ЗАПОВЕДЬ, ПОВЕЛЕНИЕ
(COMMAND. COMMANDMENT)
Термин заповедь в Писании (как правило, евр. miswa; греч. entole) относится к приказам или повелениям, отданным высшей властью. Во множественном числе это слово по большей части относится к законам Моисеевым.
Заповеди давались для блага Израиля (Вт. 10:13), поскольку любовь Бога в завете распространялась на тех, кто их соблюдал (Исх. 20:6; Вт. 7:9). Подчинение вело к благополучию, безопасности, присутствию Бога, долгожительству, владению землей, процветанию рода и всевозможным благословениям (Лев. 26:3-13; Вт. 5:29 - 6:2,17-18; 17:18-20; 28:1-14). Непослушание же влекло за собой беды, болезни, поражение, неурожай, плен, проклятия и укоры (Лев. 26:14-20; Вт. 28:15-68; Пс. 118:21). Поскольку Израиль был непослушен, эти угрозы осуществились в истории. Для искупления грехов «по неведению» требовались очистительные (за грех) жертвы (Лев. 4; Чис. 15:22-31).
Люди в состоянии соблюсти Божьи заповеди (Вт. 30:11-14). Авраам по сути соблюдал Божьи «повеления, уставы и законы» (Быт. 26:5) даже до того, как они были открыты через Моисея, — благодаря тому, надо полагать, что жил верой. Благочестивые люди любят и изучают Божьи заповеди, верят в них, потому что в них содержится драгоценный свет истины, делающий человека мудрым (Пс. 18:8-9; 118:47-48, 66, 73, 98, 151). Мудрый относится к Божьим заповедям как к светильнику (Пр. 6:23) и следует им в предвидении неминуемого суда.
Чтущие закон носили в качестве напоминания кисти, символизирующие соблюдение Божьих заповедей (Чис. 15:38-40). В благополучии человек может забыть о заповедях (Вт. 8:11-14), а в бедствиях проверяется его готовность им подчиняться (Вт. 8:2; Суд. 3:4; ср. страдания Иова в Иов 23:12). Даже пророку-чудотворцу не позволялось отвлекать людей от исполнения заповедей (Вт. 13:4).
Надеющиеся на спасение соблюдают Божьи заповеди (Пс. 118:166), поскольку это важно для «праведности» — то есть правильных отношений человека с Богом.
Иисус учил, что все заповеди могут быть сведены к двум, основанным на фундаментальном принципе любви (Мф. 22:36-40; Мк. 12:28-31). Иисус соблюдал заповедь о субботе (Лк. 23:56), подтверждал необходимость соблюдения остальных заповедей (Мф. 5:19; 19:17; Мк. 10:19; Лк. 18:20) и поправлял людей, которые неверно применяли их вследствие сложившихся раввинистических традиций (Мф. 15:3-6; Мк. 7:8-9; 10:5). Все, что делал Иисус, включая Его смерть на кресте и воскресение, происходило по заповеди Его Отца и служило для грядущей вечной жизни (Ин. 10:18; 12:49-50).
Ветхозаветные заповеди не предназначаются непосредственно для христиан. Тем не менее требование соблюдать заповеди остается. Христианское учение, рассматриваемое с точки зрения этики, иногда называют «святой заповедью» или «заповедью Господа и Спасителя» (2 Пет. 2:21; 3:2), а христиан — «соблюдающими (сохраняющими) заповеди Божии» (Отк. 12:17; 14:12), особенно по отношению к заповедям веры во Христа и братской любви (Ин. 13:34; 1 Ин. 2:7-8; 3:23; 4:21; 2 Ин. 1:4-6). И наоборот, тот, кто не выполняет заповеди Божьи, не познал Бога (1 Ин. 2:3-4). Любовь к Богу выражается через соблюдение Его заповедей (1 Ин. 5:2-3). Те, кто соблюдает их, пребывают в Боге, а Он — в них (1 Ин. 3:24), и они получают ответ на свои молитвы (1 Ин. 3:22).
Заповеди, хотя и являются святыми и праведными, однако используются греховной природой человека как путь к духовной смерти (Рим. 7:8-13). Через искупление же Иисуса человечество прощено, и разделение между евреями и неевреями, созданное Ветхим Заветом, исчезает (Еф. 2:15) в первую очередь благодаря отмене обрядовой стороны закона и предоставлению христианам-неевреям силы исполнять закон Христа.
Джо М. Спринкл
См. также: ПОВЕЛЕНИЯ; ЗАКОН; ТРЕБОВАНИЯ; УСТАВ; ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ.
Литература: C.E.Armerding, ISBE, 1:736; R. J.Bauckham, Jude, 2 Peter, D. A. Carson, Matthew, C. P. Craigie, The Book of Deuteronomy.