ЖЕНЩИНА

(WOMAN)

В век освобождения женщины вполне понятно пристальное внимание современных читателей Библии к ее учению о взаимоотношениях полов. В этом учении одни обнаруживают безнадежную патриархальность, другие — его несравненное значение для искупления. В кратком обзоре можно лишь скользнуть по поверхности ключевых вопросов и подходов.

Творение. В первом рассказе о творении Бог создает мужчину и женщину как полностью равноправных носителей Его образа. Они вместе получают Его благословение и поручение владычествовать над землею (Быт. 1:26-31). Во втором рассказе уточняется, что Бог сотворил сначала мужчину, а женщину сотворил из ребра мужчины только после того, как соответственного человеку помощника не нашлось среди животных (Быт. 2:18-23). Это спорное выражение, «соответственный» (Быт. 2:18) {или «подобный», Быт. 2:20} помощник, традиционно понималось как указание на подчинение женщины мужчине, предусмотренное Божьим замыслом при творении, однако сейчас от такого толкования начинают отказываться. Ведь восклицание Адама, «вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей» (Быт. 2:23), предполагает скорее сходство, а не какие бы то ни было различия между этими первыми человеческими существами.

Грехопадение. Первая человеческая пара изначально подпадала под оценку «хорошо весьма» (Быт. 1:31), но вскоре восстала против Бога. Змей уговорил женщину съесть запретный плод, и ее муж, по-видимому, глубже осознавая, какое это непокорство (1 Тим. 2:14), последовал ее примеру. В итоге Бог произнес три проклятия для трех восставших. Женщине он предрек умножение страданий при беременности, а затем добавил: «к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою» (Быт. 3:16). С точки зрения тех, кто усматривает в главе Быт. 2 иерархию полов, то, что предназначалось для совершенной гармонии, оборачивается отныне соблазном и тиранией. С точки зрения других, здесь впервые появляются взаимоотношения, основанные на господстве и подчинении. «Любовь и ласка» сменяются «влечением и господством».

Ветхозаветная культура. Ветхозаветная культура была в чрезвычайной степени патриархальной. Женщин ценили главным образом в качестве матерей и жен, тех, кто рожает и растит детей. Из-за значения детей в вопросах продолжения рода и наследования бесплодие было для женщины сущим позором. В нескольких знаменательных случаях Бог чудесным образом вмешивается, чтобы избавить женщин от бесплодия (например, Сарру — Быт. 16; Анну — 1 Цар. 1). И, хотя это никогда не одобрялось, то же желание иметь детей могло приводить и к непозволительным половым отношениям (например, дочерей Лота со своим отцом — Быт. 19:30-38; Фамари с Иудой — Быт. 38).

По ветхозаветным женам можно судить о жизненном пути и характере их мужей. Первая жена Давида, Мелхола, помогла ему спастись (1 Цар. 19:9-17). Авигея выделяется своим умом и мудростью (1 Цар. 25:3, 33) и выдвигается на первый план во время восхождения Давида к престолу. Вирсавия, как жертва вожделения и прелюбодеяния Давида (2 Цар. 11), связана с закатом династии Давида и его личной удачи.

И все же, несмотря на все эти патриархальные иллюстрации, идеальная женщина ветхозаветных времен может показаться на удивление современной. Добродетельная жена (Пр. 31:10-31) прилежно трудится, исполняя не только традиционную работу по дому, но и ведет дела вне дома, приобретает собственность, распоряжается большими деньгами, мудра в суждениях и управляет всем домашним хозяйством. Мужу следует ценить такую разумную жену выше своего имения и всяких сокровищ (Пр. 19:14; ср. Пр. 18:22).

Ветхий Завет настоятельно рекомендует для женщин моногамные брачные отношения и верность мужу, основанные на установлениях Бога при творении (Быт. 2:24; подтвержденные позднее как Иисусом (Мф. 19:5), так и Павлом (Еф. 5:31)). В Песни песней воспевается эротическое блаженство новобрачных, зачастую воспринимаемое с точки зрения женщины и согласное с ее желанием. И в дальнейшей супружеской жизни значение верности не уменьшается (Ек. 9:9; Мал. 2:14-16). Испытания для подозреваемых в неверности выглядят сегодня суровыми (Чис. 5:11-31), как и указание Ездры о расторжении недавних, но незаконных браков с иноплеменными женами (Езд. 9 - 10). Однако положительной стороной подобных примеров выступает то огромное значение, которое придается физической и духовной верности. Мнение, будто бы в древнем Израиле многоженство было распространено или одобрялось, является серьезным заблуждением. Многоженство было исключением, а не правилом; в двенадцати из тринадцати ветхозаветных примеров этого явления в качестве мужей выступают очень богатые люди — цари и знать. Немногие могли позволить себе такую роскошь! Многоженство Соломона с очевидностью вело его к гибели (3 Цар. 11:1-13); роль наложниц нередко была больше политической, нежели романтической (2 Цар. 16).

Как и во все эпохи человеческой истории, в Ветхом Завете женщины предстают жертвами жестокостей, изнасилований и даже убийств: Дина (Быт. 34), Фамарь (2 Цар. 13:1-22), дочь Иеффая (Суд. 11:29-30) и наложница левита (Суд. 19). Последние два случая иллюстрируют развращенность общества в состоянии, близком к анархии; в первых же двух совершается месть со стороны родственников. В примерах иного рода женщины соблазняют мужчин (Далида и Самсон — Суд. 16) или несправедливо обвиняют их (жена Потифара и Иосиф — Быт. 39). Бог никогда не одобряет подобные поступки, но, как и по отношению к злу в целом, нередко позволяет им совершаться. Основной, позитивный смысл Ветхого Завета сводится к тому, что Бог суверенно осуществляет Свой замысел, несмотря на все несовершенство Его народа.

В рамках той же темы, царицы Божьего народа могут оказаться убийцами и идолопоклонницами, ведущими народ к погибели (Гофолия — 4 Цар. 11; Иезавель — 3 Цар. 21). Или же Бог может использовать милосердие языческих цариц для заботы и попечения о спасителе Своего народа (дочь фараона и Моисей — Исх. 2:1-10). Возможно, классическим образцом того, как суверенное владычество Бога проявляется в помощи со стороны самых неожиданных персонажей, выступает история Раав, хананейской блудницы, которая, уверовав в Бога израильтян, укрыла их соглядатаев от своих соотечественников (Нав. 2), благодаря чему в Послании к евреям поименована среди людей, имевших великую веру (Евр. 11:31). Сходным образом, моавитянка Руфь олицетворяет собой язычницу, присоединившуюся к Израилю. Ее привязанность к своей свекрови Ноемини породила в ней верность завету с Яхве и повлекла за собой романтическую историю брака с Воозом, ее родственником-искупителем (Руфь 3:9).

Ветхозаветные законы. В ветхозаветных законах тоже усматриваются разнородные свидетельства. В некоторых местах женщины расцениваются как ровня мужчинам. Как отец, так и мать заслуживают одинакового почтения со стороны своих детей (Исх. 20:12) и на равных участвуют в осуждении непокорного сына (Вт. 21:18-19). В случаях предполагаемого изнасилования, если не было возможности позвать на помощь, на женщину распространяется презумпция невиновности (Вт. 22:23-27). Однако женщина неизменно подвластна своему отцу или мужу (Исх. 21:7; Чис. 30:3-15), хотя в случае (необычного) отсутствия таковых их права могут перейти к ней (Чис. 27:1-11). В разнообразных законах женщины, по-видимому, ставятся ниже мужчин. Нечистота женщины из-за ее месячных истечений более значительна, нежели у мужчины при излиянии семени (Лев. 15:16-33), и дольше длится при рождении младенца женского, а не мужского пола (Лев. 12:1-5). Денежный выкуп за мужчину устанавливается выше, чем за женщину (Лев. 27:1-8); для наиболее важных жертвоприношений требуются животные исключительно мужского пола (Чис. 15:22-29). В других случаях определенные законы попросту не применимы к женщинам (Исх. 23:17). Некоторые из таких предписаний можно рассматривать как подстраивание под господствующие традиционные взгляды, однако было бы затруднительно объяснить подобным образом их все.

Вдовы неизменно выступают в качестве примера людей обездоленных. Поскольку никакой конкретный мужчина не обеспечивает их средствами к существованию, они поступают на попечение всего сообщества (Исх. 22:22-24).

Ветхозаветные руководители. Хотя женщины не могли быть рукоположены в священнический сан, они иногда исполняли другие важные обязанности, в том числе руководящие. Девора была судьей Израиля (то есть «политическим деятелем» того времени) и, подобно Мариами (Исх. 15:20-21) и Олдаме (4 Цар. 22:11-20), пророчицей (Суд. 4). Иаиль (Суд. 4) и безымянная женщина из Суд. 9:53 оказали в сражении своевременную и героическую помощь. Хотя царица Гофолия была нечестивой, Есфирь, при весьма неожиданных обстоятельствах приобретшая в Персии известную власть, воспользовалась своим положением для спасения своих еврейских соотечественников. Умные женщины из Фекои (2 Цар. 14) и из Авела-Беф-Мааха (2 Цар. 20:14-22), возможно, стояли во главе городского самоуправления. Хотя каждый из этих примеров руководящей роли женщин является исключением, а не правилом, не существует данных в поддержку того мнения, будто бы Бог использовал женщин только тогда, когда не находилось решительных и достойных мужчин.

Иисус и женщины. В иудейском мире первого столетия в отношении к женщине сохранялись многие культурные установления ветхозаветной эпохи. В эллинистическом мире женщины иногда добивались большего богатства, свободы и привилегий. На фоне этих господствующих культур учение и практическая деятельность Иисуса выглядят радикально противодискриминационными. Бог даровал Марии высшую привилегию вынашивать и родить Своего Сына; весьма подробный рассказ о рождении Христа, по-видимому, представляет точку зрения Марии (и Елисаветы) и, возможно, попал в предание из Ее уст (Лк. 1 - 2). Некоторые из исцелений Иисуса были совершены над женщинами (дочь Иаира — Мф. 9:23-26; женщина, что была скорчена — Лк. 13:10-17). В двух случаях особо отмечена их вера (женщина, страдавшая кровотечением — Мф. 9:22), хотя одна из них даже не иудейка, а хананеянка (Мф. 15:21-28 — в предвосхищение служения Церкви для язычников). В другом эпизоде исцеленная женщина была иудейкой, однако она служит иллюстрацией к милосердному служению Иисуса для изгоев общества (теща Симона Петра (Мф. 8:14-15)), это третье из совершаемых ради них чудес (Мф. 8:1-4, 5-13). Из точно таких же побуждений Иисус прощает отъявленную грешницу, любовью доказавшей свое раскаяние, хотя она и выразила его мало приемлемым для данной культуры способом (Лк. 7:36-50). Позднее сходный поступок Марии из Вифании удостоился похвалы Иисуса, вызывающей ассоциации с Его словами на последней вечере о причащении, творимом в Его воспоминание (Мк. 14:9)!

Среди последователей Иисуса женщины занимают видное место. Неуказанное их количество составляет часть того сообщества учеников, которые постоянно сопровождают Его в пути и образуют своего рода «группу поддержки» (Лк. 8:1-3; ср. Деян. 1:14-15). Иисус особо хвалит Марию из Вифании, которая «села у ног Иисуса и слушала слово Его» (Лк. 10:38-42) — это как бы номинальная ссылка на ученика, внимающего своему рабби, что в иудейском обществе для женщин было, в сущности, исключено. Традиционная приверженность Марфы домашним заботам удостаивается лишь укора! Иисус избрал женщин быть первыми свидетелями Своего воскресения (Лк. 24:1-12), хотя их показания не были бы приняты официальным судом; Мария Магдалина стала «апостолом для апостолов» (Ин. 20:1-2, 18). Среди двенадцати апостолов не встречается ни одной женщины; однако неясно, является ли это неким принципом для всех времен, а не следствием желания провозгласить в данной культуре Благую Весть так, чтобы по возможности ускорить ее распространение.

В этике Иисуса сохраняется и подчеркивается строгое ветхозаветное требование сексуальной чистоты (Мф. 5:27-30; 19:1-12), однако впервые указывается, что мужчин и женщин надлежит судить по одним и тем же законам (Мф. 5:32; Мк. 10:11-12). Лука часто помещает рядом эпизоды, в которых мужчинам и женщинам отведены сходные роли. И Елисавета, и Захария возносят хвалу Богу, исполнившись Святого Духа (Лк. 1:41-45, 67-79). И Симеон, и Анна пророчествуют, что в лице Христа они видят спасение для Израиля (Лк. 2:25-38). Недужным мужчинам и женщинам одинаково даруется исцеление (Лк. 13:10-17; 14:1-6). В притчах о горчичном зерне и закваске (а также о пропавшей овце и потерянной драхме) говорится об одном и том же, однако пол действующих лиц меняется с мужского на женский (Лк. 13:18-21; 15:1-10). Очевидно, Лука хочет подчеркнуть то, что Бог заботится об обоих полах, и Иисус обращается к обоим из них. В истории встречи Иисуса с самарянкой, возможно, выражается Его стремление преобразить жизнь для многих обездоленных тех дней. Несмотря на полную неприемлемость для той культуры любого общения между иудейским святым и сексуально неразборчивой самарянкой, Иисус вступает в беседу с нею, подтверждает ее достоинство как личности и приводит ее к вере в Себя и к служению благовествования (Ин. 4:1-42).

Книга Деяний. С наступлением дня Пятидесятницы исполняется то, что было предречено Иоилем о равном излиянии Духа (Деян. 2:17-21). Пророчествуют как мужчины, так и женщины. Христианское пророчество во времена после служения новозаветных священнописателей не дополняет канон и не противоречит ему, а лишь выражает духовные истины применительно к конкретным обстоятельствам жизни Божьего народа. В той степени, в которой современное проповедничество предполагает этот духовный дар, получивших его женщин следует поощрять в этом служении. В книге Деяний упоминается также христианка с выдающимся даром учительства, Прискилла, которая со своим мужем Акилой помогла Аполлосу узнать и начать проповедовать верное учение (Деян. 18:26). Поскольку ее имя чаще ставится впереди имени ее мужа, а не наоборот (ср. Деян. 18:18, 19), она, вероятно, пользовалась большей известностью.

В книге Деяний женщины продолжают получать разнообразные духовные благословения. Как и в Евангелии, с ними совершаются чудесные исцеления (служанка — Деян. 16:16-18) и воскресения (Тавифа — Деян. 9:36-42). Лидия упоминается первой среди жителей Европы, обращенных в веру (Деян. 16:11-15); готовность Павла проповедовать для группы чтящих Бога женщин, в которой не было ни одного мужчины, сама по себе выступает достойным подражанием Иисусу, преодолевавшему социальные барьеры. Дамарь, женщина, находится среди тех немногих, кто с верою откликнулся на речь Павла в ареопаге (Деян. 17:34).

Послания. Точно так же, как в Ветхом Завете женщинам доставались разнообразные руководящие роли за исключением одной, в оставшейся части Нового Завета женщины фигурируют в качестве самых разных духовных руководителей, но только не в качестве пресвитеров или епископов. Однако исполнение женщинами руководящих обязанностей было гораздо более распространенным и признанным явлением, нежели в ветхозаветную эпоху. Павел называет Фиву diakonos (вероятно, «диаконисса») иprostatis (скорее всего, «патронесса, хранительница»)Кенхрейской церкви. 1 Тим. 3:11 правильней понимать как наставления относительно женщин, исполняющих обязанности диакона, а не жен диаконов (со стороны Павла было бы непоследовательно обратить внимание на жен диаконов, но не на жен епископов!). Юния (Юний) из Рим. 16:7, скорее всего, была женщиной, и она названа апостолом. Это типичное для писаний Павла обобщенное значение термина — апостол как миссионер и основатель церквей.

Хлоя в Коринфе (1 Кор. 1:11) и Нимфа {синод. «Нимфан»} в Колоссах (Кол. 4:15) — это женщины, чьи дома играют важную роль (а тот факт, что их дома обозначаются по имени этих женщин, подразумевает, что в них отсутствовал глава-мужчина). «Избранные госпожи» в 2 Ин. 1:1, 13 почти наверняка обозначают домашние церкви,хотя вполне вероятно, что хозяйками этих церквей были реально существовавшие христианки (что более очевидно в случае Нимфы). Павел причисляет Еводию и Синтихию к своим сотрудникам (Флп. 4:2-3) и часто хвалит женщин, которые много потрудились в служении (Рим. 16:6, 12). В 1 Тим. 5:2 указано почитать престарелых христианок. Встречающийся здесь термин,presbytera {синод, «стариц»}, представляет собой слово presbyteros, «старейшина», в женском роде, однако контекст и параллельное место в Тит. 2:3, где используется более однозначный термин старая женщина (presbytis), заставляют предположить, что он употребляется не в таком узком смысле. В Тит. 2:4-5 указывается также, что старицам надлежит наставлять молодых женщин в благочестии, чтобы те были, в частности, «попечительными о доме».

В сфере домашних дел жены должны по-прежнему повиноваться своим мужьям, так как главой семьи является муж (Еф. 5:22-24; Кол. 3:18). Попытки истолковать термины глава (kephale) и повиноваться (hypotasso) так, чтобы убрать малейший намек на власть и доминирование (например, с помощью переводов «источник» и «считаться, прислушиваться» соответственно) оказались неубедительными с точки зрения как чисто лексического подхода, так и контекстуального. Наставление в Еф. 5:21 повиновении христиан друг другу выглядит непоследовательным, если понимать его так, что каждый из верующих должен подчиняться всем остальным; правильней рассматривать этот стих как предварение для всех трех ситуаций повиновения, описанных в Еф. 5:22 - 6:9. Однако в наставлении Павла мужьям в Еф. 5:25-33 их власть переосмыслена радикально, особенно по сравнению со сходными древними «домостроями». Главенство мужчины означает теперь большую ответственность, а не большие привилегии. А учитывая добровольность вступления в брак, тем, кто не готов принять на себя эти обязанности главенства и подчинения, вообще не следует торопиться с браком.В принципе, наилучшее толкование выражения «как с немощнейшим сосудом» (1 Пет. 3:7) предполагает, по-видимому, не физическую или эмоциональную хрупкость женщины, а такую добровольно избранную для себя роль подчиненного с соответствующей большей «уязвимостью».

Два места в посланиях, не содержащие прямых указаний о том, что женщинам делать или чего не делать, предполагают, тем не менее, далеко идущие следствия.

В Кор. 12:7,11 сказано, что Дух Божий разделяет Свои духовные дары, «как Ему угодно», и это, несомненно, подразумевает «независимо от пола». Это означает, что Павел вполне допускает не только служение женщин в качестве апостолов, пророков и учителей, но и то, что они будут говорить языками, творить чудеса, станут евангелистами и пастырями/пастухами (1 Кор. 11:5; 12:8-10; Еф. 4:11) — по сути, будут применять любой духовный дар, который Бог изберет дать им. В Гал. 3:28 сказано даже больше, там говорится, что во Христе «нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского». На основе этого высказывания еще нельзя доказать, что Павел считал распределение социальных ролей между мужчинами и женщинами чем-то преходящим; в конце концов, очень похожие высказывания встречаются и в недвусмысленно патриархальных раввинистических источниках. Однако связанный с крещением контекст (Гал. 3:27) действительно свидетельствует, что Павел подразумевает здесь нечто большее, нежели равноправный доступ к спасению. Как вступительный обряд, который совершался и над женщинами тоже (в отличие от иудейского обрезания), крещение служило публичным подтверждением равенства мужчин и женщин, подсказывающим нам, что Церкви следует продолжить поиск внешних, наглядных форм для демонстрации этого равенства.

Ограничения на руководящую роль женщины. Несмотря на многочисленные указания относительно раскрепощения, привилегий, свободы и равноправия женщин, характерные для большей части новозаветного учения, три отрывка выделяются тем, что предполагают определенные ограничения на руководящую роль женщины в Церкви, видимо, по аналогии со взаимоотношениями мужа и жены в семье. По крайней мере, именно так они истолковывались традиционно, на протяжении почти всей истории Церкви, в соответствии с полным отсутствием женщин на высших и наиболее влиятельных постах церковного служения (хотя роль женщин на всех остальных руководящих должностях была более значительной, чем обычно показано в учебниках по истории Церкви). Сегодня, однако, приверженцы христианского феминизма подвергают серьезному сомнению традиционное толкование всех трех этих отрывков.

В 1 Кор. 11:3-16 Павел указывает, что женская голова должна быть покрыта (платком или длинными волосами) в знак почтения женщины к ее духовному главе — мужу. В подоплеке этого запрета, по-видимому, лежит неприемлемость в рамках данной культуры простоволосых или коротко остриженных женщин (что зачастую предполагало сексуальную распущенность). Но формулируется также некий вневременной принцип: «Ибо не муж от жены, но жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа» (1 Кор. 11:8-9). Это положение сразу же уточняется с помощью напоминания о взаимозависимости мужей и жен во Христе (1 Кор. 11:11-12), однако сомнительно, чтобы эти стихи подразумевали обратимость высказываний из 1 Кор. 11:8-9. Хотя и не прямо связанное с вопросами управления Церковью, это указание на параллельность в организации семейной и церковной жизни, по-видимому, служит основой для учения Павла в двух нижеследующих отрывках.

В 1 Кор. 14:33-38 Павел предписывает женщинам сохранять в церкви молчание. С учетом 1 Кор. 11:5 этот запрет не может быть абсолютным. Многие считают его ограниченным исключительно рамками той эпохи (и относящимся, скажем, к сплетницам, крикливым или малообразованным женщинам), но сам Павел обосновывает это предписание Законом (1 Кор. 14:34) и ни слова не говорит о подобных культурных феноменах. Другие рассматривают 1 Кор. 14:33-35 как принятую у коринфян поговорку, которую Павел критикует в стихах 1 Кор. 14:36-38, однако в этом сравнительно новом толковании игнорируются отличия по длине, стилю и содержанию от всех прочих коринфских поговорок (например, 1 Кор. 6:12-13; 7:1; 8:1). Поскольку в остальных двадцати из двадцати одного случая употребления слова говорить (ladeo) в главе 1 Кор. 14 подразумеваются языки, пророчества, их толкование и оценка, по-видимому, правильней считать, что и здесь имеется в виду одна из этих форм речи. Учитывая, что первые три из этих форм суть духовные дары, что ближайший контекст связан с отношением к актам пророчества (1 Кор. 14:29-33), и что окончательная ответственность за правильное оценивание таких актов возлагается (предположительно) на все мужское руководство коринфской конгрегации, предпочтительнее толковать запрет Павла говорить исключительно в контексте взвешиваемой реакции Церкви на совершающиеся акты пророчества.

Текст, который обсуждается наиболее горячо — это 1 Тим. 2:8-15. Здесь Павел не позволяет женам ни учить, «ни властвовать над мужем» (1 Тим. 2:12) в церкви (1 Тим. 3:15). И снова, этот запрет не может быть абсолютным (вспоминая Деян. 18:26), а с учетом склонности Павла к гендиадисам, к сочетанию синонимических оборотов в главе 1 Тим. 2 (ср. 1 Тим. 2:1, 2, 3, 4, 5, 7 и так далее), вполне вероятно, что слова учить и властвовать дополняют друг друга — Павел запрещает «властно учить». В связи с различием между всеми мужчинами-епископами и диаконами (очевидно) как мужского, так и женского пола в 1 Тим. 3:1-13, стих 1 Тим. 2:12, по-видимому, означает, что женщины не могут занимать высшие посты в рамках данной церковной структуры (что, возможно, приблизительно соответствует старшим пасторам в современных конгрегационально управляемых церквах). И опять же, сторонники эгалитаризма регулярно предлагают разнообразные исторические объяснения (самое примечательное — наличие в Ефесе ереси, 1 Тим. 1:3-7) для обоснования данного предписания Павла, которое поэтому рассматривается как ограниченное конкретной культурной ситуацией. Но собственные разъяснения Павла указывают на очередность создания (1 Тим. 2:13); что касается явных упоминаний о роли женщин в ефесской ереси, то во всех пастырских посланиях встречается лишь указание на их роль жертв, но не распространителей этой ереси (2 Тим. 3:6-7).

Заключение. В обозримом будущем христиане, несомненно, будут спорить относительно роли женщины в современной семье и Церкви. Указания Писания достаточно неоднозначны, чтобы оставался простор как для сторонников дополняющей роли женщины, так и для сторонников равенства полов. Обвинения в том, что один из этих подходов является еретическим, необоснованны и деструктивны. История Церкви дает мало оснований для уверенности, что в конечном счете христиане придут к согласию именно благодаря экзегетике, а не благодаря тенденциям развития светского общества. Но верующие в Библию христиане должны противостоять этой стихии и стараться основывать свои взгляды на как можно более правильном понимании Писания. Может статься, наиболее приемлемым вариантом останется совместное служение, когда общее руководство сохраняется за мужчиной, однако женщины сердечно приглашаются соучаствовать и реализовывать свои пастырские дары. Точно так же и в семье, если у мужей действительно сохраняется особая власть, они должны использовать ее исключительно на благо своих жен.

Крейг Л. Бломбсрг См. также: ЕВА; СЕМЬЯ: ЖИЗНЬ И ОТНОШЕНИЯ; ГОЛОВА; БРАК; ЛИЧНОСТЬ; СЕКСУАЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА; ВДОВА.

Литература: A. Berlin, Poetics and Interpretation of Biblical Narrative; G. Bilezikian, Beyond Sex Roles; E. Cantarella, Pandoras Daughters; D. Dockery, CTR 1 (1987): 363-86; R.B.Edwards, TheCase forWomens Ministry; E. S. Fiorenza, In Memory of Her; M.Hayter, The New Eve in Christ; J. B. Hurley, Man and Woman in Bib lical Perspective; ISBE 4:1089-97; W.C. Kaiser, Jr., Toward Old Testament Ethics; R.C. and C.C.Kroeger, I Suffer Not a Woman; A. Mickelsen, ed., Women, Authority and the Bible; J. Piper and W.Grudem, eds., Recovering Biblical Manhood and Womanhood; A. B. Spencer, Beyond the Curse; J.Stott, Issues Facing Christians Today; L.Swidler, Biblical Affirmations of Woman; P.Trible. Texts of Terror; R. A. Tucker and W. Liefeld, Daughters of the Church; L. Wilshire, NTS 34(1988): 120-34; B. Witherington, NTS 27 (1981): 593-604.