ГРЕХ К СМЕРТИ

(SIN UNTO DEATH)

Выражение «грех к смерти» (1 Ин. 5:16-17) появляется в контексте, описывающем действенную молитву, творимую с дерзновением и уверенностью (ср. 1 Ин. 3:21-22; 4:17). В 1 Ин. 5:14-15 сказано об общей уверенности, что Бог ответит на просьбы, приведенные в согласие с волей Его. В 1 Ин. 5:16-17 говорится конкретно об уверенности, что Бог откликнется на ходатайство за верующего, совершившего грех не к смерти, и даст ему жизнь. Но такой уверенности не может быть, если совершен грех к смерти. Хотя всякая неправда есть грех, не всякий грех — грех к смерти. Таким образом, рассуждения о грехе к смерти представляют собой что-то вроде сопроводительных пояснений.

Но что такое грехи смертные и не смертные? Некоторые ответы на этот вопрос неубедительны, так как обращаются к достаточно далекому контексту, вместо ближайшего контекста в 1-м послании Иоанна. Представления о различии смертных и простительных грехов являются анахронизмом. При другой точке зрения смерть понимается как физическая смерть, однако в 1-м послании Иоанна смерть и жизнь имеют духовный смысл (1 Ин. 1:1-2; 2:25; 3:14-15; 4:9; 5:11-13). Еще один подход увязывает 1 Ин. 5:16-17 с хулой на Святого Духа (Мф. 12:31-32; Мк. 3:28-30), но в 1-м послании Иоанна ничего не говорится о тех, кто объясняет чудеса Иисуса сатанинской силой. И в еще одной теории грех к смерти рассматривается как вероотступничество (ср. Евр. 2:3; 6:6; 10:29-31), однако стих 1 Ин. 2:19 указывает, что «антихристы» никогда на самом деле и не принадлежали к сообществу верующих. Итак, следует искать иное решение.

В 1-м послании Иоанна грех обсуждается очень серьезно (1 Ин. 1:7-10; 2:12; 3:4-5, 8-9; 4:10; 5:18). Хотя верующие иногда неизбежно грешат (1 Ин. 1:7, 9; 2:1; 5:16), они не упорствуют в непослушании этическим установлениям (1 Ин. 2:4), в социальном ханжестве (1 Ин. 2:9; 3:14-17; 4:20-21) и христологической ереси (1 Ин. 2:18-29; 4:1-3). В таком узком смысле они не грешат (1 Ин. 3:6, 9; 5:18); иными словами, их грех — не к смерти (1 Ин. 5:16-17). Но те, которые ходят во тьме, а говорят, что они во свете (1 Ин. 1:6), те, кто ненавидит верующих (1 Ин. 2:9), и те, кто отвергает, что Иисус есть Мессия (1 Ин. 2:22), совершают смертные грехи. Итак, в этой части послания признается существование грехов верующих в противопоставление похвальбе их противников, но указывается также на идеал безгрешности. С учетом этих обстоятельств сообщество верующих наставляется ходатайствовать за случайно согрешивших собратьев, но ему не сказано молиться за смертные грехи тех, кто пребывает вне сообщества.

Дэвид Л. Тернер

См. также: ХУЛА НА ДУХА СВЯТОГО; ГРЕХ.

Литература: R.E.Brown, The Epistles of John; I. A. Busenitz, The Masters Seminary Journal 1 (1990): 17-31; R.Law, The Tests of Life; I.H.Marshall, The Epistles of John; S.M.Reynolds, Reformation Review 20 (1973): 130-39; D.M.Scholer, Current Issues in Biblical and Pastristic Interpretation, pp. 230-46; S.S.Smalley, 1, 2, 3 John.