ЖЕСТОКОСЕРДИЕ, ОЖЕСТОЧЕНИЕ

(HARDENING. HARDNESS OF HEART)

В Писании при определении человека как целого используются различные анатомические понятия, но чаще всего упоминается сердце. Сердце, которому часто синонимична «душа», является средоточием чувств (Пс. 24:1; Пр. 14:10; Ис. 66:14; Ин. 14:1; Рим. 9:2), ума (Пр. 16:1; Лк. 9:47), нравственности (Пс. 57:3; Рим. 1:24), способности человека сделать выбор (Вт. 8:2; Лк. 21:34; Деян. 11:23) и его религиозной жизни (Вт. 6:5; Иер. 31:33; Рим. 10:9-10; Гал. 4:6). В сущности, сердце представляет всю личность человека, со всеми его отличительными особенностями в качестве думающего, планирующего, стремящегося, чувствующего, поклоняющегося и социально взаимодействующего существа. И разумеется, когда какой-то человек не живет в соответствии с волей Бога, ни что иное как сердце его именуется черным, непокорным, черствым, бесчувственным и идолопоклонническим. В сердце трудится Бог; поэтому человеческие сердца могут быть нежными и мягкими или твердыми словно камень. Именно в таком контексте следует понимать жестокосердие или ожесточение сердца. Состояние сердца свидетельствует об общем отклике человека на окружающую его жизнь и на религиозные и нравственные требования Бога. Таким образом, жестокосердие указывает на негативное состояние, когда человек не замечает, не признает или отвергает предложенную Богом благодать войти в его жизнь.

Иисус упоминает жестокосердие (sklerokardian) как качество, укоренившееся в людях, которое Бог учитывает, когда имеет с нами дело (Мф. 19:7-8; Мк. 10:4-5). Сердце человеческое лукаво более всего и не поддается исцелению (Иер. 17:9); оно черство, но не обязательно ожесточено. Ожесточение сердца дополняет прискорбное бесчувствие, предопределенное нашей наследственностью. Так,попав на плодородную почву наших от рождения черствых сердец, грех может еще больше ожесточить их (Дан. 5:20; Еф. 4:18; Евр. 3:12). Люди могут сами ожесточать свое сердце — в греховном непокорстве, ропща на обстоятельства или же по чистому своеволию (Исх. 9:34-35; 2 Пар. 36:13; Зах. 7:12; Евр. 3:15). Про некоторых людей, таких как фараон и египтяне (Исх. 7:3; 9:12), Сигон, царь Есевонский (Вт. 2:30) и живущие в Гаваоне евеи (Нав. 11:19-20), говорится, что их сердца ожесточил Бог. Здесь кроется какая-то загадка, но, по-видимому, эти люди настолько закоснели в своем непокорстве Богу, что Бог Своим вмешательством усугубил их ожесточение, дабы исполнить Свой замысел вопреки этому ожесточению и одновременно воспользовавшись им и через него. Сделать так — прерогатива Бога, потому что Он — Бог (Рим. 9:18-21). То, что эти люди несли нравственную ответственность за состояние, в котором находились, есть богословская данность, и вдобавок мы предостережены не ожесточать свои сердца подобно им, а такая заповедь не имела бы смысла, если бы ожесточение происходило исключительно по воле Божьей (1 Цар. 6:6).

Ожесточение Израиля как нации свидетельствует о ряде особых обстоятельств. В Псалтири беззаконные названы ожиревшими сердцем (Пс. 16:10; 72:7; 118:70). Бог говорит Исаии, что Израиль, с его огрубевшим сердцем, не признает в Исаии Божьего пророка, когда тот обратится к народу (Ис. 6:9-10). Эти слова Иисус (Мф. 13:14-15) и Павел (Деян. 28:25-27) считали пророчеством, указывающим на то, что Израиль отвергнет в лице Иисуса Мессию Божьего. Согласно Павлу, ожесточение Израиля открывает путь для благовествования язычникам (Деян. 28:28) и не было предопределено Богом как окончательное, но лишь до времени, пока войдет полное число язычников; тогда будет спасен весь Израиль (Рим. 11:25-27).

Для верующих, как ветхозаветных (Пс. 94:8), так и новозаветных (Евр. 3:8, 15; 4:7), жестокосердие Израиля выступает предостережением и призывом не поступать подобным образом. Иисус однажды говорил об этом, упрекая Своих учеников за окаменение сердца (Мк. 8:17-21).

В конечном счете жестокосердие человеческое может быть исцелено только Божьей благодатью. Именно Он возрождает нас, берет наше сердце каменное и дает нам сердце из плоти (Иез. 11:18-21).

Уолтер А. Элуэлл

См. также: СЕРДЦЕ.

Литература: B.S.Childs, Exodus, pp. 170-75; L. J.Kuyper, SJT (1974); 459-74; H. Raisanen, The Idea of Divorce Hardening; K.L.Schmidt, TDNT, 5:1028-31.