ДАВИД

(DAVID)

Давид был основателем династии, которая правила в Иерусалиме свыше трехсот пятидесяти лет. Его значение в истории Израиля очевидно благодаря огромному интересу к нему и его преемникам, проявляемому во второзаконнической истории, в книгах пророков, в летописях, псалмах и в Новом Завете.

Давид во второзаконнической истории. Книги от Иисуса Навина до Царств нередко называют второзаконнической историей (Deuteronomic history), потому что авторы/составители этих книг использовали для оценки истории Израиля положения и представления, характерные для Второзакония. Второзаконие предоставило народу возможность иметь царя (Вт. 17:14-20), а второзаконническая история прослеживает жизнь Израиля как без царей (книги Иисуса Навина, Судей), так и при царях (книги Царств).

Большая часть того, что мы знаем о жизни Давида и о его времени, содержится в 1 и 2 Книгах Царств, где священнописатель изображает конфликт между Саулом и Давидом, которого Господь признал «мужем по сердцу Своему» (1 Цар. 13:14). Проведенный Д. М. Ганном анализ повествования о Давиде сосредотачивается на двух главных темах: Давид как царь и Давид как человек. В своей первой роли, роли царя, Давид приобретает царство и упрочивает свое положение на престоле (история Давида и Саула, восстания Авессалома и Савея), основывает династию (рождение Соломона, восстание Адонии, устранение других соперников и смутьянов). В это повествование вклинивается тема Давида как человека: он муж и отец (Мелхола, Вирсавия, Амнон, Авессалом, Соломон, Адония). В этих историях сочетаются темы интимной жизни и политических интриг. Сексуальность является движущей силой в рассказах про грех с Вирсавией, про смерть ребенка от этого незаконного союза, про изнасилование дочери одним из сыновей, про соперничество за отцовскую служанку Ависагу, про отказ Урии спать в доме с женой, про сожительство с наложницами Давида и про бездетность дочери Саула, Мелхолы. Насилие и политические интриги перемешаны в рассказах о войнах Давида, о покушениях Саула на жизнь Давида, о насилии Иоава и его братьев, об убийстве Урии, о братоубийственной распре между сыновьями Давида, убийстве беспомощного Авессалома и о планах Давида об умерщвлении его врагов вскоре после его собственной смерти. История отношений Давида с Вирсавией не только подготавливает заключительное вступление на престол Соломона, но также приводит в действие проклятие, которое будет довлеть над Давидом весь остаток его жизни: последуют смерти и преступления на сексуальной почве, и «не отступит меч от дома твоего вовеки» (2 Цар. 12:10). Это слово меч становится ключевым, объединяющим все аспекты повествования в книгах Царств. Весь рассказ о Давиде построен на пересечении его общественных (царь) и личных (муж, отец) ролей, что подводит к вопросу о том, кто будет его преемником на престоле. Д.М.Ганн также выделяет темы дарения и захвата: в некоторых рассказах Давид и другие персонажи выглядят в своих ролях несколько пассивными, а иногда они стремятся к славе или к захвату власти. Например, царь, который не хочет отбирать царство у Саула (2 Цар. 2 - 5), тем не менее готов отнять женщину, возбудившую его желание (Вирсавию); она же во время своего соблазнения выглядит пассивной, тогда как позднее стремится захватить престол для Соломона. Все это происходит в рамках основного сюжета — как Давид получил царскую власть, временно утратил ее во время восстания с тем, чтобы снова обрести и расстаться с ней уже только в момент смерти. Это насыщенная событиями панорама человеческого величия и слабости, мудрости и греха, веры и безверия, противоречивых перспектив и несовместимых устремлений. Повествование о Давиде изобилует также иронией. Например, верный Урия по незнанию возвеличивает царя, который его обманывает; Урия сохраняет обрядовую чистоту воина, воздерживаясь от половых связей перед битвой, и все это только для того, чтобы отправиться на смерть в бою по воле царя, который в это время, вместо того чтобы самому идти на войну, развлекается с женой Урии (2 Цар. 11).

В рамках более обширной второзаконнической истории священнописатель прослеживает еще одну линию: Бог сохраняет верность в Своем обещании Давиду о вечности его династии на этом престоле (2 Цар. 7). Эта тема освещается в 3 и 4 Царств: в Южном Царстве было двадцать царей, и в Северном — двадцать. Но Северное Царство существовало только двести лет, а Южное продержалось три с половиной столетия. Почему же в Южном Царстве продолжительность жизни у царей была настолько больше? В Северном Царстве сменилось девять разных династий, и большая часть их приходили к власти ценой цареубийств и государственных переворотов. И напротив, в Южном царстве до самого Вавилонского плена правила единственная династия. Бог действительно «дал светильник» Давиду (3 Цар. 11:36; 15:4; 4 Цар. 8:19).

Давид в Псалтири. В исторических книгах отмечается искусство Давида как музыканта и его забота о культовой музыке (1 Цар. 16:14-21; 1 Пар. 25; 2 Пар. 23:18; 29:25-30; 35:15). Многие приписываемые Давиду псалмы свидетельствуют о таких его способностях и пристрастиях. Однако псалмы не просто содержат сочинения Давида; в них также воспеваются обетования, данные Богом Давиду и его потомкам (Пс. 17:51; 77:70, 72; 88:4, 21, 36, 50). В «царских» псалмах (Пс. 2; 44; 71; 83; 88; 109), как и в книгах пророков, высказывается мессианское чаяние Израиля обрести нового царя, подобного Давиду. «Царские» псалмы сосредоточены на образе царя, который способен противостоять всем врагам, победить их и установить праведное правление Сиона над всеми народами. Царство его — мирное, процветающее, вечное и сохраняющее верность Господу. Царь — друг всех бедняков и враг всех угнетателей. Он — наследник обетования Давиду. Он и сам имеет божественную природу (Пс. 44:7); подобно ангелу Господню, он одновременно Бог и отличен от Бога.

Давид в книгах пророков. Одна из повторяющихся тем в 1 и 2 Царств — это упоминание «помазанника Господнего» (1 Цар. 16:3, 6, 12-13; 24:7; 26:9, 10, 16, 23; 2 Цар. 1:14, 16; 3:39; 19:21). Слово Мессия означает «помазанник», а представления об израильском Мессии имеют в основе своей идею о праведном царе, который будет подобен Давиду. Мессия как образ внутренне присущ уникальному израильскому пониманию своего места в истории — пониманию того, что Бог с самого начала избрал Израиль в благословение всем остальным народам. На протяжении истории Израиля Бог посылал ему великих вождей и освободителей, и Он сделает это еще раз в лице Мессии. Из-за несовершенства царей, которые сменили Давида, тот представал в особенно выгодном свете, поэтому чаяния Израиля выкристаллизовались в ожидание явления будущего царя, подобного Давиду (Ис. 16:5; 55:3-5; Иер. 23:5; 33:17-26; 36:30; Иез. 34:23; Зах. 9:9; 12:8, 10). В повествовании об Еммануиле (Ис. 7 - 12) пророк предрекает появление чудесного младенца, который будет освободителем, властителем мира и праведным царем.

Давид в истории книг Паралипоменон. Книги Паралипоменон относятся к числу самых поздних книг Ветхого Завета; они были написаны не ранее последних десятилетий IV в. до Р.Х. При сравнении материала книг Паралипоменон о Давиде и Соломоне с содержанием книг Царств, возможно, наиболее бросающимся в глаза отличием является то, что часть сведений в книгах Паралипоменон просто опущена. Если не брать в расчет Давидову перепись (1 Пар. 21; 2 Цар. 24), то в книгах Паралипоменон не упоминаются инциденты, способные в какой бы то ни было степени очернить образы Давида или Соломона. Книги Паралипоменон умалчивают о периоде смуты, когда власть находилась в руках потомков Саула, а Давид провел семь лет в Хевроне, и о переговорах Давида, касающихся правления над северными коленами Израиля. В них ни слова не говорится о восстаниях Авессалома и Адонии, равно как о действиях Амнона и Семея; никак не упомянут грех Давида в отношениях с Вирсавией и Урией. Из книг Паралипоменон исключен рассказ о том, как Соломон отомстил врагам Давида (3 Цар. 2), а также сведения о грехах Соломона, которые, согласно 3 и 4 Книгам Царств, в конце концов привели к разделению царства (3 Цар. 11). Даже вина за раскол перенесена с Соломона на Иеровоама (2 Пар. 13:6-7).

В книгах Паралипоменон Давид и Соломон изображаются овеянными славой, богопослушными и не знающими поражения героями, получившими не только благословение свыше, но и всенародную поддержку. Вместо образа дряхлого, прикованного к постели Давида, который сохраняет престол для Соломона только в самую последнюю минуту благодаря подсказкам Вирсавии и Нафана (3 Цар. 1), в книгах Паралипоменон описывается бесконфликтная передача власти без единой задоринки (1 Пар. 21; 28 - 29). Давид сам публично объявляет о назначении Соломона своим преемником, а его предложение встречается с энтузиазмом и получает абсолютную поддержку народа (1 Пар. 28:1 - 29:25), в том числе и других сыновей Давида, военачальников и всех, кто одобрял предпринятую Адонией попытку переворота (1 Пар. 29:24; 3 Цар. 1:7-10). Если в 3 и 4 Книгах Царств грехи Соломона являются причиной раскола и Соломон противопоставляется своему отцу, Давиду (3 Цар. 11), то в книгах Паралипоменон Ровоама поддерживают те, кто «ходил путем Давида и Соломона» (2 Пар. 11:17).

Такую идеализацию правления Давида и Соломона можно расценивать просто как ностальгию «по добрым старым временам». И все-таки, в сочетании с акцентом книг Паралипоменон на обещании Бога Давиду о вечном правлении (1 Пар. 17:11-14; 2 Пар. 13:5, 8; 21:7; 23:3), интерпретация Давида и Соломона составителем книг Паралипоменон отражает «мессианскую историографию». Давид и Соломон в книгах Паралипоменон — это не просто те Давид и Соломон, которые существовали на самом деле, но Давид и Соломон эсхатологических чаяний, выражаемых данными книгами. Даже живший во времена персидского господства автор книг Паралипоменон по-прежнему не оставляет надежд на восстановление Давидова царства и славное правление Давида и Соломона в прошлом излагает в русле своих надежд на будущее.

Давид в Новом. Завете. Грехи Давида представляются такими же тяжкими, как грехи Саула. Почему же именно Давид характеризуется как человек, который был «по сердцу» Господу (1 Цар. 13:14)? Израиль смотрел на рост и телосложение Саула — среди всего народа не было равного ему (1 Цар. 10:24); однако хотя Бог и избрал Саула, Он знал, что у того на сердце. Люди могут смотреть на рост и внешность, Бог же видел то, что было в сердце Давида. А сердце у Давида было такое, что он способен был выйти на бой с Голиафом практически без оружия и победить благодаря своей вере, в то время как Саул прятался в шатре (1 Цар. 17). Главным жизненным требованием в завете с Богом, как в устах Моисея, так и в устах Иисуса, было любить Бога всем сердцем (Вт. 6:5; Мк. 12:30).

Однако постепенно Давид изменился. Когда мы впервые встречаем его в 1 Царств, он хватается за дубинку, чтобы убить льва или медведя ради спасения овцы (1 Цар. 17:34-35), а к концу книги он решает, что овца должна умереть ради него, только на этот раз в роли овцы выступал народ (2 Цар. 24:14, 17). Давид не стал добрым пастырем, который отдаст свою жизнь за овец.

Новозаветные авторы видели в Иисусе воплощение праведного царя для Израиля. Они старались подчеркнуть Его происхождение от Давида (Мф. 1:1, 6, 17). Толпы народа и даже бесы признают в нем Сына Давидова, Мессию Израиля (Мф. 12:23; 20:30-31; 21:9, 15). Слово Христос является греческим переводом еврейского слова помазанник или Мессия. Иисус появляется, подобно Давиду, в качестве «помазанника Господнего».

Страстная мольба Анны о ребенке и о праведном царе и помазаннике (1 Цар. 2:10) отзывается в прославлении Господа Марией, предвосхищающей рождение Царя Израиля и Мессии (Лк. 1:32-33, 46-55, 69). Давид стал наследником обетования Бога Аврааму о том, что имя его сделается великим (Быт. 12:2; 2 Цар. 7:9). Величайший Сын Давида получил имя превыше всякого имени (Флп. 2:9-10). Как Давид однажды пошел на поединок с величайшим врагом Израиля, точно так же Иисус победит врага в поединке за наши души. И Он установит вечное Царство.

Рэймонд Б. Диллард

См. также: ИИСУС ХРИСТОС: ИМЯ И НАЗВАНИЯ.

Литература: J. Flanagan, Davids Social Drama: A Hologram of Israels Early Iron Age J. P. Fokkelman, Narrative Art and Poetry in the Book of Samuel, 3 vols.: K.R.R.Gros Louis, Semeia 8 (1977): 15-33; D.M.Gunn, The Story of King David; J.A.Wharton, Int 35 (1981): 341-54; R.N.Whybray, The Succession Narrative: A Study of II Sam. 9 — 20 and I Kings 1 and 2.