ЗАВЕТ
(COVENANT)
Слово завет редко встречается в разговорном языке, однако распространено в юридических, социальных (бракоразводных), религиозных и богословских контекстах.
Представление о завете. Английское слово covenant (завет) имеет латинское происхождение (con venire) и означает «сойтись, прийти к одному». Это значение предполагает, что две стороны или большее их количество встречаются, чтобы заключить договор, прийти к согласию о взаимных обещаниях, условиях, правах и обязанностях. В религиозных и богословских кругах нет полного единодушия относительно того, как в точности понимать смысл этого библейского термина. В библейских контекстах он используется в разных значениях. В политическом смысле его можно перевести как договор; в социальном контексте он может означать соглашение о пожизненной дружбе; он также может относиться к брачным узам.
Библейские слова, которые чаще всего переводятся как завет, — это слово berit в Ветхом Завете (встречается примерно двести восемьдесят раз) и слово diatheke в Новом Завете (по меньшей мере, тридцать три раза). Вопрос о происхождении ветхозаветного слова — спорный; некоторые считают, что своим возникновением оно обязано обычаю совместной трапезы (Быт. 26:30; 31:54); другие ставят акцент на рассечении животного пополам (Быт. 15:17); а третьи усматривают в качестве исходных значения «восприятия» или «определения». Наиболее приемлемым значением этого ветхозаветного слова представляется «обязательство»; понятие завета относится к двум или более сторонам, связанным взаимными обязательствами. Позднее мы рассмотрим это представление об обязательствах более полно.
Соответствующее новозаветное слово обычно переводится как завет, однако иногда оно переводится как завещание. Это греческое слово обычно означает «властвовать» или «распоряжаться» в своих или чужих интересах. В нем скрыто просматривается неравенство сторон.
Общепринятое представление о взаимных обязанностях сторон или их связанности взаимными обязательствами подтверждается тем, как используется слово berit. Когда Авимелех и Исаак решили уладить свой земельный спор, они заключили договор, союз или завет жить в мире. Он был подтвержден клятвой (Быт. 26:26-31). Иисус Навин и жители Гаваона клятвенно обязались жить в мире между собой (Нав. 9:15), хотя Яхве заповедал, чтобы народ Израиля не вступал ни в какие союзы с народами, живущими в земле Ханаанской (Вт. 7:2; Суд. 2:2). Соломон и Хирам заключили взаимное соглашение жить и трудиться в мире друг с другом (3 Цар. 5:12). Завет взаимной дружбы между Давидом и Ионафаном был заверен клятвой (1 Цар. 20:3, 16-17). Брак является договором (заветом) о жизни супругов.
Упомянутые выше заветы заключались между двумя равноправными сторонами; это означает, что договорные отношения были равными и двусторонними. Соглашение закреплялось клятвой обеих сторон в виде обещания выполнять принятые на себя обязательства, располагая равными правами и неся равную ответственность. Поскольку завет, заключаемый между двумя людьми, был двусторонним, некоторые библеисты заключают из этого, что и завет, который Яхве установил с людьми, тоже был двусторонним. Это не так. Бог инициировал Свой завет, определил его составные части и утвердил его с людьми. Такой завет был односторонним. Люди являются в нем восприемниками, а не составителями; не предусмотрено, чтобы они вносили свои предложения о взаимных обязательствах; они призваны принять завет в том виде, в каком он предложен, соблюдать его так, как это требуется, и получать результаты, которые Бог исполнит по обетованию.
Ученые, изучая найденные археологами таблицы, узнали, что правовые договоры между царями (сюзеренами) и их подданными (вассалами) существовали уже во времена библейских патриархов, Моисея, Иисуса Навина, судей и первых израильских царей. Эти договоры записывались на таблицах для того, чтобы установить длительные взаимоотношения, предопределенные и утвержденные сюзереном. Будучи один раз записаны, договоры не могли быть изменены или отменены, хотя могли разрабатываться дополнительные их части и следствия из них. Не могло ли быть так, что библейские авторы заимствовали у язычников во времена, когда был написан Ветхий Завет, форму таких договоров, в том числе самоописание сюзерена и его деятельности (включая ту, что делается в пользу вассалов), заявление о намерениях, условия, а также гарантии благополучия в случае покорности и угрозы в противном случае? Такие правовые договоры включали в себя пункты о возможности продления и пункты с требованиями сюзеренов по отношению к детям вассалов; эти договоры закреплялись клятвой или сопровождались особой церемонией ратификации, например, рассечением пополам вола, коровы или совместной трапезой по совершении договора.
Небиблейские договоры предназначались для многих целей, две из которых заслуживают особого внимания. Сюзерен заявлял, что в качестве победителя и господина вассалов он пощадил их в битве, освободил их ввиду смягчающих обстоятельств, даровал им жизнь и обеспечил их благополучие. И это было незаслуженной поблажкой. В завете сюзерен оговаривал также административные функции: он сообщал вассалам, как будет править ими и что они должны делать, чтобы проявить свою покорность. Эти две цели — напоминание об освобождении и сведения о порядке повседневного управления — проявляются и в завете Бога Яхве с Его народом, но совершенно другим способом.
Договоры, как политические, так и библейские, не возникали (и не действовали) в вакууме. Договоры предполагали наличие царя, его владений, обычаев, народа, а нередко и промежуточных инстанций. Договоры были важным средством управления царством.
Не обращались ли библейские священнописатели к языческим источникам, когда писали о заключении завета Богом Яхве с Его народом и Его отношениях с последним? В Библии не встречается ни малейшего намека, что это было так. Существует заметное сходство между библейскими и небиблейскими заветами. Наиболее удовлетворительной и приемлемой представляется позиция, согласно которой Бог Яхве — источник и создатель всей концепции и самого феномена завета. В Свои дела творения и созидания Он включил и отношения завета. Эти отношения присущи человеческой природе; Бог насадил их зародыши и выращивает их. Языческие цари, в своей гордости и самодовольстве, облекали в конкретные формы то, как Бог Яхве устроил и сохранял созданный им мир. Такое объяснение требует ответа на три важных вопроса. Когда Бог Яхве впервые установил завет? Какова была природа этого первоначального завета? Не устанавливал ли Бог Яхве, согласно библейскому откровению, после первоначального еще и другие заветы?
Ветхий. Завет. Слово, обозначающее на иврите «завет», в Быт. 1 - 5 не появляется. Некоторые библеисты считают это свидетельством того, что в ранней истории человечества заветов не существовало. Некоторые ученые утверждают, что идея завета впервые зародилась в умах израильтян после того, как они подошли к горе Синай. Чтобы объяснить упоминания заветов в рассказах о Ное и патриархах, они прибегают к некорректным предположениям, будто бы поздние редакторы книги Бытия вставили в нее понятие завета с целью дать исторические подтверждения и свидетельства тому, во что позже уверовали израильтяне. Другие ученые, считающие книгу Бытия записью откровения Яхве, также встречаются с трудностями, когда предполагают, что Яхве установил Свой завет при сотворении мира, — главным образом, из-за отсутствия прямых языковых указаний.
Библия свидетельствует, что Бог установил завет при сотворении мира. В Ос. 6:7 упоминается, что Адам нарушил завет. Иеремия говорит про завет о дне и завет о ночи, которые никто не может разрушить (Иер. 33:19-20); предполагается, что эти заветы были установлены при сотворении, когда Бог отделил свет от тьмы и отвел солнцу и луне их место и предназначение (Быт. 1:3-5, 14). Когда Бог Яхве впервые говорил с Ноем, Он сказал, что истребит человечество с лица земли (Быт. 6:7). Однако Бог уверил Ноя, что сохранит Свой завет и продолжит его. Поэтому Ною не было нужды бояться, что замыслы Бога о Своем всемирном царстве и способы управления им изменятся после потопа. Но почему же тогда, если Бог установил завет при сотворении мира, слово завет отсутствует в Быт. 1 - 2? Те, кто предпочитает говорить только о завете благодати, кратко и не впрямую упомянутом в рассказе о Ное (Быт. 6 - 9), считают, что некоторые основополагающие элементы завета благодати были сформированы, когда Бог Яхве обещал победу семени женщины (Быт. 3:14-16). Когда Бог Яхве установил завет с Давидом, как это изложено во 2 Цар. 7, термин завет не употреблялся, однако Давид, ссылаясь на то, что сказал и сделал Яхве, говорит: «Завет вечный положил Он со мною» (2 Цар. 23:5; ср. Пс. 88:4). Подобно тому как входящие в завет элементы упоминаются в рассказе об обетовании Давиду (2 Цар. 7), эти составляющие завет элементы отражены и в Быт. 1 - 2.
Основополагающие элементы завета присутствуют в Книге Бытие. Бог в Своем откровении о сотворении явил Себя Творцом. Были составлены исторические записи Его дел. Он сотворил носителей Своего образа, посредством этого установил и поддерживал близкие отношения мужчины и женщины с Собой и сделал так, чтобы они отражали Его (как зеркало) и представляли Его среди сотворенного мира. Человечеству были поставлены условия и даны наказы. В качестве носителей образа Божьего люди будут пребывать в близком и покорном общении со Своим Творцом; суббота должна была закрепить это. Люди будут плодиться, размножаться и наполнять землю; происходит это благодаря созданию семьи; человек оставляет своих родителей и прилепляется к жене (Быт. 2:24). Став одной плотью, муж и жена заводят детей. За счет прибавления семей образуется общество. Таким образом, этот социальный наказ являлся составной частью завета. Таков же был и культурный наказ; мужчина и женщина должны были облагораживать творение (subdue, «покорять», NIV {синод. Быт. 1:28 — обладать}) и править им. Когда Бог увидел все, что Он создал, Он утвердил это не с помощью обета или церемонии ратификации, а просто возвестив, что все «хорошо весьма» (Быт. 1:31). Он подтвердил это и Своим отдыхом от дел, установив седьмой день в качестве дня отдыха, святости и благословения (Быт. 2:1-3).
Бог Яхве сделал больше; Он обещал Свое благословение. Бог благословил Адама и Еву; тем самым Он предоставил им возможность и право служить в качестве исполнителей Его завета. Он позаботился о том, чтобы обеспечить их всем необходимым (Быт. 1:28-30). Он также предусмотрел возможность неподчинения — в случае, если люди съедят плод с древа познания добра и зла (Быт. 2:17). Таким образом, идеи благословения (жизни) и проклятия (смерти) здесь также присутствовали. Об этом запрещении съесть нечто говорят как о предвосхищении заповедей, но также и как о составной части «завета дел». Все возрастающее число библеистов на основании свидетельства Библии приходит к убеждению, что предпочтительней говорить о завете творения и что все, ранее рассматривавшееся в качестве элементов «завета дел», является не чем иным, как составной частью завета творения.
Участники завета Яхве подверглись искушению сатаны. Они усомнились в словах Яхве; они поверили в ложь. Они пали. Они нарушили отношения завета между ними и Яхве. Затронуто оказалось все творение, ведь оно тоже пострадало от последствий греха Адама и Евы. Вся тварь тоже начала стенать (Рим. 8:22). Но Яхве не порвал Свой завет с творением и его распорядителями. Он пришел к падшим, пристыженным и униженным носителям образа Божьего и приступил к восстановлению человечества для общения с Собой и для служения Себе. Яхве, по благодати не отменивший Свои заповеди относительно человечества, дал понять, что Адам и Ева по-прежнему могут существовать в согласии с ними. Духовное общение было восстановлено в силу уверенности Яхве, что семя женщины будет побеждать сатану и семя сатаны. Был подтвержден социальный наказ: Адам и Ева, став одной плотью, будут иметь потомство, однако они будут и страдать. Сохранил силу и культурный наказ, однако теперь для его выполнения придется трудиться в поте лица. Все элементы завета творения были сохранены. Затем Яхве добавил новое измерение к этим отношениям завета. Он объявил в предварительной форме о Своем замысле полного искупления и возрождения носителей образа Божьего в их царственной, священнической и пророческой роли со всеми сопутствующими правами и обязанностями. Яхве раскрыл, как это будет сделано, добавив к Своему завету творения обетования искупления и возрождения вместе с подразумевающимися условиями веры и послушания. Он установил то, что широко известно в качестве завета благодати.
Следует правильно понимать случившееся. Бог установил всеобъемлющие и связывающие отношения (завет) со Своим творением, причем человечество становится центральным участником второго завета, не выходящего за пределы контекста и за структурные рамки завета творения. Бог Яхве, продолжая раскрывать Себя и то, как будет установлен второй завет «искупления/возрождения», никогда не выходил за пределы контекста и за структурные рамки завета творения. Поскольку завету благодати придавалось непосредственное и «заповеданное свыше» непреходящее внимание после того, как Бог Яхве раскрыл Свои планы, касающиеся Царства, цели Царства и формы его установления, многие библеисты сосредоточились именно на нем, при этом не замечая, не понимая и не веря, что его положение и роль не выходят за пределы контекста и за структурные рамки завета творения, который Яхве определенно сохранил и продолжал сохранять, осуществляя и выполняя Свои намерения и замыслы относительно Своего вечного Царства.
В Быт. 6 - 9 Ной изображается в качестве человека, преданного завету. Находясь в среде очень греховного и испорченного общества, которое Бог вознамерился истребить, Ной вел богопослушный образ жизни. Что касается семейного положения, то у него была жена и три сына; он был непорочен, и окружающим не в чем было его упрекнуть. С точки зрения духовной, Ной находился в постоянном общении с Богом. Он ходил пред Богом и был праведен; он жил в соответствии с волей Божьей (Быт. 6:9-10; 7:1). Получив указание построить ковчег, он проявил себя одаренным слугой Божьим, разбирающимся в материальных и культурных аспектах жизни (Быт. 6:14-16; 7:5). Яхве уверил Ноя, что Его завет творения и производный от него завет искупления и возрождения по благодати будут сохранены с ним самим и его семьей (Быт. 6:18). После того как потоп истребил испорченное человечество и отступил, верный завету Ной поклонился Богу; он воздвиг алтарь и принес жертву. Яхве откликнулся на поклонение Ноя и решил продолжить Свои отношения со вселенной (Быт. 8:20 - 9:17). Была повторена часть наказов завета творения; некоторые изложены более развернуто. В подтверждение Своего завета творения с человечеством Бог сказал, что в него включены все живые существа (Быт. 9:9-10); Бог устанавливает в качестве наказания за убийство смерть (Быт. 9:5-6); человечеству разрешено питаться мясом (Быт. 9:2-3). Эти обетования, касающиеся продолжения завета творения, несомненно, подразумевают в качестве следствия, что Яхве продолжит и Свой завет искупления/возрождения по благодати. Продолжаться завет будет, в частности, через Сима, которого Бог Яхве благословил стать строителем шатра, куда сможет войти даже потомок Хама Ханаан. Потомство Иафета выиграет от такой преемственности и укрепит ее. Так Бог Яхве сохраняет и развивает Свой завет с Ноем и его потомками.
После того как Бог Яхве дал абсолютные гарантии Ною и его сыновьям в том, что завет творения будет сохранен, прямых ссылок на этот завет почти не встречается. Но факт его существования и его роль прослеживаются постоянно и последовательно.
Яхве, открывшийся Авраму как Всевышний, дает ему обетования завета: духовное благополучие, потомство в виде великого народа, возвеличивание имени Аврама, распространение благословения через него всем племенам земным. Яхве добавляет к обещаниям благословения предупреждение о том, что будут прокляты все проклинающие и отвергающие Аврама и его Всемогущего Бога.
Процесс заключения завета длился на протяжении всей жизни Аврама. Когда Аврам обеспокоился из-за возможной размолвки с Лотом и ухода Лота (Быт. 13 - 14), Яхве уверил Аврама в Своем неизменном присутствии и защите («Я твой щит») и сказал о благословенном духовном будущем, уготованном Им для Аврама («награда твоя весьма велика» — Быт. 15:1). Аврам сознавал, что под его великим будущим подразумевается потомство; он спросил об этом.
Яхве уверил Аврама, что потомство его будет многочисленно (Быт. 15:5). Таким образом, продолжение завета было обеспечено. Было дано и дополнительное обетование: что Аврам будет владеть обширными землями (Быт. 15:7). Церемония ратификации завета была осуществлена в видении Аврама, в котором предсказывались благословение мира для Аврама и проклятия (наказания) для тех, кто поработит семя завета (Быт. 15:12-21). В Быт. 15 содержится ряд элементов завета: 1) верховное присутствие Яхве; 2) гарантированное процветание Аврама; 3) продолжение завета с многочисленным потомством; 4) место для жизни и служения среди народов; 5) проклятия на противников благословенного; 6) ответная вера и благословение оправдания.
Процесс установления завета продолжился после того, как Аврам дал греховное согласие на предложение Сары взять себе служанку, египтянку Агарь, в качестве наложницы (Быт. 16). Яхве явился Авраму и дал дальнейшие разъяснения о завете искупления/возрождения по благодати, находящемся в рамках и в контексте завета творения.
Яхве раскрыл Себя в качестве непобедимого, могущественного и возвышенного Бога. Яхве подчеркивает условия завета: «ходить предо Мною» (пребывать в постоянном, ежедневном духовном общении с Богом), «быть непорочным» (жить среди своих близких честно, в соответствии с волей Бога). Под этими условиями подразумевалась осведомленность Яхве о недостатке у Аврама веры и покорности по отношению к Всевышнему Владыке и о его грехе вступления в отношения с Агарью. Аврам согрешил в духовном и социальном плане, но Яхве по благодати подтвердил Свой завет (заветы) с Аврамом. Используемый в еврейском языке глагол означает «давать» {синод. поставлю — Быт. 17:2}. Продолжение завета с Аврамом было дано по благодати Яхве. Аврам ответил смирением и поклонением (Быт. 17:3). Далее составные части завета были повторены. Авраму было обещано многочисленное потомство; его потомки дадут начало многим народам и будут царями. Этот акцент на преумножении семени Аврама закрепляется изменением его имени на Авраам и уверением, что завет с его потомством будет вечен. Эти взаимоотношения жизни и любви между Яхве и Авраамом с его семенем были закреплены обещанием «и буду им Богом» (Быт. 17:8). Этими словами Яхве уверяет Авраама в Своем постоянном присутствии, в Своей доступности, в Своей надежной помощи и в Своей неизменной любви, поддержке и утешении во всех жизненных обстоятельствах. Авраам также получил уверения, что будет владеть землей (Быт. 17:7-8). К условиям ходить пред Богом и быть непорочным Яхве добавил заповедь делать обрезание всем потомкам мужского пола, которые, в свою очередь, будут иметь потомство. В контексте обещания о преумножении семени Авраама Яхве дополнил завет знамением обрезания (Быт. 17:11), которое вовеки должны были делать все его потомки и которое Яхве считал знаком завета между семенем Авраама и Собой. Обрезанию придавалось такое явное значение в завете Яхве с Авраамом и его потомками, что о последнем говорили как о «завете обрезания» (Быт. 17:13 {синод, «завет Мой на теле вашем»}). Это был не какой-то отдельный завет, а столь важная составная часть завета искупления/возрождения, что к ней относились как к символу всего завета (часть была представителем целого). Кроме этого, в контекст принятия Богом Яхве потомства Авраама в качестве Его народа входило представление о божественном избранничестве. Авраам просил, чтобы его сын Измаил рассматривался в качестве продолжателя завета, однако Яхве торжественно заявил, что им будет Исаак, сын, который родится у Сары (Быт. 17:15-21).
После того как Бог проверил клятву Авраама о покорности (Быт. 22:1-6), Он повторил и подтвердил составные части Своего завета (Быт. 22:17-18). Основополагающее значение имеет утверждение Яхве «за то, что ты послушался гласа Моего» (Быт. 22:18). Акцент на послушании является серьезным свидетельством того, что завет с Авраамом не следует рассматривать в целом как завет обетований с ответной верой. При всей важности обетований и веры они не могут преуменьшить значение условий: оставить, пойти, не бояться, ходить пред Богом, быть непорочным, сделать обрезание, принести в жертву своего сына. Аврааму никогда не предоставлялось возможности выбора: принять указание Бога или отвергнуть его. В качестве «вассала» он получал законы, уставы, приказы, распоряжения, указания и повеления (Быт. 26:5). Завет Яхве с Авраамом характеризовался обетованиями и законами. Как неотделимы друг от друга обетования и законы, так неотделимы друг от друга и вера с послушанием.
Поскольку Яхве обещал, что Его завет искупления/возрождения, входящий в более широкий контекст завета творения, должен быть продлен с Исааком (Быт. 17:19-20), и поскольку Авраам был послушен Яхве и соблюдал его законы (Быт. 26:5), Яхве, соответственно, подтвердил Свой завет с Исааком (Быт. 26:3-4, 24).
То, что завет Яхве с патриархами был заветом благодати, подчеркивается взаимоотношениями Яхве с Иаковом, который был избран несмотря на свое коварство (Быт. 25:29-34), обман (Быт. 27:19) и хитрые козни (Быт. 30:31-43). Избрание для предоставления прав и обязанностей завета основывается не на личных достоинствах человека, но зависит лишь от верховной воли и от милости Яхве (Рим. 9:10-18).
Бог Яхве подтвердил завет с Иаковом во всех его аспектах и деталях. Иаков получил заверения в этом, когда спасался бегством от Исава; подтверждения присутствия Яхве были выражены словами: «Я с тобою», «сохраню тебя везде, куда ты ни пойдешь», «возвращу тебя в сию землю», «Я не оставлю тебя, доколе не исполню того, что Я сказал тебе» (Быт. 28:15). Получив такие заверения, Иаков мог жить, странствовать, трудиться и процветать в любом месте вселенского царства Яхве, ведь Яхве подтвердил намерение сохранить и поддержать Свой завет творения и производный от него завет искупления/возрождения. Иаков, проживая в доме своего дяди Лавана, обрел счастье в том, что исполнялись данный при творении наказ плодиться и размножаться и входящее в завет обетование многочисленного потомства (Быт. 29:31 - 30:24). Иаков был благословен также процветанием (реализация культурного аспекта завета творения; Быт. 30:25-43; 35:23-26). Возвратившись по указанию Яхве в землю своих отцов (Быт. 31:3), Иаков получил заверения Яхве, что обетования завета остаются в силе. Когда пришло время противостояния с Исавом, для Иакова решающее значение имели отношения завета Яхве с его предками и обетования, данные им, а также ему самому (Быт. 32:9-12). После борьбы Иакова с Господом он получил имя Израиль, потому что победил в этой борьбе (Быт. 32:28; 35:10) и был благословен (Быт. 32:29). При возвращении Иакова в Вефиль Бог Яхве снова подтвердил Свой завет с ним, уверив Иакова, что Он — Эль Шаддай {синод. «Бог Всемогущий»}, и, заповедав ему плодиться и размножаться (Быт. 35:11), обещая, что от него произойдут народы и цари (Быт. 35:11) и что он получит землю для себя и своих потомков (Быт. 35:12). Когда Иаков уже некоторое время владел землей и получил предложение отправиться в Египет, Яхве объяснил ему, что это не будет нарушением завета (Быт. 46:3-4). Наоборот, это входило в замысел Яхве во исполнение сказанного в завете с Авраамом о том, что Израиль четыреста лет проведет в чужой стране (Быт. 15:13-14), в которой один из сыновей Израиля, Иосиф, послужит своего рода мессией, посредником в завете, и Иуда, по предсказанию, станет предком Давида (служителя завета), а также Христа (Быт. 49:8-12).
Книга Исход начинается с утверждений завета. Потомство патриархов возросло в числе, как это и было обещано (Исх. 1:2-5). Израильтяне выполняли заповедь плодиться и размножаться и сделались чрезвычайно многочисленны (Исх. 1:7). Но они лишь с большим напряжением (из-за того, что были порабощены) могли выполнять культурный и духовный наказы. Реальность была такова, что израильтяне как целое, по-видимому, забыли о требуемых от них по завету вере и послушании. Они плакали и стенали о своих бедах, и Яхве услышал их (Исх. 2:23-24). Категорически подтверждается, что Бог Яхве помнил Свой завет с патриархами (Исх. 2:24). Это доказывает и Его призыв к Моисею стать таким посредником завета, который должен будет способствовать избавлению Израиля от рабства и обретению им свободы. Яхве раскрывает Себя как Господь завета с патриархами (Исх. 3:6) как Сущий (Исх. 3:14), Который пребудет с Моисеем (Исх. 3:12), когда тот станет способствовать исполнению обетования Яхве Аврааму о том, что его потомки будут выведены из чужеземного рабства (Исх. 3:8). Моисей получил повеление творить чудеса перед сомневающимися израильтянами, так чтобы они уверовали, что их Бог завета призвал Моисея стать «ветхозаветным искупителем» (Исх. 4:1-7). После того как Яхве унизил и поразил могущественный Египет, Он установил второе таинство завета, Пасху, праздник в память избавления Израиля от рабства, во время которого отцы должны были наставлять своих детей в праведных делах и словах Яхве (Исх. 12:24-28).
Полностью завет с Израилем был подтвержден на горе Синай.
Первая стадия этого процесса состояла в следующем. Во-первых, Яхве раскрыл Себя в качестве хранителя завета и избавителя, в качестве направляющего и защищающего Бога Израиля, избравшего его для Себя. Он подтвердил это обязательство жизни и любви (Исх. 19:3-4).
Во-вторых, Он поставил всеобъемлющее условие: соблюдать Его завет. Это условие было разъяснено позднее. Израилю не было предоставлено возможности выбора: подчиняться или не подчиняться. Напротив, Яхве раскрыл, каким образом будут поддерживаться плодотворные и всеобъемлющие отношения завета. Израиль, полностью подчиняясь выраженным в завете требованиям Яхве, получит исполнение обетований.
В-третьих, обетования были сделаны в виде четырех утверждений, подразумевающих под собою и ответственность. 1) Израиль познает жизнь, любовь и благословение от того, что будет драгоценной собственностью Яхве — избранным среди остальных народов. 2) Израиль станет царством, царственным народом, детьми в семье Всемогущего Господа, Владыки вселенского царства. Подразумевается, что к Израилю должны перейти все царственные права, благословения и обязанности. 3) Израиль, в качестве царства, должен быть по своему характеру святым и проявлять святость в своем служении. Израильтяне должны понимать себя как людей, находящихся и совершающих служение в присутствии Яхве, как представителей всех народов земли. Таким образом, они должны были осознать свою задачу в завете — быть посредниками в передаче благословения. 4) Израиль должен быть святым, преданным и посвященным народом. В качестве сознательного народа, руководимого Яхве, израильтяне должны были избегать греха и распутства и бороться с ними, свидетельствовать о чистоте, могуществе и величии своего святого Господа перед всеми народами (Исх. 19:5-6).
В-четвертых, израильтяне отвечали, как это положено в завете: «Мы сделаем все, что велел Бог». Они не сказали: «Мы решили сделать так» (у них не было выбора) или «Мы попробуем»; они изъявили полную преданность.
В-пятых, Моисей был еще раз утвержден в качестве посредника между Яхве и Израилем. Он должен был говорить с народом от лица Яхве и быть представителем народа перед Яхве. Израильтяне должны были доверять ему как представителю Яхве; доверие их было подкреплено тем, что они услышали Яхве, провозглашавшего Свою волю (Исх. 19:9).
В-шестых, израильтяне должны были посвятить себя Яхве, хотя им и надлежало находиться на удалении от горы Синай (Исх. 19:10-15).
Второй стадией процесса обновления и подтверждения завета стало то, что Яхве объявлял закон, а народ его слушал. Сначала были объявлены десять заповедей; это были всеохватные принципы, управляющие каждым аспектом жизни в Царстве. Первые четыре из них касались природы Царя Яхве и того, когда и как следует Его почитать и поклоняться Ему. В них разъяснялось, каким образом жизнь и поклонение Богу могут удовлетворять требованиям, выраженным в духовном наказе завета творения. Следующие три были посвящены выполнению социального наказа, а последние три — культурного. Внутренняя взаимосвязь заповедей показывала, какой должна оказаться жизнь в Царстве для всего верного и послушного народа завета. Например, воровство приносит вред соседям (социальный вред), являясь при этом актом неподчинения Яхве (духовный аспект) в области культуры.
За объявлением десяти заповедей последовали разъяснения и приложения. Были даны указания, как поклоняться (Исх. 20:22-26), соблюдать закон субботы, а также когда, для чего и как праздновать три главных праздника (Исх. 23:10-19). Было разъяснено, как обращаться с работниками, рабами, с получившими увечье и с нарушителями закона (Исх. 21:1-36; 22:16 - 23:9). Были добавлены и указания о владении собственностью, о соответствующих правах, о наказаниях и о порядке возмещения ущерба.
После того как законы были провозглашены, народ получил заверения, что Яхве будет наставлять и защищать его, приведет в обетованную землю, где израильтяне должны будут оставаться верны завету с Яхве и не заключать союза ни с народами, живущими в той стране, ни с их богами (Исх. 23:20-33). Это было строгое напоминание доверять Яхве, верить в Него и любить только Его.
Моисей рассказал израильтянам все, что Яхве дал им в качестве указаний и законов. Народ во второй раз дал торжественный ответ, обещав выполнить все, что сказал Яхве. Этот ответ, выражающий доверие и послушание, был дан стихийно (Исх. 24:3).
Моисей затем записал все разъяснения, приложения, подтверждения и положения об ответственности (Исх. 24:4). Такая письменная фиксация завета придавала ему постоянство и авторитетность. Будучи записан, завет не мог быть изменен; однако он мог приобрести более развернутый вид и более полное выражение.
Третьей стадией процесса обновления и подтверждения Богом Яхве завета, который Он первоначально установил с Адамом, Ноем и патриархами, была широкомасштабная церемония ратификации(Исх. 24:4-18). Она состояла из воздвижения жертвенника, который должен был служить местом фактического доверительного общения Яхве и народа. Затем были принесены жертвы. Кровь собрали и половиной ее окропили алтарь. Далее Моисей зачитал все, что он записал в книге завета, на что Израиль в третий раз дал свой стихийный ответ: «Все, что сказал Господь, сделаем, и будем послушны». Последовал кульминационный момент церемонии; народ был окроплен кровью завета. Таким образом через кровь, вмещающую жизнь, но также напоминающую о смерти жертвы, народ, как целое, был ознаменован и запечатлен в качестве драгоценной собственности Яхве. Произошло заключение священного союза. Яхве, как Муж, принял потомство патриархов в качестве Своей невесты. Финалом ратификации завета стало то, что Яхве начертал десять заповедей на каменных скрижалях и отдал их Моисею. Вся церемония кончилась тем, что Яхве явил Себя во всей славе, грозном величии и могуществе как «огонь поядающий» (Исх. 24:17).
Израильтяне недолго оставались верны своей клятве завета. Пока Моисей получал указания относительно порядка поклонения (сооружение скинии, ее внутреннее устройство, помазание Аарона и его сыновей в качестве священников), израильтяне сделали себе кумира и поклонились ему (Исх. 32:1-6). Такое нарушение завета вызвало гнев Яхве; Он сказал, что обрушит на израильтян проклятия завета (Исх. 32:9-10). Моисей, однако, выступил в качестве посредника завета; большая часть народа был пощажена (Исх. 32:28, 35).
Завет был заново подтвержден, когда Моисей продолжил обращение к народу и Яхве объявил, что Он — истинный Яхве, полный сочувствия и благодати,долготерпеливый, человеколюбивый, верный, прощающий, праведный и справедливый (Исх. 34:6-7). Были повторены обещания того, что Он сделает, и добавлены условия, относящиеся непосредственно к текущему положению дел. Был повторен призыв поклоняться только Яхве, Который как Бог ревнитель не потерпит соперников (Исх. 34:14). Яхве еще раз приказал израильтянам соблюдать предписанные праздники (Исх. 34:18-26). Прощенный народ, которому Яхве подтвердил Свое обетование жизни и любви со всеми вытекающими из него следствиями и тонкостями, касающимися многочисленных аспектов жизни, должен был быть народом счастливым, народом, у которого есть чему радоваться в установленные праздничные дни.
В контексте подтверждения Яхве Его завета с Израилем появляются ссылки на два других завета. В Лев. 2:13 была дана заповедь «не оставляй жертвы твоей без соли завета Бога твоего». Далее выражение «завет соли» встречается, когда Яхве заверяет священников и левитов, что их потомки всегда будут получать себе пропитание от жертвоприношений (Чис. 18:19). Установления и цели этого завета соли не упомянуты. Из контекста можно понять, что предписанные заветом приношения необходимо посолить и принять другие меры предотвращения порчи, чтобы еда могла хорошо сохраниться до тех пор, пока ее не съедят семьи священников и левитов. Таким образом, одна из деталей жизни, трудов и поклонения в завете, а именно, еда для тех, кто не получил больших земельных участков в Ханаане, упоминалась для ссылки на весь завет как целое. Соль символизировала постоянство завета; по этой причине завет с Давидом тоже называется заветом соли (2 Пар. 13:5).
Сходным образом, не почитать и не соблюдать субботу означало нарушить весь завет (Исх. 31:13, 16; см. также Неем. 9:14; 10:31, 33; 13:15-22; Ис. 56:2-6; Иер. 17:19-27). Соблюдение субботы было категорическим условием праведной жизни и поклонения в соответствии с заветом.
В рамках завета Яхве с народом Израиля был сделан «частный» завет со священниками. Упоминается, что завет этот вечный. Поскольку один из сыновей Аарона проявил большое рвение в соблюдении требований завета Яхве о святой жизни, было дано заверение, что священническая служба навечно будет прерогативой потомков Аарона (Чис. 25:10-13).
Когда израильтяне приготовились войти в землю, обещанную их предкам патриархам, Моисей, посредник между Израилем и Богом Яхве, произнес несколько пространных речей, составивших содержание Второзакония.
Еврейское слово, означающее «завет», встречается у него двадцать семь раз. Один раз оно переведено как союз (Вт. 7:2); во многих случаях оно входит в выражение «ковчег завета». В некоторых контекстах о законе говорится как о завете (Вт. 4:13; 9:9, И, 15; 29:1).
В своих обращениях Моисей вспомнил множество важных событий, случившихся во время странствий Израиля в пустыне (Вт. 1 - 3), в которых поведение израильтян отнюдь не было похвальным, но Яхве оставался верен: Он «благословил тебя... покровительствовал тебе во время путешествия твоего» (Вт. 2:7). Моисей потребовал, чтобы народ тоже оставался верен завету с Богом Яхве (Вт. 4:13) и помнил Яхве как Бога ревнителя, требующего абсолютной преданности (Вт. 4:24). Моисей подчеркнул, что Яхве милостив; Он не забудет завет, сделанный с их праотцами и подтвержденный клятвой. Яхве заключил с ними завет, потому что полюбил их и избрал для Себя их потомков (тот самый народ, к которому обращался Моисей) (Вт. 4:37). Напомнив израильтянам о характере и делах Яхве (это два существенных аспекта завета), Моисей потребовал, чтобы народ соблюдал постановления и законы Яхве (Вт. 4:1), не прибавлял и не убавлял, а соблюдал заповеди (Вт. 4:2), «прилепился к Господу» (Вт. 4:4), исполнял и хранил законы (Вт. 4:6) и являл этим свою мудрость и разум (Вт. 4:6). Израильтяне должны были искать своего Бога Яхве всем сердцем и всей душой (Вт. 4:29). Этот призыв к любовному послушанию сопровождался повторением десяти заповедей (Вт. 5); Моисей заповедует любить
Яхве, хранить волю Его в своем сердце и обучать этому детей (Вт. 6:4-9).
Моисей разъясняет и растолковывает, как следует понимать и исполнять завет любви, заключенный между Яхве и патриархами (Вт. 7:12), а также соблюдать его во всех аспектах жизни. Повторяется напоминание о любви Яхве, об избрании Им израильтян и о Его призыве быть святым народом (см. в особенности Вт. 7 - 11). Снова описаны места и способы поклонения и празднования особых дат завета (Вт. 12 - 13; 16; 26). Повторяются указания о решении социальных и правовых вопросов в соответствии с требованиями завета Яхве (Вт. 14-15; 17; 19 - 24). Высказываются заверения, что Яхве обеспечит израильтянам руководителей/посредников завета — царей, священников и пророков (Вт. 17:14 - 18:22). После этого разъяснения закона с повторяющимися упоминаниями благословений, которыми вознаграждается послушание (см. в особенности Вт. 8), Моисей еще раз призывает народ Яхве быть святым, слушаться гласа Яхве, ходить по путям Его и стать в чести, славе и великолепии выше всех народов (Вт. 26:16-19).
Составной частью завета — в дополнение к самораскрытию Господа, рассказу о делах Его, условиям и призыву к послушанию, заверениям и обетованиям — являются благословения и проклятия. Моисей выразительно излагает их; сначала он перечисляет проклятия (Вт. 27:14-16), которые должны повторить левиты и на которые народ должен отозваться словом аминь («да будет так»), Моисей в общей форме излагает благословения (Вт. 28:1-14; 30:1-20), о которых упоминал раньше. С живописными подробностями он рассказывает, какие проклятия падут на голову Израиля, если народ будет непослушен (Вт. 28:15-68).
Прежде чем завершить обращения, напоминающие о завете, Моисей назначает Иисуса Навина своим преемником (Вт. 31:1-8), записывает все, о чем проповедовал, и помещает книгу закона при ковчеге (Вт. 31:9-29), сочиняет песнь, в которой превозносятся характер и дела Яхве, описываются грехи Израиля и их трагические последствия (Вт. 32:1-43), а также благословляет народ Израиля (Вт. 33). Затем Моисей говорит израильтянам, что, когда они предстояли перед Яхве, они вступили в завет с Ним, потому что Яхве подтвердил Свой завет, сделанный первоначально с патриархами.
Иисус Навин подтвердил этот завет израильтян после того, как они овладели землей Ханаанской. Он рассказывает о делах Бога Яхве, предпринятых ради Израиля (Нав. 24:1-13). Он призывает израильтян бояться Бога и служить Ему с неизменной верностью (Нав. 24:14-23). Народ отвечает: «Господу, Богу нашему, будем служить, и гласа Его будем слушать» (Нав. 24:24). Иисус Навин перечисляет в «книге закона Божьего» постановления и законы, причем, несомненно, те, которые подходят к обстоятельствам оседлой жизни. Иисус Навин не изменял то, что записал Моисей; он лишь повторил, детализировал и приспособил к новой ситуации то, что Яхве дал через Моисея.
В период судей Яхве заверяет Израиль, что никогда не нарушит Свой завет, установленный с праотцами (Суд. 2:1). Израиль постоянно нарушает завет, но Яхве остается верным. Он помогает израильтянам, когда они раскаиваются и взывают к Нему. В Библии нет ссылок на церемонии обновления завета, хотя некоторые библеисты считают, что Самуил руководил обновлением завета в Галгале. Это произошло, когда Саул был избран царем и Самуил произнес свою прощальную речь (1 Цар. 11:14 - 12:25). Обновление завета было отмечено новым значительным шагом в откровениях Бога Яхве. Как и во всех церемониях дополнения, обновления и подтверждения завета, в которых Яхве ниспосылал Свои откровения, во времена Самуила и Давида было дано еще одно важное откровение. Оно относилось, в частности, к роли главного посредника завета в лице царя, обещанного еще через Моисея. Самуил начал процесс дополнения и обновления завета с помощью обновления царства в Галгале и помазания Давида в качестве избранного царя Бога Яхве (1 Цар. 16:1-13).
Кульминация дополнительного откровения и расширения Божьего завета наступает, когда Яхве обращается к Давиду через пророка Нафана (2 Цар. 7:1-17). Данное Давиду откровение начинается с упоминания о том, что Яхве обитал среди Своего народа со времен Моисея. Здесь наличествует прямая связь с заветом патриархов, который был расширен и ратифицирован на горе Синай (2 Цар. 7:5-8).
Существенными дополнительными чертами в завете с Давидом являются следующие. Пастух Давид был избран, чтобы стать царем (2 Цар. 7:8; ср. Пс. 77:70-72). Формула завета «Я с тобою» повторяется. Яхве обещает Давиду победу. Имя Давида будет прославлено. Для Израиля будет устроено место, ему обещаны победы, спокойствие и мир. Давиду будут наследовать его потомки. Сыны его тоже сделаются царями. Престол сыновнего царства будет установлен вовеки. Яхве будет Отцом, а он, Давид, — Его сыном. Грехи Давида будут наказываться (проклятия завета). Любовь Яхве никогда не ослабеет (обязательство любви). Этот установленный с Давидом завет был началом исполнения пророчества Иакова относительно Иуды (Быт. 49:8-12) — что от него произойдет царь. Более полное и окончательное осуществление пророчеств Иакова и Нафана произошло в Иисусе Христе, Совершителе нового завета.
Соломон, сын Давида, с первых лет правления выказывал признание и верность Яхве и завету Яхве с династией Давида. Особенно это проявилось, когда Соломон заложил храм; храм служил постоянным выражением обетования завета «Я твой Бог; Я с тобою». Большинство из царей, наследовавших Соломону, за исключением таких, как Иосафат, Езекия и Иосия, были нарушителями завета. Нельзя считать, что у их отступничества были удовлетворительные причины или что эти цари отошли от Бога по невежеству, поскольку в псалмах, многие из которых были написаны в период царства, неоднократно упоминается завет (по меньшей мере, двадцать раз). И более того, пророки призывали царей и народ помнить о завете, всеобъемлющем завете творения и искупления/возрождения, со всеми его замечательными элементами и серьезными предостережениями.
Цари Иудеи, такие, как Ахаз, игнорировали предостережения пророков, не верили им и отвергали их, но Яхве через Своих глашатаев завета, пророков, продолжал выполнять Свои обетования, касающиеся завета и обещанного Ходатая завета для народа Израиля.
Пророки неоднократно предупреждали, что Яхве будет верен Своему завету даже в отношениях с теми, кто постоянно его нарушает и попирает, и пошлет на них проклятия завета. Иеремия красноречиво предостерегает о надвигающемся роке пагубы и запустения.
Новый Завет. Иеремия, предсказывая, что проклятия завета будут неминуемо осуществлены посредством плена, говорит также о несомненном продолжении завета (Иер. 30:1 - 33:26). Он дает абсолютную гарантию, что Израиль и Иуда будут возвращены из плена (Иер. 30:3); Яхве вновь явит Свою милость (30:18; «пошлет благополучие» — NIV). Он будет любить Свой народ вечной любовью и по-прежнему будет для него Отцом (Иер. 31:3-9). Яхве утрет слезы и даст надежду на будущее (Иер. 31:15-17), потому что дом Израиля будет засеян (Иер. 31:27-30). Будет установлен обновленный завет (Иер. 31:31-34). Он станет так же надежен и ненарушим, как завет Яхве с Давидом, левитами (Иер. 33:15-18) и творением (Иер. 33:19-26). Об обновленном завете Иеремия говорит в контексте завета Яхве с творением, завета с патриархами (Иер. 33:21), с Израилем на горе Синай и в пустыне (левиты рассматриваются как часть целого), завета с Давидом (Иер. 33:15, 26). Иеремия не говорит о разрыве прежних заветов. Он дает понять, что завет Яхве, устанавливаемый, дополняемый и соблюдаемый в различных ситуациях, — это один и тот же продолжаемый завет. Близится время, когда завет будет обновлен, дополнен и применен совершенно иным способом. Поэтому Иеремия говорит о том, что переводится как «новый завет» с Израилем и Иудой (Иер. 31:31): он будет не похож на завет, заключенный на горе Синай (Иер. 31:32). Следует подчеркнуть несколько важных моментов. 1) Еврейское слово, которое переводится как «новый», в основном означает нечто, уже существовавшее раньше, но появившееся в иной (новой, обновленной) форме, как, например, говорят о новолунии — фазе, когда луна приобретает особый вид. 2) Главное содержание завета с патриархами, Израилем и Давидом останется и в будущем завете. «Я... буду им Богом, а они будут Моим народом» (Иер. 31:33). 3) Закон останется центральной частью завета (Иер. 31:33), но записан он будет в умах и сердцах людей завета. 4) Яхве остается неизменен; Бог по-прежнему будет в состоянии прощать и забывать (Иер. 31:34).
В этом обновленном будущем завете исполнятся обетования, сделанные в ветхозаветный период. Самое большое изменение произойдет в том, что касается посредника завета. Это будет уже не человек, подобный Моисею, Давиду, первосвященникам или великим пророкам, таким, как Исайя. Иисус Христос, прототипами Которого были эти ветхозаветные посредники, станет Посредником нового завета. Он освятит, наполнит и установит навеки этот обновленный завет. Он сделает это, став Первосвященником, приносящим Себя в жертву в качестве Пасхального Агнца. Все эти моменты Он объемлет в Своих утверждениях: «Это Я» и «Я есмь» (Ин. 4:26; 6:35; 8:12; 9:5; 10:7, 9, 11, 14; 11:25; 14:6; 15:1, 5), которыми отождествляет Себя с Яхве, сказавшим, призывая Моисея стать посредником завета в ветхозаветную эпоху: «Я есмь Сущий» (Исх. 3:14), а также в утверждении: «Сие есть Кровь Моя нового завета» (Мф. 26:28). В Послании к евреям разъясняется, что Иисус и Его Кровь — существенные элементы нового завета (Евр. 9:11 - 10:18).
Предсказанный Иеремией обновленный завет был возвещен Иисусом Христом. Этот завет начинает целую новую эпоху, осеняет ее на всем протяжении и достигает времен вечного Царства Христа и Отца. Последняя часть этого обновленного завета устремлена в будущее, в вечность, в которой небеса и обновленная земля соединятся в восстановленном и обретенном Едеме. Иезекииль называет это заветом мира (Иез. 34:25). Этот завет будет полным завершением завета творения. На полях больше не будет диких зверей; в лесах станет безопасно; дождь благословения прольется на сады и поля (Ис. 11:6-9). Этот завет мира будет начат, наполнен и доведен до совершенства обетованным потомком Иуды, о Котором Исайя говорит как о Ветви и Отрасли Давидовой (Ис. 11:1), а Иезекииль — как о Божьей волей поставленном Пастыре, рабе Господнем Давиде (Иез. 34:23-24). Установленные при сотворении Вселенной отношения жизни и любви, когда Господь поместил в Едем Адама и Еву в качестве Своих посредников, подверглись нападению сатаны, были нарушены людьми, однако всегда соблюдались Богом Яхве, и они будут полностью восстановлены, всесторонне усовершены и найдут окончательное воплощение в посредническом служении Сына Яхве, Иисуса Христа.
Джерард Ван-Гронинген
Литература: Н. Buis, The Encyclopedia of Christians ty. 4:219-29; W. J. Dumbrell, Covenant and Creation; W.Eichrodt, Theology of the Old Testament, vol. 1; M.J.Kline, The Structure of Biblical Authority; idem. The Treaty of a Great King; D. J. McCarthy, Old Testament Covenant; Т. E. McComiskey, The Covenants of Promise; J.Murray, The Covenant of Grace; O.P.Robertson, The Christ of the Covenants; G. Van Groningen, Messianic Re velation in the Old Testament; G.Vos, Biblical Theology; J. Zinkand, Covenants: Gods Claims.