ЗЕМЛЯ ИЗРАИЛЯ
(LAND OF ISRAEL)
Авраамов завет и земля. Бог заключил с Авраамом завет без каких-либо условий, в котором постановил: «Потомству твоему даю Я землю сию, от реки Египетской до великой реки, реки Евфрата» (Быт. 15:18). Время от времени Господь подтверждал Аврааму Свое обетование относительно земли (Быт. 12:7; 13:14-17; 17:8; 24:7). Впоследствии Господь отдал эту землю детям Израиля, и причинами тому были Его верность Своему завету с Авраамом (Вт. 9:4-5), Его любовь к Аврааму (Вт. 4:37) и Его любовь к Израилю (Вт. 7:8).
Моисеев закон и земля. Непосредственно перед тем, как дети Израиля вступили в землю Ханаанскую, Моисей повторил для них закон, как это изложено в Книге Второзаконие. Моисей повелел народу соблюдать закон «в той земле» (Вт. 4:5, 14; 5:31; 6:1; 11:31; 12:1; 17:14; 18:9; 19:1; 21:1;
26:1). Ряд законов в Книге Второзаконие связывается с землей обетованной: закон про год прощения долгов (Вт. 15:1-11), о назначении праведных судей (Вт. 16:18-20), об избрании царя (Вт. 17:14-20), об отвращении к языческим народам (Вт. 18:9-14), о городах убежища (Вт. 19:1-13), о ненарушимости межи (Вт. 19:14), о неизвестном убийце (Вт. 21:1-9), о погребении повешенного на дереве (Вт. 21:22-23), о разводе (Вт. 24:1-4), о правильности мер и весов (Вт. 25:13-16).
Границы земли. Авраам, поверив Богу, покинул Ур Халдейский, чтобы идти «в землю, которую Я (Бог — Г.Ф.) укажу тебе». Когда Авраам дошел до Сихема, Господь явился ему и сказал: «Потомству твоему отдам Я землю сию» (Быт. 12:7). Однако границы этой земли не были указаны. Только после того как Господь заключил завет с Авраамом, Он дал общее описание пределов этой земли. Он сказал: «Потомству твоему даю Я землю сию, от реки Египетской до великой реки, реки Евфрата» (Быт. 15:18).
Подробное описание границ было сделано для детей Израиля, когда они готовились вступить в землю обетованную после четырехсот лет египетского рабства. В Чис. 34:1-5 указана южная граница земли Ханаанской. Общее направление южной границы — от Мертвого моря через пустыню Син до Кадес-Варни. Затем она поворачивает на север к Вади Египетскому {синод, «поток Египетский»} и Средиземному морю. Аналогичное описание приводится в Книге Иисуса Навина. Единственный связанный с этим текстом вопрос — отождествление «потока Египетского». Предполагается, что это река Нил или один из ее рукавов. Большинство библейских атласов относят его к Вади-эль-Ариш. Не так давно Н.Нааман из Университета Тель-Авива предположил, что «поток Египетский» — это Нааль Басор, что сразу на юг от Газы. Территория на юг от пустыни Син (сегодня называемой «нагорье Центральный Негев») принадлежала Едому. Аравва и горы к востоку от Араввы тоже были территорией Едома. Также и Эйлат {синод. Елаф}, морской порт на Красном море, принадлежал Едому (3 Цар. 9:26).
Западной границей земли Израиля является «великое море», то есть Средиземное море (Чис. 34:6).
Северная граница идет от «великого» (Средиземного) моря к горе Ор и продолжается к Емафу; затем, с выступами к Цедаду, поворачивает к Цифрону и доходит до Гацар-Енана (Чис. 34:7-9).
Восточная граница указана от Гацар-Енана до Шефама, а от Шефама она отклоняется на юг к Рибле с восточной стороны Айна; двигаясь далее на юг вдоль восточного побережья моря Киннереф, она затем идет на юг вдоль Иордана до Соленого (Мертвого) моря (Чис. 34:10-12; Вт. 3:17).
Иезекииль дает сходное описание пределов земли Израильской, используя географическую терминологию своей эпохи (Иез. 47:15-20; 48:1, 28).
Сыны Рувимовы и Гадовы и половина колена Манассии обосновались на восток от реки Иордан (Чис. 32:1-5; 34:13-15). Моисей и Иисус Навин дали им этот удел, хотя он не был частью земли обетованной (Вт. 3:12-17, 20; Нав. 12:6; 13:8-33; 22:4, 19, 27). Важно отметить, что эти земли были даны им Моисеем, а не Господом. Причина, по которой эти колена получили такие уделы, заключалась в том, что после победы израильтян над Сигоном, царем Аморрейским, и Огом, царем Васанским (Чис. 32:29, 33), данная территория стала бесхозной. Однако земля Васана (ныне Голанские высоты) была частично заселена другой половиной колена Манассии и принадлежала к земле обетованной.
Три города убежища — Кедес в Галилее, Сихем и Кириаф-Арбы (он же Хеврон) — были выделены «среди земли» (Вт. 19:1-3), однако было и еще три таких города, причем два из них располагались за пределами земли обетованной на расширенной территории (Нав. 20:1-9). Бецер и Рамоф Галаадский находились в Заиорданье, а Голан — в Васане.
Описание земли. В Библии земля Израиля не менее девятнадцати раз названа землей, в которой «течет молоко и мед» (Лев. 26:3-12; Чис. 13:24, 28; 14:7; 24:6; Вт. 6:3; 11:9; 26:9, 15; 27:3; 28:2-7, 11-12; 31:20). Данная метафора, скорее всего, относится к земле, покрытой пышной растительностью, плодородной и урожайной. Однако такое толкование можно счесть и недостоверным, если вспомнить, что Исайя, например, употребляет словосочетание «молоко и мед» при описании разорения земли, захваченной ассирийцами (Ис. 7:21-25). Кажущийся парадокс разрешается, если мы будем учитывать умонастроения аудитории, которой эти тексты адресовались.
Мысль об изобилии и плодородии частично верна. Когда Бог описывает Моисею землю Ханаанскую, неоднократно встречается выражение «молоко и мед», которое подразумевает щедрость этой земли (Исх. 3:8, 17; 13:5; 33:3; Лев. 20:24). Когда из земли Ханаанской вернулись двенадцать соглядатаев, они рассказали о своем походе и назвали эту землю «землей, в которой течет молоко и мед» (Чис. 13:27; 14:8). Соглядатаи увидели, что на этой земле с тучными пастбищами коровы и козы дают больше молока. Таким образом, земля, изобилующая растительностью, может быть охарактеризована как земля, где «течет молоко». Пчеловодства библейская эпоха не знала, и потому мед ассоциировался с невозделанными землями и дикой природой. Это хорошо иллюстрирует эпизод, когда Саул во время войны с филистимлянами заклял весь народ не есть до вечера (1 Цар. 14:25-26).
Когда Израиль вступил в землю Ханаанскую, эта гористая местность была необитаема и покрыта дикими лесами и зарослями. Иисус Навин предлагал сынам Иосифа пойти в леса и расчистить себе место. Освоив лесистые склоны, очистив их от деревьев, устроив на склонах мелиоративные террасы и засадив их плодовыми культурами, израильтяне перешли от скотоводческого хозяйства к земледелию.
Не вся земля была необитаемой и невозделанной. Хананеи жили в долинах и обрабатывали там землю (Нав. 17:16). Двенадцать соглядатаев, вернувшись из своего рейда по земле Ханаанской, принесли с собой плоды летнего урожая — виноград, гранаты и смоквы — из окультуренной долины Есхол (Чис. 13:24).
Предназначение земли. Почему же эта земля называлась землей обетованной? В конце концов, жизнь в Египте была легче (не считая, конечно, притеснений со стороны фараона). Каждый год берега реки Нил покрывались плодородными наносами. Были у земледельцев и постоянные источники воды для орошения полей. Непосредственно перед тем, как дети Израиля вступили в землю обетованную, Моисей сравнивал Ханаан с Египтом. Он сказал: «Ибо земля, в которую ты идешь, чтоб овладеть ею, не такова, как земля Египетская, из которой вышли вы, где ты, посеяв семя твое, поливал ее при помощи ног твоих, как масличный сад. Но земля, в которую вы переходите, чтоб овладеть ею, есть земля с горами и долинами, и от дождя небесного напояется водою» (Вт. 11:10-11). Израильскому земледельцу, живущему в земле обетованной, приходилось пахать после того, как ранние осенние дожди обнажали твердую почву, а в зимние месяцы ему грозила засуха. Если дождей не было, его ждал и неурожай и голод.
Монсон считает, что предназначением этой земли было создать условия для испытания на верность Богу! Господь хотел убедиться, будет ли Его народ, искупленный благодаря Его несравненной благодати и непревзойденному могуществу от египетского рабства и проведенный через пустыню в землю обетованную, поклоняться Ему и только Ему. Общий дух еврейского Писания, по-видимому, указывает, что сыны Израиля должны были составлять земледельческое сообщество, зависящее в своей жизни от Господа. Им не было назначено стать государством международных купцов и торговцев, как филистимляне.
После сравнения Ханаана с Египтом Моисей далее называет эту землю землей, о которой Бог печется. Тем не менее народу напоминается, что он должен неукоснительно следовать заповедям Божиим и любить Господа своего (Вт. 11:12-15). Способом проявить свою веру для живущего в земле обетованной благочестивого израильтянина было послушание Закону. Также Моисей предостерегает израильтян, увещевая их не совращаться на служение иным богам и поклонение им.
Ограниченность земли Израиля иллюстрирует важный принцип для жизни по вере. Израильтяне должны были жить в тех пределах, которые установил для них Бог, а не стремиться вступать в торговлю с иноземцами и осуществлять политику экспансии, выходя за эти пределы. Южные пределы Израиля ограничивала пустыня Син, не доходя до Эйлата {порт в Акабском заливе Красного моря, отождествляется с Елафом и Ецион-Гавером}. На протяжении израильской истории три царя расширяли свои владения до Эйлата и Красного моря: Соломон, Иосафат и Озия. Они стремились приобщиться к прибыльной торговле пряностями и золотом из Офира, которая шла через этот порт. Это прибавило бы им богатства и тем самым привело бы к нарушению заповеди, установленной Богом для каждого царя: «и чтобы серебра и золота не умножал себе чрезмерно» (Вт. 17:17). Жизнь Озии, описанная в 2 Пар. 26, может служить иллюстрацией этого принципа.
Гордон Франц
См. также: ИЗРАИЛЬ.
Литература: Y.Almroni, The Land of the Bible; W, Brueggeman, The Land; N.Hareuveni, Nature in Our Biblical Heritage; P.Miller, INT 23 (1964): 451-65; J.Monson, Geographical Basics in the Land of the Bible; N. Naaman, Tel Aviv 6/1-2 (1979): 68-90; 7/1-2 (1970): 95-109; H.Orlinsky, Eretz Israel 18:43-55; A.Rainey, Tel Aviv 9/2 (1982): 130-36; G.von Rad, The Problem of the Hexateuch.