ЗДАНИЕ, ДОМ

(BUILDING)

От священного места до священного здания. Локализованное присутствие Бога и Божьей славы среди Его народа занимает центральное место в развертывающейся на страницах Ветхого Завета истории. «Священная география» включает в себя Едем (Быт. 2:8), Вефиль (Быт. 28:10-22), Синай (Исх. 3:5-6; 19:18-20; 24:16; 34:5; Вт. 4:12; 5:24; Пс. 67:9; ср. Евр. 12:18-21) и Силом (Суд. 18:31; 1 Цар. 3:21; Пс. 77:60; Иер. 7:12). Божья слава находилась над крышкой ковчега завета (Исх. 25:22), в скинии (Исх. 40:34-38; Чис. 9:15; 2 Цар. 7:5-7, 13), а также в храме Соломона — доме Господнем (3 Цар. 8:10-21; Пс. 25:8; 26:4; 83:2-5; Иез. 10:18) и в Иерусалиме (Пс. 49:1-2; 75:3; 131:13-14; Иез. 48:35). Хотя израильтяне прекрасно понимали, что Бог не может быть ограничен пределами этого мира, а тем более пределами сделанного человеческими руками обиталища (3 Цар. 8:27, 30, 39, 43, 49; 2 Пар. 2:6; 6:18; Ис. 66:1; ср. Пс. 2:4; 10:4; Деян. 7:48-50), им доводилось ощущать присутствие Бога в особых, священных местах. Такие встречи показывали исключительное положение израильтян среди других народов (Исх. 19:4-6; Вт. 8:6-11) и требовали обрядового очищения (Исх. 29:29-30; Чис. 8:5-22; Ис. 52:11; Мал. 3:1-4) и отделения от чужестранцев (Исх. 23:20-33). Израильские пророки предвидят день, когда святилище Бога будет навеки установлено среди народа Божьего (Иез. 37:26-28; 43:1-7; Мих. 4:1-2; Агг. 2:7; Зах. 2; 6:11-15; 8:3, 23; 14:4). В иных контекстах образы восстановления и строительства символизируют возрождение Израиля Богом после плена (Иер. 24:4-7; 31:4, 27-40; 33:7; 42:10; Иез. 36:33-36; Ам. 9:11-15). Эти слова имеют как буквальный смысл (относятся к домам и городам), так и переносный (означая народ и его процветание). Обе эти темы, тема Бога, пребывающего среди Его народа, и тема Бога, устраивающего Свой народ, перешли в Новый Завет в качестве образов, характеризующих сообщество верующих христиан.

От храма Соломона к более великому. В евангелиях, особенно у Луки, неоднократно упоминается служение в храме (Лк. 1:9; 2:27, 46; 19:47; 21:37; 24:53), и Иисус подтверждает неизменную святость храма, являющегося местом обитания Бога (Мф. 23:21; ср. Ин. 2:17). Тем не менее в ходе дальнейших событий Иисус раскрывается как Тот, Кто больше храма (Мф. 12:6); Он призван очистить его (Мк. 11:15-18; ср. Мал. 3:1-3), предвидит разрушение храма (Мф. 24:2; Мк. 13:2; Ин. 4:21) и обвиняется, в частности, в предполагаемых умыслах против храма (Мф. 26:61). Обещание Иисуса выстроить Свою Церковь перекликается с обещанием Бога Израилю в Ветхом Завете (Мф. 16:18; ср. Деян. 15:14-18). По Иоанну, Иисус есть новая скиния (Ин. 1:14) и храм (Ин. 2:19-21) Бога. Хотя ранние христиане продолжали поклоняться в храме (Деян. 2:46; 5:42), оправдательная речь Стефана, перекликающаяся как со словами Иисуса, так и с Ис. 66, выдает изменение взглядов на место пребывания Бога среди Его народа (Деян. 6:14; 7:48-50; ср. Ин. 4:21-24; Евр. 10:19-22).

Внутренние разногласия, внешнее осквернение и национальная рознь. В нескольких местах Павел указывает на Церковь как на эсхатологическое место обитания Бога. Бог не только присутствует среди Своего народа, но и фактически обитает внутри людей. В 1 Кор. 3:9-17 в качестве строгого предупреждения ученикам, пытавшимся разделиться, Церковь описывается как здание (oikodome), стоящее на фундаменте Иисуса Христа, выстроенное Павлом и другими зодчими и ревностно охраняемое Богом от всех, кто может причинить ему вред (1 Кор. 3:13-15, 17). Церковь строится, а Бог будет присматривать за этой работой и оберегать возводимое здание (1 Кор. 3:10; Пс. 126:1) до его окончательного завершения. Однако Церковь уже сейчас в полной мере является местом обитания, храмом Святого Духа (naos theou; 1 Кор. 3:16). Первый из этих образов подчеркивает важность прилежных и ответственных человеческих усилий, а второй — реальность святого присутствия Бога и Его неминуемого суда (ср. 1 Цар. 5:7; 2 Цар. 6:7; 1 Пет. 4:17).

Во 2 Коринфянам Церковь названа храмом Бога живого (naos theou zontos) и противопоставлена миру, коснеющему в беззаконии, мраке, неверии и идолопоклонстве (2 Кор. 6:16 - 7:1). Церковь — обитель Бога, и состоит она из народа Божьего. Призыв к очищению и отделению, взятый из ветхозаветных израильских писаний (Исх. 29:45; Лев. 26:11-12; 2 Цар. 7:14; Ис. 52:11; Иез. 37:26-28), направлен в первую очередь против осквернения языческими религиозными обрядами (ср. 1 Кор. 10:19-22); будучи восстановленным храмом Бога, Божий народ должен жить в святости (2 Кор. 7:1). На соответствующее поведение обращается внимание и в 1 Тим. 3:15, где Церковь является незыблемым и крепким домом Бога (oikos theou).

В ознаменование единства евреев и неевреев и их равенства во Христе в Еф. 2:20-22 Церковь описывается как здание (oikodome), святой храм (naos hagios) и жилище Бога (katoiketerion tou theou). В этом храме благодаря непревзойденной роли Христа как краеугольного камня установлено единство между евреями и неевреями (ср. Пс. 117:22; Ис. 28:16; Мф. 21:42; Деян. 4:11; 1 Пет. 2:7); Христос обеспечивает гармоничность созидания (Еф. 2:21), позволяя апостолам и новозаветным пророкам закладывать прочное основание (Еф. 2:20; ср. Отк. 3:12; 21:14). Символы народа, здания, тела и храма перекликаются, но главный смысл ясен: поскольку со смертью Христа установился мир, то единение со Христом разрушает все преграды между евреями и неевреями.

Дом духовный из живых камней и священство святое. Дом духовный (oikos pneumatikos) в 1 Пет. 2:4-5 с очевидностью подразумевает храм. Христос, некогда отвергнутый человечеством (Пс. 117:22), сделался теперь драгоценным живым камнем в храме Бога (Ис. 28:16), разделил Свою жизнь со всеми, кто пришел к Нему, и объединил их. Но внимание священнописателя сразу переходит от самого здания к делам внутри него; верующие — не только живые камни в храме Божьем: вся Церковь в целом призвана нести священническое служение и приносить духовные жертвы (1 Пет. 2:5, 9; ср. 1 Пет. 4:17; Рим. 12:1).

Небесный дом для народа Божьего. Воскресшее тело верующего можно также назвать его домом. В 2 Кор. 5:1-4 этот дом (oikodome, oikia, oiketerion) задуман и построен Богом, а не человеческими руками (ср. Мк. 14:58; Кол. 2:11) и далеко превосходит наши земные дома — эти хижины, подверженные тлену и разрушению (2 Кор. 4:16; 5:1; ср. 2 Пет. 1:13-14). Небесный дом — не столько храм Святого Духа (ср. 1 Кор. 6:19), сколько пристанище прославленного верующего, преодоление земных бедствий, бренности и наготы промежуточного состояния (2 Кор. 5:3-4). В случае смерти новое жилище заменяет старое (2 Кор. 5:1); а для тех, кто дожил до второго пришествия, старое превращается в новое (2 Кор. 5:2, 4).

Брюс Н. Фиск

См. также: ЦЕРКОВЬ; СКИНИЯ; ХРАМ.

Литература: Е. P. Clowney, Biblical Interpretation and the Church: The Problem of Contextualizution; R. Y.K.Fung, EuQ 53 (1981); 89-107; M.J.Harris, From Grave to Glory: Resurrection in the New Testament; A. T. Lincoln, Paradise Now and Not Yet; R. J. McKelvey, The New Temple: The Church in the New Testament; P. S. Minear, Images of the Church in the New Testament; H. Ridderbos, Paul: An Outline of His Theology, B. Witlierington, Jesus, Paul and the End of the World.