ЖИВОТНЫЕ
(ANIMALS)
Бог как Творец и опора жизни. Животные, как и всё в мире, созданы Богом. В Быт. 1 удовлетворенность Бога сотворенным миром неоднократно выражается фразой: «И увидел Бог, что это хорошо». Бог благословил животных (Быт. 1:22), а в конце шестого дня творения «увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма» (Быт. 1:31). Для воды, воздуха и земли было хорошо, что на них обитают живые существа. Очевидно, что Бог ценит животных самих по себе и ради них самих, и Бог находит в них радость и удовольствие для Себя. Животные не созданы исключительно для блага человека, и они заслуживают уважения как совершенное творение Бога. Бог отвечает на жалобы Иова, указывая на горных коз, на льва, орла, на таинственных левиафана и бегемота (Иов 39:1 - 41:26). Это животные дикие, они не используются человеком и находятся вне его интересов, однако они хорошо знакомы Богу и радуют Его сами по себе.
Как явствует из Пс. 103, Бог есть опора для всего живого, поэтому все создания, включая человека, зависят от Бога. В этом псалме животные изображаются как создания, сотворенные вместе с человеком, а не низшие; и существуют они не для человека. Животные ценны для Бога, Который ради Своих целей сотворил эти неповторимые существа, питает их и радуется им (ср. Иов. 12:10; Пс. 35:7; Пс. 144:16; Иона 4:11; Лк. 12:24). Иисус подтверждает ценность животного мира в Лк. 12:6: «Не пять ли малых птиц продаются за два ассария? и ни одна из них не забыта у Бога».
Бог как Творец является Господом для всего мира, в том числе для животных, «ибо Господня земля, и что наполняет ее» (1 Кор. 10:26; ср. 1 Пар. 29:11; Пс. 73:13-14; 88:12). Таким образом, псалмопевец может сказать за Бога: «Мои все звери в лесу, и скот на тысяче гор, знаю всех птиц на горах, и животные на полях предо Мною» (Пс. 49:10-11; ср. Исх. 13:12; Иов 41:3). Будучи сотворены Богом, все существа, в том числе животные, должны восхвалять Бога (Пс. 148:7-10; 150:6; ср. Отк. 5:13). Служение Христа по созданию, поддержанию и примирению всех существ распространяется также на животный мир (Кол. 1:16-17).
Животные и надежда на грядущее преображение. Надежда на грядущее преображение распространяется и на животных. Исайя говорит о дне Господа следующими словами: «волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их» (Ис. 11:6). Таково видение грядущего преображения и гармонии, когда все творение обновится (ср. Ис. 35:9; 65:17, 25; 66:22; Ос. 2:18; Иоиль 2:22; Еф. 1:9-10; Отк. 21:1-4). В Рим. 8:19-22 Павел говорит о стенаниях всей твари и о «надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению». Спасение человека неотделимо от освобождения других созданий, в том числе животных. Человек подлежит искуплению наряду с другими живыми существами, а не отдельно от них. Однако грядущая реальность нового творения уже имеет начало во Христе. Христиане теперь должны жить так, чтобы соответствовать новому царству, и потому призваны разделять ценности и цели этого царства, в том числе гармонию с живыми существами, — то есть сохранять и развивать возрожденное мироустройство.
Человечество и животные. Бог дал человеку владычество «над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» (Быт. 1:28; ср. Пс. 8:7-9). Царь Израиля был владыкою над своим народом, но предполагалось, что он будет действовать как пастух, обеспечивающий благополучие тех, кто вверен его заботам (Вт. 17:14-20; 2 Цар. 5:2; Пс. 71). Представление о владычестве в Быт. 1:28 подразумевает мудрое управление, ответственность и заботу о животном мире. В Быт. 1:29 человеку в пищу даются растения, то есть его владычество в Быт. 1 не несет никаких неприятных последствий для животных. Более того, в отношении своего правления человек ответственен перед Богом, потому что сотворенный мир по-прежнему принадлежит Богу. Таким образом, владычество не является лицензией, позволяющей безгранично эксплуатировать животных и природу. Однако грехопадением были подорваны принципы человеческого господства, а гармония и покой творения нарушены (Быт. 3:14-15, 17-19).
В Быт. 1 человек уникален, поскольку лишь он один создан по образу и подобию Божьему. В Быт. 2:20 оказывается, что животные не способны быть подходящими товарищами для Адама. Тем не менее между человеком и животными существует очень сильная связь, так как они были созданы в один и тот же день (Быт. 1:24-31), а согласно Быт. 2:7, 19, и человек, и животные сотворены из земли. Таким образом, человек не может быть независимым от сотворенного мироустройства. Благодаря этой близости человечества и животных о свойствах этих двух разновидностей живых существ зачастую говорится в одних и тех же выражениях. Например, как животные, так и люди зависят от божественного провидения (Пс. 103:11-31; Лк. 12:22-24), и животные подвергаются Божьему суду наравне с людьми (Быт. 6:7; Исх. 9:1-7; Иер. 14:5, 6; Соф. 1:2, 3).
Использование животных и обращение с ними. Животные должны служить людям, например, при передвижении (1 Цар. 16:20; Есф. 8:10, 14) или для изготовления одежды (Быт. 3:21). Они также являются признаком богатства (Быт. 24:35; Иов 1:13-21). В Быт. 1:29 в качестве пищи для человека предлагаются только растения, а в картине райского сада в Быт. 2 изображены мирные отношения между животными и Адамом. Только после грехопадения и потопа Бог позволил Ною и его семье использовать живые существа в пищу, за исключением их крови (Быт. 9:1-4). Иудеям можно было питаться только чистыми животными (Лев. 11), но Иисус всю пищу объявил чистой (Мк. 7:17-23; ср. Деян. 10:10-16). Вегетарианство никогда не являлось ни обязательным, ни запрещенным, и очевидно, что Павел считал использование мяса в пищу вполне допустимым для христиан (Рим. 14:1-4; 1 Кор. 8:7-10). Бог прекрасно осведомлен о разрушительных устремлениях падшего человека, поэтому в Быт. 9:8-17 заключает завет со всеми живыми существами, в том числе с животными. Тем самым была закреплена неизменная забота Бога о всем творении.
В Ветхом Завете для принесения в жертву предназначались определенным образом отобранные животные (Исх. 12:1-8; Лев. 4; 16), а в иных случаях использовалась и их кровь, например, для помазания священника (Исх. 29).
Ряд заповедей требуют заботиться о животных. Животные разделяют некоторые привилегии богоизбранного народа, поэтому правило субботнего отдыха распространяется и на них: «Шесть дней делай дела твои, а в седьмой день покойся, чтобы отдохнул вол твой и осел твой» (Исх. 23:12; ср. Лев. 25:7; Вт. 5:14). Далее, волу, когда он молотит, нельзя заграждать рот (Вт. 25:4; см. цит. в 1 Кор. 9:9 и 1 Тим. 5:18, где эта заповедь применяется по отношению к людям), а упавшему волу нужно помогать подняться (Вт. 22:4; ср. Лев. 22:27-28; Вт. 22:6-7, 10). Иисус ссылался на заботу людей о своих животных в день субботний (Мф. 12:11-12; Лк. 13:15; 14:5) и этим оправдывал исцеление больных в субботу. Чувство ответственности за благополучие животных обобщенно излагается в Пр. 12:10: «Праведный печется и о жизни скота своего». Таким образом, наше отношение к животным должно в некоторых аспектах следовать тем же фундаментальным принципам, которыми мы обязаны руководствоваться в отношениях с ближними.
Аналогии из животного мира. Поскольку в Библии люди все время имеют дело с животными, они нередко используют для иллюстрации своей мысли параллели из животного мира. Благодаря этому речь становится более яркой и образной.
Определенные качества животных зачастую используются для образного описания дел Бога. В Ос. 13:7-8 мы читаем, что Бог обратится против Израиля и «как лев, как скимен будет подстерегать при дороге. Будет нападать на них, как лишенная детей медведица, и раздирать вместилище сердца их». В Ис. 31:5 находим: «Как птицы — птенцов, так Господь Саваоф покроет Иерусалим, защитит и избавит, пощадит и спасет». При описании заботы Бога используются сравнения из области животноводства. Например, в Ис. 40:11 читаем: «Как пастырь Он будет пасти стадо Свое; агнцев будет брать на руки и носить на груди Своей, и водить дойных» (ср. Пс. 22). В Ин. 10:14 Иисус говорит: «Я есмь пастырь добрый, и знаю Моих, и Мои знают Меня». Вожди народа Божьего могут сопоставляться с пастухами (Иез. 34; Деян. 20:28; ср. 1 Пет. 5:1-4).
Народ неоднократно сравнивается с паствой — в основном из-за того, что стадо овец легко может сбиться с пути и рассеяться, а овцы неспособны сами позаботиться о себе и найти дорогу домой. В Ис. 53:6 читаем: «Все мы блуждали как овцы, совратились каждый на свою дорогу». Подобным же образом о народе Израиля говорится как об овцах Божьих (Пс. 73:1; Пс. 99:3; Иер. 23:1; Мф. 9:36; Ин. 21:15). Этот же образ используется у Ин. 1:29 несколько по-другому: «вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира». В Откровении Иисус постоянно называется Агнцем.
Зачастую животные лучше знают, что правильно, и таким образом посрамляют людей. Об этом говорится в Ис. 1:3 («вол знает владетеля своего, и осел ясли господина своего; а Израиль не знает (Меня), народ Мой не разумеет») и в Иер. 8:7 («и аист под небом знает свои определенные времена, и горлица, и ласточка, и журавль наблюдают время, когда им прилететь; а народ Мой не знает определения Господня»).
Свойства животных могут заимствоваться при метафорическом описании человека. Лев упоминается как олицетворение силы (Пс. 16:12; Иез. 19:2-6; Ам. 3:12; Отк. 5:5); дикая медведица — свирепости (2 Цар. 17:8); телица — упрямства (Ос. 4:16); ягненок — кротости, особенно когда его ведут на заклание (Ис. 53:7; Иер. 11:19; Деян. 8:32); олень — символ постоянства в испытаниях (2 Цар. 22:34; Пс. 17:34); «зверь» является воплощением зла (Отк. 11:7; 13:1-3). Собаки, как правило, метафорически обозначают нечто отрицательное, поскольку псы питаются падалью и переносят заразу (3 Цар. 21:23-24; Мф. 7:6; Флп. 3:2; 2 Пет. 2:22; Отк. 22:15). Слава может улетать, подобно птице (Ос. 9:11); любое животное можно укротить, но только не язык человеческий (Иак. 3:3, 5, 7-8). Осленок символизирует мир, и Иисус въезжает в Иерусалим на осленке, а не на коне, который ассоциируется с войной.
Точно так же Иисус использует образы животного мира в Своих притчах и поучениях. В Мф. 10:16 Иисус говорит: «Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби». А в Своей скорби по Иерусалиму Иисус сказал: «Сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели!» (Мф. 23:37). В Мф. 25:31-46 поучения Иисуса основаны на том факте, что овец и козлов зачастую очень трудно отделить друг от друга.
Пол Требилко
Литература: S. Bishop, Themelios 16:3 (1991): 8-14; F. S. Bodenheimer, Animal and Man in Bible Lands; F. Bridger, Туп Bui 41 (1990): 290-301; G.S.Cansdale, Animals of Bible Lands; T.Cooper, Green Christianity: Caring for the Whole Creation; W. Granberg-Michaelson, Tending the Garden: Essays on the Gospel and the Earth; R. Griffiths, The Human Use of Animals; A. Linzey, Chris tianity and the Rights of Animals; A. Linzey and T. Regan, Animals and Christianity: A Book of Readings; R. Murray, The Cosmic Covenant: Biblical Themes of Justice, Peace and the Integrity of Creation.