ГРАЖДАНСТВО, ЖИТЕЛЬСТВО

(CITIZENSHIP)

Представление о духовном гражданстве наиболее ясно выражено в Послании к филиппийцам, где Павел пишет: «Наше же жительство (politeuma) — на небесах» (Флп. 3:20). Это единственное место в Писании, где используется данное слово, но соответствующее ему понятие можно обнаружить и в иудейской, и в христианской литературе. Фактически, развитие этого понятия можно проследить от истории Авраама до посланий апостольских учеников.

Авраам считал себя самого странником, пришельцем (ger) и поселенцем (magUr) в стране обетованной (Быт. 23:4). Эти же слова постоянно используются для описания положения патриархов (Быт. 17:8; 28:4;

47:9; Исх. 6:4). Даже когда Израиль осел в Ханаане, народ должен был отдавать себе отчет, что земля эта — Божья и они на ней лишь пришлые (tosabim) (Лев. 25:23; 1 Пар. 29:15; Пс. 38:13; 118:19). Сыны Рехавовы не строили домов, не сеяли семян и не разводили виноградников; они жили в шатрах в память о своем положении странников (Иер. 35:6-10).

Учение Христа о Царстве было целиком ориентировано на небеса. Его ученикам предлагалось искать Царство, которое благоволил дать им Отец (Мф. 6:33; Лк. 12:32). Царство, однако, было не от мира сего (Ин. 18:36). Верующие должны собирать себе сокровища на небесах (Мф. 6:19-21). В отсутствие Христа верующие находят утешение в Его обещании, что Он приготовит для них место в доме Своего Отца (Ин. 14:1-4). В конце концов они унаследуют уготованное для них Царство (Мф. 25:34).

Павел напоминает христианам, что они относятся к «вышнему Иерусалиму» (Гал. 4:21-31) и что они восседают на небесах во Христе (Еф. 2:6; Кол. 3:1-4). Петр употребляет по отношению к христианам те же самые слова, какими в Септуагинте описывается Авраам. Они — избранные «пришельцы» (parepidemoi), чье пребывание на земле — лишь «временное прибежище» (parolkia) в чужой стране (1 Пет. 1:1, 17). Их положение странников (paroikoi) и временных поселенцев побуждает их к святости жизни (1 Пет. 2:11-12).

Автор Послания к евреям объединяет эти различные темы наиболее исчерпывающим способом. Авраам и другие патриархи жили на земле как пришельцы и странники в поисках уготованного им града, художником и строителем которого был Бог (Евр. 11:8-16). Так и христиане не имеют постоянного жилища; они ищут града грядущего (Евр. 13:14). Этот город — небесный Иерусалим, град Бога живого и столица непоколебимого Царства (Евр. 12:22-23, 28).

Джон Д. Харви

Литература: P.E.Hughes, A Commentary on the Epistle to the Hebrews.