ДРУГ, ДРУЖБА, БЛИЖНИЙ

(FRIEND, FRIENDSHIP)

Большая часть ветхозаветных слов, переводимых как «друг», «дружба» или «ближний», происходит от двух еврейских корней — г/г и hb. Самыми распространенными терминами со значением «друг» являются reeh, «друг», и oheb, причастие, означающее «любящий». В Новом Завете встречаются несколько слов, в том числе philos, «друг», hetairos, «сотрудник», «товарищ», и plesion, «ближний», а также различные термины родства, такие как «брат», «мать» или «ребенок», употребляемые в расширенном смысле для выражения особых чувств к людям, не являющимся членами семьи. Самые распространенные — слова philos, «друг», и adelphos/adelphe, «брат»/«сестра», причем последние два становятся специальным обозначением для собратьев-верующих.

В обоих заветах представления о друзьях и дружбе включают в себя три составляющих: общность, верность и любовь. Существует также три уровня значения слова: дружба только как общность, дружба как общность плюс верность и дружба как общность плюс верность плюс любовь.

На низшем уровне значения «друг» — это просто знакомый или «ближний», а также «другой» (Суд. 7:13; Иак. 4:12; Рим. 15:2). В притчах Иисуса хозяин виноградника обращается к работнику, а царь — к незнакомому гостю, со словом друг. Иисус так говорит Иуде в Гефсиманском саду: «Друг, для чего ты пришел?» (Мф. 26:50).

На уровне более высоком и более интересном с богословской точки зрения понятие дружбы содержит в себе кроме составляющей общности еще и составляющую верности. «Друг Давидов» или «друг царя» (2 Цар. 15:37; 16:16; 3 Цар. 4:5; 1 Пар. 27:33) служит у царя советником, а во времена Маккавеев является представителем привилегированного класса знати (1 Мак. 2:18; 3:38; 6:10; 10:65). Тирский царь Хирам был «другом Давида» (3 Цар. 5:1), и эта дружба фактически представляла собой политическую лояльность, которая могла проявляться не столько в чувствах, сколько в выполнении договорных обязательств. «Друг, более привязанный, нежели брат» (Пр. 18:24) проявляет преданность. Когда иудеи обвиняли Пилата, что он «не друг кесарю» (Ин. 19:12), они ставили под сомнение его преданность императору.

На своем высшем уровне понятие дружба включает в себя составляющие общности, верности и любви. Дружба Давида и Ионафана (1 Цар. 18:1-4; 20:14-17) содержала все три составляющих, как и дружба Павла с Филиппийской церковью (см. например, Флп. 4:1, 15-20).

Согласно Писанию, существует три возможных объекта дружбы: другой человек, Бог или Его Сын и кто-либо, следующий за Иисусом.

Первый случай предполагает дружбу людей, основанную просто на человеческом бытии, со всеми сопутствующими радостями и невзгодами. Человеческая дружба — это помощь во время несчастия (Пр. 17:17; 27:10; Лк. 11:5-8) и сердечный совет в затруднительных ситуациях (Пр. 27:9). Друг может утешить в беде, как это сделал Верзеллий Галаадитянин в дни бегства Давида (2 Цар. 19:31-39) или как поступили подруги дочери Иеффая, когда вместе с ней оплакивали ее горе из-за близящейся смерти (Суд. 11:37-38). Друг может оказать помощь, даже рискуя своей жизнью, как Хусий Архитянин, ставший осведомителем Давида при дворе узурпатора Авессалома (2 Цар. 15:32-37; 16:16-19; 17:5-16). Друг может вразумить с любовью, проявляя тем самым больше преданности, чем льстец (Пр. 27:6). Екклесиаст обращается к теме дружбы: «Двоим лучше, нежели одному...» (Ек. 4:9-12).

Один из величайших библейских примеров «друга, более привязанного, нежели брат» (Пр. 18:24) — это дружба Давида и Ионафана. Преданность Ионафана по отношению к Давиду была сильнее его приверженности своему отцу Саулу или собственному честолюбию (1 Цар. 18:1-4; 20:14-17). Песнь, которою Давид оплакал смерть Ионафана, изображает их взаимоотношения как вершину человеческой дружбы (2 Цар. 1:17-27). Неотступная преданность Руфи по отношению к ее свекрови Ноемини выступает еще одним примером высоких человеческих взаимоотношений (Руфь 1:4-18).

В Новом Завете Павел проявляет дар приобретать себе друзей. В своих письмах он многих людей называет своими дорогими друзьями во Христе. В Книге Деяний в числе друзей Павла указаны даже должностные лица из языческих земель в Малой Азии, «Асийские начальники» (Деян. 19:31).

Хотя дружба людская приносит свои радости и утешения, она несет также опасность. Иногда друг неспособен удержать человека от неправедных поступков, как в случае Хиры Одолламитянина, который выступил посредником между Иудой и предполагаемой блудницей (Быт. 38:12-23). Друг может ввести человека в грех, как это сделал Ионадав, сын Самая, убедивший Амнона силой взять его единокровную сестру Фамарь (2 Цар. 13:1-6). Друг может даже вовлечь человека в поклонение иным богам (Вт. 13:6-11). В Книге Притчей содержатся предостережения от дурной компании (Пр. 1:10-19; 4:14-19).

Даже если друг не сбивает человека с пути, он может причинить неприятности из-за взаимного непонимания. Три друга Иова, хоть и пытались утешать его, лишь усугубляли его страдания (Иов 2:11-13; 6:14-27; 19:21-22; 42:7-9).

Друзья могут оказаться ложными, с далеко идущими целями притворяясь любящими и верными (Пс. 54:13-15; Пр. 14:20; 19:4, 6-7). Друг может запутать человека в долгах, попросив поручиться за его ссуду (Пр. 6:1-5; 11:15; 17:18; 22:26-27). Дружба может разрушиться из-за сплетен (Пр. 16:28) или зависти (Пр. 17:9). Друзья могут бросить человека в беде (Пс. 37:12, ср. Сир. 9:12-13). Исчезновение истинной верности среди друзей — один из признаков нравственного и социального упадка, в котором пророк Михей обвиняет Иудею в VIII столетии (Мих. 7:5-6).

У человека может быть дружба с другим человеком, но он может также стать другом Богу или Сыну Божьему. Авраам заслужил звание «друг Божий» своей верой и послушанием (2 Пар. 20:7; Ис. 41:8; Иак. 2:23). Те, кто соблюдает завет с Богом, нарекутся Его друзьями (Пс. 24:14): «завет Свой Он открывает им». И напротив, человек может дружить с миром, что исключает возможность дружбы с Богом (Иак. 4:4; 1 Ин. 2:15).

Многие доказывают, что они друзья Богу, становясь друзьями Иисуса. На протяжении Своего служения Он был открыт и доступен для самых разных людей, и это говорит не просто о Его склонности к дружбе с людьми, но о возможности любви и преданности между человеком и Богом. Ученик, которого любил Иисус (Ин. 19:26; 20:2; 21:7) пребывал с Ним в отношениях, которые выше людских. Их дружба имела в большей степени духовный, нежели социальный характер, и такою же, несомненно, была дружба Иисуса с Лазарем (Ин. 11:3, 5, 36). Иисус указывал на этот род дружбы человека с Богом, называя учеников Своими друзьями (Лк. 12:4), раскрывая для них внутренний смысл Своей жизни и служения (Ин. 15:15), и, самое главное, взойдя на крест в жертву за грех (Ин. 15:13). Когда Иисус сказал Своим ученикам: «Вы — друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам» (Ин. 15:14), в словах Его присутствовали все три составляющие: общность, преданность и любовь.

Коль скоро человек может быть другом Бога или Сына Божьего, такая дружба может распространяться и на других людей, которые тоже являются друзьями Бога. Христианская дружба имеет своей основой дружбу между каждым верующим и Богом. Когда Иоанн называет своих собратьев-верующих просто «друзьями» (3 Ин. 1:15), он подразумевает их преданность и любовь по отношению друг к другу, которые проистекают из преданности и любви к Богу. Семь раз в 1 Иоанна священнописатель обращается к своим читателям «Дети!» и «Дети мои!», прибегая к внутрисемейному слову, чтобы выразить эту глубокую любовь (1 Ин. 2:1, 12, 28; 3:7, 18; 4:4; 5:21).

Павел выражает эти взаимоотношения любви и преданности, когда обращается к нескольким людям или упоминает о них, прибегая к языку родственной любви. Он обращается к Тимофею и Титу со словами «истинный сын в вере» (1 Тим. 1:2; Тит. 1:4), а к Тимофею — и со словами «возлюбленный сын» (2 Тим. 1:2). Онисим — не только «сын» Павла, но и его «сердце» (Флм. 1:10, 12). Не названная по имени женщина из римской церкви является по отношению к христианину Руфу матерью в буквальном смысле слова, а по отношению к Павлу — в переносном (Рим. 16:13). В Новом Завете проявляется определенное «внутригрупповое» мышление, проводящее различие между членами семьи верующих и чужими (Гал. 6:10). Но священнописатели никогда не акцентируют это различие и зачастую указывают, что христианская дружба должна существовать не только внутри христианских кругов. Например, Павел, хотя он и призывает к особой заботе о верующих, делает это в сочетании с призывом «делать добро всем» (Гал. 6:10). Иисус призывает Своих последователей приглашать к столу нищих и увечных, не друзей (Лк. 14:12-14), а в притче о милосердном самарянине Он включает в понятие ближнего всех, кто попал в беду (Лк. 10:25-37).

Карл Б. Бриджес мл.

Литература: D.A.Carson, NIDNTT, 1:259-60; U. Falkenroth, NIDNTT, 1:258-59; W.Gunther, NIDNTT, 1:254-58; G.A.Lee, ISBE, 2:361-62; C.S.Lewis, The Four Loves; N. J. Opperwall and G.A.Lee, ISBE, 2:363.