ДЕЛА ЗАКОНА

(WORKS OF THE LAW)

Выражение erga nomou («дела закона») употребляется Павлом для обозначения поведения, предписанного Моисеевым законом (Рим. 2:15; 3:20, 27, 28; Гал. 2:16; 3:2, 5, 10). Этот оборот, хотя и отсутствует в Ветхом Завете и позднейшей раввинистической литературе, встречается в документах Кумрана (maclse torah, 4QFlor 1:1-7; ср. 1QS 6:18; 1 QpHab 7:11). Иногда Павел сокращает это словосочетание и пишет erga, «дела» (Рим. 4:2, 6; 9:11, 32 {синод, «в делах закона»}; 11:6), подразумевая определенное отношение к закону, противопоставляемое вере во Христа.

В число различных толкований этого выражения входят: «добрые дела», в смысле человеческого стремления к собственным свершениям независимо от Бога; соблюдение Моисеева закона, направленное на приобретение Божьего благоволения; а также различные признаки принадлежности к иудеям (то есть обрезание, правила относительно пищи и соблюдение субботы). Иудаизм был «номистическим» {греч. nomos, «закон», т.е. верой, в основании которой лежал закон}, и Закон в нем считался не средством оправдания, а ответом на благодать Бога, действующего ради Своего народа и требующего, чтобы израильтяне, в свою очередь, самоопределялись в качестве Его народа, соблюдая Его предписания («номизм» завета). В этом контексте исполнение «дел закона» связано не со стремлением человека к нравственному совершенствованию, а с религиозной формой бытия, характеризующейся определенными религиозными обрядами, которые демонстрируют причастность индивидуума к взаимоотношениям завета. Однако полемическая аргументация Павла в Послании к галатам направлена против неизбывного законничества иудействующих, которые даже требовали от обращенных в веру язычников соблюдать иудейские обряды, чтобы доказать право на принадлежность к народу Божьего завета. Таким образом, когда Павел употребляет выражение erga потои, он подразумевает не просто номистскую, законническую практику, но и соблюдение Закона для накопления заслуг.

О недостижимости праведности посредством соблюдения Закона Павел говорит в Флп. 3:4-9. Дела закона, в исполнении которых апостол был «непорочным», фактически оказывались препятствием для истинной праведности, обретаемой лишь во Христе. Любую попытку оправдать себя перед Богом на основе похвального поведения апостол почитает за «тщету» и «сор». Полагаться на собственную способность соблюдать Закон — означает надеяться «на плоть» (Флп. 3:3) и пытаться установить «собственную праведность» (Рим. 10:3). Итак, распятие Христа, как единственная основа оправдания, становится «соблазном», потому что отрицает любые другие средства достижения праведности (1 Кор. 1:23; Гал. 5:11; ср. Рим. 9:33).

Р. Дэвид Раитмаиер

См. также: ГАЛАТАМ: БОГОСЛОВИЕ ПОСЛАНИЯ; БЛАГОДАТЬ; ИУДЕЙСТВУЮЩИЕ; ЗАКОН.

Литература: G.Bertram, TDNT. 2:635-55; F. F. Bruce, Bulletin of the John Rylands Library 57(1974-75): 259-79; С. E. B. Cranfield, Scottish Journal of Theolo gy 17 (1964): 43-68; W.D.Davies, Paul and Rabbinic Ju daism; J. D.G. Dunn, Jesus, Paul and the Law, J. A. Fitzmyer, Paul and His Theology, D. P. Fuller, WTJ 38 (1975): 28-42; R.H.Guntlry, Biblica 66 (1985): 1-38; H.C.Hahn, NIDNTT, 3:1147-51; R.Heiligenthal, Exegetical Dictionary of the New Testament, 2:49-50; R. N. Longenecker, Galatians; idem, Paul: Apostle of Liberty; H.Ridderbos, Paul: An Outline of His Theology; E. P.Sanders, Paul and Palestinian Judaism; idem, Paul, the Law. and the Jewish People; S. Westerholm, Israels Law and the Churchs Faith: Paul and His Recent Interpreters.