ЕВАНГЕЛИЕ, БЛАГАЯ ВЕСТЬ
(GOSPEL)
Ветхий Завет. Добрые вести возвещаются всем (1 Цар. 31:9; Пс. 95:2-3; Ис. 40:9; 52:7), распространяются быстро (2 Цар. 18:19-31; 4 Цар. 7:9; Пс. 67:12), провозглашаются и выслушиваются с радостью (2 Цар. 1:20; Пс. 95:11-12; Ис. 52:7-9; Иер. 20:15).
Во всех местах Писания, где весть является доброй для израильтян и основана на фактах, она, за единственным исключением (Иер. 20:15), связана с Богом Спасителем. В Пс. 39:10-11 воспевается Его спасительная помощь. Цари и воинства рассеиваются перед Всемогущим (Пс. 67:13, 15). Это Он избавляет Давида от рук врагов его (2 Цар. 18:19-31). Прямое вмешательство Бога обращает в бегство сирийцев (4 Цар. 7:1-9); Он сокрушает ассирийское ярмо (Наум 1:13, 15). Покорив Вавилон руками Кира (Ис. 41:25, 27), всемогущий Бог возвращается на Сион (Ис. 40:9-10). Мир и спасение, провозглашенные в Ис. 52:7, достигнуты благодаря Его верховному владычеству («воцарился Бог твой!»). «Лето Господне благоприятное» принесет Благую Весть всем страждущим (Ис. 61:1-2).
Сам Бог — единственное объяснение спасительных деяний Бога. Сколько бы Израиль ни расплачивался за свои прошлые грехи (Ис. 40:2), он все равно остается греховным народом (Ис. 42:25; 46:12-13). Израиль спасен исключительно по божественной благодати (Ис. 55:1-7). Праведности, за которую его можно было бы вознаграждать, не существовало, и Яхве творит праведность в Израиле (Ис. 45:8; 61:3, 10-11). Наказание за грех взыскивается не с Израиля, но с Раба, предназначенного для того, чтобы заместить его (Ис. 53:4-12). Благодаря подвигу Раба оправдаются многие (Ис. 53:11); те, кто не имел праведности (Ис. 43:25-28), будут оправданы.
Радость, сопровождающая благую весть, находит свое высшее выражение в восхвалении Бога. «Благословен Господь, Бог твой!» — восклицает Ахимаас, возвещая Давиду о победе (2 Цар. 18:28). Благая Весть в Пс. 67:12-15 провозглашается во время торжественного собрания, празднующего воцарение Бога (ср. Пс. 39:10-11). Сторожа в Ис. 52:7-8 криками ликования приветствуют возвращение Яхве на Сион. Псалом 95 призывает всю землю благовестовать спасение Яхве, благословлять «имя Его» и возвещать «славу Его» (Пс. 95:1-3).
С возвращением из вавилонского плена объявленное Исайей спасение осуществилось лишь частично. Окружающие народы, так и не ставшие собратьями израильтян по вере, оставались их угнетателями. И сам Израиль упорствовал в своей нечестивости; Раб, предназначенный понести на себе его беззакония, еще не пришел. Как объясняет Исайя, окончательно осуществиться спасение должно лишь на заре нового века — века, сотворенного Богом Спасителем. К концу Ветхого Завета этот новый век еще не наступил.
Новый Завет: первая стадия. За исключением Гал. 3:8 и Евр. 4:2, 6, в Новом Завете употребление связанных с благовествованием выражений сводится к провозглашениям во время исполнения пророчеств, когда обещанное в Ветхом Завете спасение действительно совершается. Согласно Мк. 1:1-4, «начало» благовестил — это не Ветхий Завет, а проповедь Иоанна Крестителя, в котором исполнились ветхозаветные пророчества. Обетование о рождении Иоанна, предтечи Мессии, является Благой Вестью (Лк. 1:19). Благой Вестью является и собственная проповедь Иоанна (Лк. 3:18): она напоминает грешникам о приближающемся суде и побуждает их раскаяться, прежде чем на них обрушится секира (Лк. 3:7-9); в ней покаявшимся обещано прощение (Лк. 3:3) и участие в мессианском сообществе (Лк. 3:17). Рождение Самого Мессии — это возвещаемая «великая радость» (Лк. 2:10-11). Согласно Рим. 1:1-5, прежде обещанное в Ветхом Завете благовестив действительно провозглашается с пришествием Иисуса (см. также Деян. 13:32-33).
Благая Весть Иисуса гласит: «Исполнилось время и приблизилось Царствие Божие» (Мк. 1:14-15). Бог во веки веков воцарился над всем, что Он создал. И все же Его воля исполняется на земле не так, как на небесах: здесь преобладает ложь, а не истина. Однако такое положение дел — не окончательное. С пришествием Царства владычество Бога будет полным; ложь подвергнется суду, а правда восторжествует. Это Царство наступает сейчас: «исполнилось время» для выполнения ветхозаветных обетований. Наступление Царства больше не является отдаленной перспективой; полное осуществление владычества Бога «приблизилось».
В синагоге Назарета Иисус читает из Ис. 61: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное» (Лк. 4:18-19), пророчество, которое исполнилось в служении Самого Иисуса (Лк. 4:21). Он пришел для того, чтобы освободить недужных, таких как слепые (Лк. 4:18) и прокаженные (Лк. 4:27; ср. Лк. 7:21; 9:6). Он помогает и нищим в материальном смысле — нищим, которые подобны вдове во времена Илии (Лк. 4:25-26; ср. Лк. 6:20-25, 30-38). И все же в первую очередь имеются в виду нищие духом — люди, сломленные и раздавленные несчастьями и бедностью, угнетением и несправедливостью, общенародным вероотступничеством и личными грехами, которые в своем отчаянии взывают к Богу, умоляя Его восстановить справедливость, проявить Свое милосердие и приблизить Свое Царство (Мф. 5:3-10). Иисус пришел, чтобы возвестить о Царстве, спасти заблудших, освободить порабощенных, исцелить страждущих и простить виновных (Мк. 2:5, 10, 17; 10:45; Лк. 7:48-49; 19:10).
Наступление Царства — это не результат усилий человека и не награда за них, но ответ Бога на людские несчастья — дар Его благоволения (Лк. 12:32). Объяснение спасения нищих всецело сводится к Божьей благодати. Как признал блудный сын, он не достоин называться сыном своего отца; ничем из того, что он сделал, даже своим раскаянием, он не заслужил отеческой любви (Лк. 15:11-32). В притче из Мф. 20:1-16 благодаря доброте хозяина последние из нанятых работников сполна получают поденную плату. Первый должник в Мф. 18:23-35 ничего и не заслуживает, кроме того, чтобы продать его в рабство; однако царь прощает ему огромный долг. Мытарь, которому не с чем обратиться к Богу кроме исповеди в грехах и мольбы о милосердии, оправдан (Лк. 18:13-14). То же верно и в отношении наиболее добродетельных из нищих духом, перечисленных в Мф. 5:7-10. Их добродетель — реальная, а не воображаемая. Однако, следуя Божьим заповедям, они не делают Бога своим должником; они просто выполняют свои обязанности (Лк. 17:7-10). Даже самые милостивые нуждаются в Божьем помиловании (Мф. 5:7); ибо даже те, кто наиболее ревностно соблюдает Закон Божий, неспособны выполнить все его требования (Мф. 11:28-30). Существование благодати обусловлено неспособностью тех, кому она предназначена, к ответному воздаянию (Лк. 14:12-14).
Все израильтяне — люди греховные (Мф. 1:21; Лк. 1:77), и Иисус проповедует Свое благовестив всему народу (Мф. 4:23; 9:35; 15:24). От самых уважаемых до самых последних — все призваны подчиниться владычеству Бога, прийти на пир, который Он созывает (Лк. 14:16-24). Чтобы достичь спасения, нужно принять его (Мк. 10:15). Хотя это дар, за который не надо платить, одновременно это и бесценное сокровище, ради которого мудрый человек пожертвует всем остальным (Мф. 13:44-46). «Покайтесь и веруйте в Евангелие», — повелел Иисус (Мк. 1:15). Оправдывающих себя и самонадеянных необходимо лишить ложного ощущения безопасности и заставить признать свою нужду в Боге (Лк. 6:24-26). Весть об освобождении (Лк. 4:18-19) — Благая Весть только для тех людей, кто порабощен и знает, что это так. Даже нуждающиеся и страждущие должны осознать, что лишь их личное отношение к Богу, подобное отношению подданных к правителю и детей к отцу, сделает их «блаженными» (Мф. 5:3-10). Даже те, кто уже принадлежит к «нищим духом» в определенном выше смысле, не будут действительно «блаженны», пока не признают объявленную Иисусом истину (Мф. 11:6) и не подчинят свою жизнь соблюдению Его заповедей (Мф. 7:21-27).
На протяжении всего служения Христа темой Его благовествования остается приближение Царства Божьего (Мф. 4:23;
24:14; Лк. 4:43; 16:16), Евангелие, проповедуемое почти исключительно одним евреям (Мф. 10:5-6; 15:24). Однако Иисус иногда дает увидеть проблеск грядущего благовествования, благовествования, каким оно должно стать в будущем. Он говорит о людях, которые принесут жертвы «ради Меня и Евангелия» (Мк. 8:35; 10:29). Иисус и Евангелие связываются здесь самым тесным образом. Мы движемся к тому времени, когда Благовествующий станет Благовествуемым. В Мк. 13:10 и в Мф. 24:14 предсказывается, что Евангелие Царства будет проповедано язычникам. В Мк. 14:8-9 указано, что Иисус и Его смерть станут главной темой всемирного благовествования. Для нас это указание на значение смерти Иисуса как для осуществления обещанного в Евангелии спасения, так и для начала миссии среди язычников.
Новый Завет: вторая стадия. В отношении Евангелия, проповеданного после смерти Христа, главными источниками для нас являются Деяния и послания Павла.
Бог — источник Благой Вести, и Своим авторитетом Он освящает ее провозглашение (Деян. 15:7; 16:10; Рим. 1:1-5; Гал. 1:11-16; 2:7-9; 1 Фес. 2:2-9). Сам Бог является Евангелистом, лично призывая людей к спасению через Своих человеческих посредников (Деян. 10:36; 2 Кор. 4:4-6; Гал. 1:6; 2 Фес. 2:13-14; Отк. 10:7). Благовестив Павла свидетельствует об одновременном проявлении Божьей благодати (Деян. 20:24; Кол. 1:5-6), силы (Рим. 1:16; 1 Кор. 1:17-25) и славы (2 Кор. 4:4-6; 1 Тим. 1:11). Принять Благую Весть означает обратиться к Богу (Деян. 14:15; 1 Фес. 1:5-9). А не покориться благовествованию — значит отрешиться от познания Бога (2 Фес. 1:8). Те, кто переходит от истинного благовествования к ложному, отвращаются от Бога (Гал. 1:6).
Восстав из мертвых, Христос снова благовествует (Еф. 2:16-17) через Своих представителей (Рим. 15:16-18; 1 Кор. 1:17; 9:12-18; 2 Тим. 1:9-11). Более того, Христос стал главной темой благовествования. Подтверждения тому постоянно встречаются в Деяниях и в посланиях Павла. Марк называет весь свой труд «Евангелие Иисуса Христа» (Мк. 1:1). В Гал. 2:7-9 говорится не о двух благовестиях, а о двух направлениях миссионерства. И Павел (апостол для необрезанных), и Петр (апостол для обрезанных) проповедуют «благовествование Христово» (Гал. 1:7), то есть весть, предназначенную для спасения и евреев, и язычников (Рим. 1:16). «Иное благовествование» в Гал. 1:6-9 и в 2 Кор. 11:4 — это не другая Благая Весть о Иисусе, но весть о «другом Иисусе», о Иисусе ненастоящем, существующем только в умах лжеучителей и в их проповеди. С другой стороны, проповедовать истинного Христа означает проповедовать истинное Евангелие, какими бы сомнительными ни были при этом побуждения проповедника (Флп. 1:15-18); правильно воспринять Благую Весть — значит обратиться к Христу (Деян. 11:20-21; Рим. 10:8-17; Гал. 2:14-16).
В благовестии содержатся свидетельства о каждом аспекте спасительных деяний Христа, от Его рождения и общественного служения до второго пришествия и последнего суда. Но смерть и воскресение Христа, решающие события спасения, являются наиболее важными темами благовестил. Все Евангелие от Марка предваряет события страстной недели. В благовестии Павла смерть и воскресение Иисуса играют первостепенную роль (1 Кор. 15:1-4), и в центре всего — крест (1 Кор. 1:17 - 2:5; Рим. 3:21-26; 2 Кор. 5:14-21). В Деяниях провозглашается смерть Христа (Деян. 8:35; 20:24, 28), но прежде всего — Его воскресение, событие, благодаря которому Он победил смерть и был превознесен в качестве Господа и грядущего Судии (Деян. 10:36-43; 13:32-33; 17:31). Согласно 1 Петра, проповедники Благой Вести, как и ветхозаветные пророки, сосредоточены на «Христовых страданиях и последующей за ними славе» (1 Пет. 1:11-12).
Павел (Рим. 1:16; 1 Кор. 1:17-18) объявляет благовествование «силой Божией» — и не просто свидетельством о ней, а проявлением этой силы. Благовестие — это не просто слова, но слова, облеченные силой Святого Духа (1 Кор. 2:1-5; 1 Фес. 1:5-6). Поэтому для него нет уз (2 Тим. 2:8-9). Благовестие осуществляет то спасение, о котором в нем говорится, и приобщает к той жизни, которую оно обещает.
Благая Весть предлагает спасение «благодатию Господа Иисуса Христа» (Деян. 15:11). Павел свидетельствует о «Евангелии благодати Божией» (Деян. 20:24). Евангелие служит свидетельством Божьей благодати. Предлагая Своего Сына в жертву за грехи (Рим. 3:25), Бог проявляет
Свою праведность (Рим. 3:25, 26). В смерти Христа грехи, «соделанные прежде» поставленные без внимания, стали объектом божественного гнева (Рим. 1:18). И все-таки, там, где Бог праведно судит грехи, Он проявляет благодать по отношению к грешникам. Потому что суд направлен не на самих грешников, а на Того, Кто предстоит вместо них (Рим. 4:25; 5:6-11; 2 Кор. 5:21; Гал. 3:13). Поэтому грешники получают оправдание даром (Рим. 3:24). Благая Весть — это русло для Божьей благодати. В благовестии «открывается правда Божия» (Рим. 1:17) — не просто излагается, но проявляет себя, так что Евангелие становится «силой Божией ко спасению» (Рим. 1:16). Бог пресуществляет Свою праведность, отдав ее в дар грешникам (Рим. 5:17). Верующие освобождены, оправданы, «сделалисьправедными» через Бога Судию благодаря своему единству с Христом, Который Сам есть их праведность (1 Кор. 1:30; 2 Кор. 5:21; Флп. 3:9).
Благая Весть требует тройного отклика.
Уверовать. Благая Весть — это «сила Божия ко спасению всякому верующему» (Рим. 1:16). Вера отделяет себя от всяких упований на оправдание через «дела закона» (Рим. 3:28) и полагается на Божью благодать, явленную во Христе (Рим. 3:22, 26; Гал. 2:16, 20). Человек должен уверовать в Благую Весть, потому что через нее передается Божье спасение.
Возрастать. Евангелие — это и весть, которую нужно принять, и то, в чем нужно утверждаться (1 Кор. 15:1-2); оно и дает жизнь, и поддерживает ее. Дух передает мудрость, глубже погружая человека в познание благовестил распятия (1 Кор. 1:18 - 2:16). Павел стремится благовествовать христианам, находящимся в Риме, как в посланиях, так и лично (Рим. 1:15).
Надеяться. «Надежда благовествования» (Кол. 1:23) подразумевает возвращение Христа и небесную славу (Кол. 1:5; 2 Фес. 2:14-16), а также последний суд (Рим. 2:16). Тем, кто воспринял Благую Весть, суд не внушает ужаса, поскольку Судия избавил их от грядущего гнева (Рим. 8:1; 1 Фес. 1:10). Последний суд означает их окончательное оправдание (1 Кор. 4:5; Гал. 5:5). Те, кто перед смертью уверовал в Евангелие (1 Пет. 4:6), не разделят судьбу беззаконных; их отклик на Благую Весть обеспечит им оправдание их грядущим Господом (1 Пет. 4:5-6; 5:4) и долю в наследстве нетленном, хранящемся на небесах (1 Пет. 1:4).
Дж. Нокс Чамблин
См. также: СМЕРТЬ ХРИСТА; ВЕРА; БЛАГОДАТЬ; ИИСУС ХРИСТОС; БЛАГОВЕСТИЕ; СПАСЕНИЕ.
Литература: W.Barclay, New Testament Words, pp. 101-6; U.Becker, NIDNTT, 2:107-15; K.Chamblin, Gospel according to Paul; G.Friedrich, TDNT, 2:707-37; P.Stuhlmacher, ed., The Gospel and the Gospels.