ЖИЗНЬ
(LIFE)
Бог (Яхве) как источник и провиденциальная опора жизни. Согласно Быт. 2:7, «создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою». Это «дыхание жизни» еще не отличает человеческое существо от других животных, а может быть — и от растительных организмов, насколько можно судить по Быт. 1:29-30. Когда Бог объявил Свой суд над современниками Ноя, истреблению от потопа должна была подвергнуться всякая плоть, в которой есть «дух жизни» (Быт. 6:17; 7:15, 21-23). Дыхание жизни отличает живых от мертвых, а не человека от животных (Ек. 3:18-19). Во всем Писании Бог последовательно изображается как даритель жизни, отличающий живые существа от неодушевленных предметов (Рим. 4:17).
Жизнь обусловлена непрекращающимся провиденциальным «дыханием» от Бога. Когда Бог прекращает это дыхание, жизни больше нет. «Как многочисленны дела Твои, Господи! Все соделал Ты премудро; земля полна произведений Твоих... отнимешь дух их — умирают, и в персть свою возвращаются» (Пс. 103:24, 29). Смерть часто описывается как прекращение этого божественного действия (Быт. 25:8; Мк. 15:37). Именно по этой причине псалмопевец заключает: «Все дышащее да хвалит Господа!» (Пс. 150:6; ср. Рим. 1:20-21).
Качество и продолжительность жизни. Между рождением и смертью, сотворением и прекращением жизни живые существа может ждать жизнь различного качества и разной продолжительности. С одной стороны, Творец является верховным владыкой над всеми днями жизни. Он посылает бедность и богатство, унижает и возвышает, делает нищих князьями и князей нищими (1 Цар. 2:6-9). По этой причине те, кто живет верою, могут не беспокоиться, так как пребывают в твердой уверенности, что Бог позаботится о них (Мф. 6:25-34; Лк. 12:22-31). Заботясь, человек не может удлинить свою жизнь даже на один час (Мф. 6:27). «Дней лет наших семьдесят лет, а при большей крепости восемьдесят лет; и самая лучшая пора их — труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим» (Пс. 89:10). Долгая жизнь рассматривалась как свидетельство Божиего благоволения (Исх. 20:12; Вт. 5:16; Пс. 20:5; 90:16; Пр. 10:27; Ис. 65:20), так что умереть в среднем возрасте считалось несчастьем (Ис. 38:10-14; Иер. 11:22; Пл.И. 2:21). С другой стороны, обстоятельства жизни и ее качество могут ухудшиться или совсем испортиться случайно, из-за неблагоприятной ситуации или из-за поступков неправедных или небрежных людей. В таких случаях униженные взывают к помощи и милосердию Бога. Заботы, богатства и удовольствия (Мк. 4:19; Лк. 12:15) могут осложнить и даже испортить жизнь ничуть не меньше, чем голод, болезни, беды и грех.
Жизнь как выбор. В третьем обращении Моисея к Израилю (Вт. 29:1 - 30:20) он призывает израильтян заново утвердить свой завет с Богом. Им предстоит сделать выбор, притом нетрудный, так как Бог предложил им «жизнь и добро, смерть и зло... благословение и проклятие. Избери жизнь» (Вт. 30:15, 19). В сходной манере Иисус Навин обращается после овладения землей обетованной к следующему поколению (Нав. 24:14-15).
Выбор не всегда заключается в послушании или непослушании, а скорее сводится к предпочтению мудрости, которая в итоге приносит здоровье, благополучие, почет и лучшее качество жизни (Исх. 15:26; Пр. 3:22; 4:13, 22; 6:23; 8:35; 10:17, 28; 19:23; 21:21; 22:4; Ек. 9:9-10). Такой человек получает shalom и мир от Бога (Пр. 14:30; Гал. 1:3). Этот выбор выступает сущностной основой псалмов и Блаженств Иисуса (Мф.
5:3-11). Обетованная благословенная жизнь обусловлена подчинением отдельного человека и/или сообщества воле Божьей (Мф. 7:24-27).
Святость жизни. В физическом смысле жизнь ассоциируется с кровью животного (Лев. 17:11-14; Вт. 12:23). Пока есть кровь, есть и жизнь. Когда кровь вытекает из тела, уходит и жизнь. Эта связь так сильна, что закон запрещает есть кровь или мясо с кровью (Быт. 9:4; Лев. 17:12, 14; Вт. 12:23; Деян. 15:20, 29). Кровь животных может также стать искуплением за преступления и грехи народа Божиего (Лев. 16:14-19). Жизнь и кровь жертвы замещают жизнь и кровь поклоняющегося Богу, хотя и не вполне, из-за чего возникает необходимость в совершенной жертве Христа (Пс. 48:7-9; Евр. 10:1-4).
Бог требует благоговения перед человеческой жизнью (Пс. 138:13-14) и запрещает убийство (Исх. 20:13; Вт. 5:17; Мф. 5:21). Насильственно пролитая кровь требует ответственности и справедливого наказания (Быт. 4:10-11; 9:5-6; Исх. 21:23; Лев. 24:17-22; Вт. 19:21; Мф. 5:38). Иисус, обобщая такое понимание жизни, включает в него не только физическую жизнь и осуждает гневные слова, брань и оскорбления (Мф. 5:22), так как они ранят и губят душу, самоуважение и благополучие человека. Нарушитель подлежит осуждению. Божие благовестив в особенности обращено к нищим, увечным, слабым, угнетенным, а также к детям, обещая им надежду и новую жизнь.
Грех и духовная смерть. Смертное человечество было создано по образу Божиему (Быт. 1:26-27) и получило возможность жить вечной жизнью во взаимоотношениях с Творцом (Быт. 2 - 3). Главным и самым существенным аспектом жизни в раю был доступ к дереву жизни посреди Едемского сада (Быт. 2:9). Существовала одна заповедь: «от всякого дерева в саду ты будешь есть; а от дерева познания добра и зла, не ешь от него; ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертию умрешь». Когда Ева и Адам послушались искусителя и нарушили эту заповедь, съев плод с запретного дерева, они навлекли проклятие на себя (Быт. 3:16-19), своих потомков (Рим. 5:12-14; 1 Кор. 15:21-22) и на все творение (Быт. 3:17; Рим. 8:19-22). Род человеческий утратил невинность, научившись отличать добро от зла, и более того — из-за непокорства утратил такую привилегию, как постоянный доступ к дереву жизни (Отк. 2:7; 22:2, 14, 19), а с ним и вечную жизнь. Итогом стала духовная смерть, отлучение от дерева жизни и разрыв взаимоотношений с Богом. Род человеческий был предназначен к смерти, как и все живое, но теперь у него не оставалось иной надежды. Духовная смерть царствовала от Адама до Христа (Рим. 5:14, 21; 1 Кор. 15:20-26).
Евангельская Благая Весть. Жизнь является центральной темой четырех евангелий. Иоанн так объясняет свое намерение написать четвертое евангелие: «Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его» (Ин. 20:31).
Иисус объявляет, что только Он — те тесные врата, узкий путь, которые ведут в жизнь (Мф. 7:13-14; Ин. 10:7, 9; 14:6). Как Сын Божий Он участвовал в творении (Ин. 1:1-4) и пришел дать новую жизнь, новое рождение (Ин. 3:3, 5, 7; 6:33, 51) всем, верующим в Него (Ин. 3:16). О тех, кто испытал новое рождение, говорится, что ранее они были мертвы (Лк. 15:32; Ин. 5:21). Итак, Иисус единолично стоит в центре истории как «Начальник жизни» (Деян. 3:15). Эта жизнь почти синонимична входу в Царство Божие и возобновлению взаимоотношений Бога с человеком, предусмотренных при сотворении. Когда Иисус исцелял недужных, изгонял злых духов и очищал прокаженных, Он восстанавливал в жизни ее изначально предусмотренное физическое здоровье (Лк. 4:8-19; 6:8-10). Когда Он проповедовал евангелие Божие, Он стремился спасти и возродить духовную жизнь, утраченную из-за греха Адама.
Вечная жизнь. В Ветхом Завете заключены только начатки представлений о вечной жизни. В псалмах нередко раскрывается глубинное стремление получить дозволение предстать перед Богом, что отличается от земного, временного поклонения Богу в святилище или храме. В Пс. 70:9 псалмопевец молится о днях своей старости и просит не избавления от смерти, а чтобы Господь не отверг его, когда силы его оскудеют и приблизится смерть. Самую проникновенную надежду на вечную жизнь выражает благочестивый Иов (Иов 19:25-27). Это упование, которое, как кажется, разрывает оковы смерти, в более апокалиптическом звучании выражено в Ис. 65:17-19. Даниил предвидит воскресение и суд, ожидающие тех, кто пробудится для вечной жизни или для вечного поругания и посрамления (Дан. 12:1-3). Смерть, однако, означает обычно, что человек переходит в таинственное подземное царство по ту сторону шеола (преисподней) и ада.
В новозаветных представлениях о жизни начиная с Иисуса преобладает ее метафизическое или духовное значение, ее неуничтожимость, преодолевающая физическую смерть и могилу. Эта жизнь более важна, нежели еда, питье и одежда (Мф. 6:25; Лк. 12:22-33), и более ценна, нежели физическое здоровье и благополучие. Данное различие становится яснее, когда Иисус заповедует ученикам отвергнуться себя, взять крест свой и следовать за Ним (Мк. 8:34 и параллельные). Возникает несоответствие, даже конфликт, между нынешним физическим существованием с его страстями и духовной жизнью, которая продолжится после физической смерти. Всякий, кто ради Христа потеряет свою нынешнюю жизнь или отречется от нее, обретет вечную жизнь, жизнь в грядущем веке (Мк. 8:35-37 и параллельные; Мк. 10:30 и параллельные; Ин. 12:25). Богатый юноша «из начальствующих» хотел унаследовать жизнь вечную, но для него слишком высока была цена отвержения от нынешней жизни, заключающаяся в том, чтобы продать все свое имение и раздать нищим ради сокровища на небесах (Мк. 10:17-31 и параллельные).
«Жизнь вечная» (zoen aionion) становится употребительным выражением в писаниях Иоанна. Иисус — это жизнь (Ин. 1:4; 5:26; 11:25; 14:6; 1 Ин. 1:2) и податель жизни (Ин. 5:40; 6:33, 35, 48, 51, 63; 10:10; 17:2; 1 Ин. 5:11-12) для всех, верующих в Него (Ин. 1:7; 3:15, 16, 36; 6:40; 11:26; 12:46). Начало жизни в качестве сына Божиего сравнивается с новым рождением (Ин. 3:3-8; 1 Ин. 2:29; 3:9; 4:7; 5:1, 4, 18), которое не зависит от хотения человека, но есть итог божественного духовного действия (Ин. 1:13; 3:5-8; 6:63). Это переход от смерти к жизни, которая становится явью, реальностью. Эта жизнь доступна всем, верующим в Иисуса, Сына Божиего.
Согласно учению Павла, смерть Иисуса на кресте открывает путь для примирения с Богом, и именно воскресение Господа Иисуса Христа дает жизнь всем, кто верует (Рим. 5:10; 6:3-4; Гал. 2:20). Те, кто получил от Бога незаслуженный дар жизни (Рим. 5:15; 6:23), двигаются в триумфальной процессии, по всему миру распространяя познание Евангелия Христова (2 Кор. 2:14). Они ходят в обновленной жизни (Рим. 6:4; 7:6), и благодать Бога воцарилась в их смертных телах через праведность к вечной жизни Иисусом Христом (Рим. 5:21; 6:13, 22). Действующий в них Дух Божий дает жизнь, мир и свободу (Рим. 8:6, 11; 2 Кор. 3:6), которые в этом мире засвидетельствованы их любовью друг к другу.
Мелвин Г. Шумейкер
См. также: ВЕЧНАЯ ЖИЗНЬ; НОВАЯ ЖИЗНЬ.
Литература: G. R. Beasley-Murray, SJT 27 (1974): 76-93; G.Bornkamm, Early Christian Experience; F.F.Bruce, SJT 24 (1971): 457-72; R.Bultmann, G.von Rad, and G.Bertram, TDNT, 2:832-75; J.C.Coetzee, Neot 6 (1972): 48-66; C.H. Dodd, The Interpretation of the Fourth Gospel; A. J. Feldman, The Concept of Immortality in Judaism Historically Considered; G.E.Ladd, A Theology of the New Testament; J. Pedersen, Israel: Its Life and Culture; H.H.Rowley, The Faith of Israel; R.Schnackenburg, Christian Existence in the New Testament; V.Taylor, ExpT 76(1964-65): 76-79; H.W. Wolff, Anthropology of the Old Testament.