentary on the Epistle to the Hebrews; D.Kellermann, TDOT, 2:439-49; J.Koenig, New Testament Hospitality: Partnership with Strangers as Promise and Mission; A. J. Malherbe, Social Aspects of Early Christianity; B.J.Malina, Social-Scientific Criticism of the New Testament and Its Social World, pp. 171-94; J.B.Mathews, «Hospitality and the New Testament Church: An Historical and Exegetical Study»; P.Parker, The Company of Strangers: Christians and the Renewal of Americas Public Life; F. A. Spina, The Word of the Lord Shall Go Forth: Essays in Honor of David Noel Freedman in Celebration of His Sixtieth Birthday, pp. 321-25; G.Staehlin, TDNT, 5:1-36; R.A.Wright, .Establishing Hospitality in the Old Testament: Testing the Tool of Linguistic Pragmatics».