ЗНАНИЕ, ПОЗНАНИЕ, ВЕДЕНИЕ

(KNOW, KNOWLEDGE)

Ветхий Завет. Еврейский корень yada переводимый как «знание/познание», встречается в еврейской Библии почти девятьсот пятьдесят раз. Он имеет более широкий смысл, чем слово познание, охватывая такие значения, как восприятие, обучение, понимание, готовность, умение и опытность. t-Знать» — значит не столько быть рассудочно сведущим в некоторых абстрактных принципах,сколько разбираться в реальности и быть в ней искушенным. «Знание» — не обладание информацией, а скорее, ее применение или актуализация.

Таким образом, «познать Бога» в библейском смысле означает не ведать о Нем в абстрактной и безличной манере, а скорее, проникнуться Его спасительными деяниями (Мих. 6:5). Знать Бога означает не сражаться философски с Его вечной сущностью, но признать и принять Его требования. Это не мистическое созерцание, а неукоснительное подчинение.

Про Иосию, производящего суд и правду, говорится, что он знал Бога (Иер. 22:15-16). Истинное познание Бога подразумевает выполнение установлений Божиего завета. Оно выражается в жизни, согласной с волей Божьей. Противоположностью к знанию является не невежество, а беззаконие (Иер. 22:11-14).

«Знать» или «узнать» может означать также: услышать о потере своих детей (Ис. 47:8), изведать скорби (Ис. 53:3), осознать вину (Иер. 3:13), разбираться в обстоятельствах (Ек. 8:5), испытать обращение в веру (Иер. 16:19-21) или суд Божий (Иез. 25:14).

Слово знание отражает многообразие умений и профессий, таких как звероловство (Быт. 25:27), мореплавание (3 Цар. 9:27), игра на гуслях (1 Цар. 16:16), ремесло плакальщицы (Ам. 5:16) и умение читать (Ис. 29:11). Оно также используется для указания на способность различать добро и зло (Быт. 3:5; Ис. 7:15), левую и правую руку (Иона 4:11), мудрость и глупость (Ек. 2:19), «хорошее» и «худое» (2 Цар. 19:35 {синод, «хорошее» и «худое»}), жизнь и смерть (2 Цар. 12:22).

Слово познать используется как эвфемизм для половых отношений: Адам «познал» свою жену Еву, и она зачала (Быт. 4:1). Женщины, «познавшие» мужа, больше не являются девственницами (Чис. 31:17, 35). В дни своего заката Давид держал привлекательную прислужницу, которая ухаживала за ним, но не вступала в половые отношения (3 Цар. 1:4). Даже сексуальные извращения, такие как содомия (Быт. 19:5; Суд. 19:22) и изнасилование (Суд. 19:25), обозначаются словом познать.

Слово знать употребляется также для указания на знакомство с человеком. Иаков спрашивает пастухов из Харрана: «Знаете ли вы Лавана?» (Быт. 29:5). Причастные формы пуаль этого еврейского слова могут обозначать близких друзей (Иов 19:14; Пс. 54:14 {синод, «друг»}), соседей (Пс. 30:12), товарищей (Пс. 87:9, 19) и родственников (Руфь 2:1 {синод, «родственник по мужу»}).

Когда речь идет о взаимоотношениях между Богом и человеком тоже используется этот термин. Господь знает Моисея очень хорошо — «по имени» (Исх. 33:11, 12, 17). Моисей стремится ответно познать Бога (Исх. 33:13). Псалмопевец восхищается проникновенным знанием Бога (Пс. 138:6) о его личной жизни, его ежедневных делах (Пс. 138:1-2), даже о его невысказанных и несформировавшихся мыслях (Пс. 138:4).

Факт Божьего ведения о ком-то зачастую указывает на богоизбранность. Бог знал Иеремию еще до его рождения и предопределил ему быть пророком (Иер. 1:5). Бог избрал Авраама, чтобы от него произошел великий народ (Быт. 18:18-19). Утверждение в Ам. 3:2 — «Только вас (Израиль — К.Ш.) признал Я из всех племен земли» — указывает на богоизбранность Израиля. А «путь праведных» Господь знает, одобряет и поощряет (Пс. 1:6).

Слово знать употребляется также как политический термин. Он имеет значение «признать». Так, поскольку новый царь Египта не знает Иосифа (Исх. 1:8), он не признает соглашение, которое было заключено между прежним фараоном и Иосифом, когда семейство последнего переселилось в Египет. Хотя и вол, и осел знают владельца своего, Израиль не знает своего Господа (Ис. 1:3). Здесь речь идет не просто об инстинктах, а явно подразумевается верность завету, так как призываются свидетели завета (Ис. 1:2). Моисей требует, чтобы те, кто стоял у горы Синай и заключил завет с Господом, признали этот договор и жили в соответствии с ним (Вт. 11:1-25).

Новый Завет. Греческие слова, обычно переводимые как «знать, знание», — это oida и gindskd. Эти слова могут передавать различные оттенки смысла слова знать. На их употребление повлияло еврейское слово yada‹; это влияние пришло через Септуагинту, но здесь также нашли свое отражение процессы адаптации, необходимой для языческого мира, который не ведал о существовании Бога.

В Новом Завете подчеркивается, что знание Бога — это не просто умственная осведомленность, но вера и принятие Христа. Именно Христос дает людям возможность познать Бога (Ин. 1:18). Знать Христа означает знать Бога (Ин. 14:7). Жизнь вечная означает знание истинного Бога и Иисуса Христа (Ин. 17:3). Павел стремится познать Христа в Его смерти и воскресении (Флп. 3:10). Нетвердое знание евреями Иисуса в качестве Господа и Мессии (Деян. 2:36) привело к Его отвержению и распятию (1 Кор. 2:8).

Знать Христа означает знать истину (Ин. 8:32). Хотя это знание личностное, оно также содержит когнитивные аспекты. Познание истины (1 Тим. 2:4; 2 Тим. 2:25; 3:7; Тит. 1:1) — это одновременно просвещение и восприятие гносеологических аспектов веры.

Павел несколько раз употребляет риторический вопрос «разве не знаете?» в 1 Коринфянам (3:16; 5:6; 6:2,3,9,15; 9:13,24). Это может быть обращением к общему, генерализованному знанию либо ссылкой на учение, которое проповедует апостол.

Высказываний о Божием всеведении в Новом Завете несколько меньше, нежели в Ветхом. Бог знает сердца людей (Лк. 16:15). Он знает о нуждах Своих детей, таких как нужда в одежде и пище (Мф. 6:32). Он даже предугадывает наши прошения (Мф. 6:8). В сущности, Он знает все (1 Ин. 3:20).

Иисус по-особому знает Бога (Ин. 8:55 — здесь познание и послушание тождественны). Он знает тайные помышления тех, кто искушает Его вопросами (Лк. 11:17). Он также восприимчив к тому, что в людях. Его проникновенное знание нигде не засвидетельствовано с большей полнотой, нежели в четвертом Евангелии (Ин. 2:25; 5:42; 6:64; 10:14; 13:1, 11; 18:4; 19:28).

В Новом Завете признается ограниченность человеческого знания. Мир знает Бога не благодаря собственной мудрости, а скорее, благодаря Божиему почину (Гал. 4:8-9). Люди смогли познать Бога лишь благодаря Его проповеди (1 Кор. 1:20-25). Духовная проницательность не достигается мирской рассудочностью (1 Тим. 6:20). Откровение Бога через Христа сделало Его познание возможным. Но это познание в лучшем случае частичное. Совершенство знания придет лишь в грядущем веке (1 Кор. 13:12).

Карл Шульц

См. также: ИЗБРАНИЕ; БОГ; ПОЗНАНИЕ БОГА.

Литература: R. Bultnmnn, TDNT, 1:689-719; P.R.Gilchrist, TWOT, 1:366-67; С.F.H.Henry and R.K.Harrison, ISBE, 3:48-50; A.Richardson, A Theological Word Book of the Bible, pp. 121-22; H.Ringgren, TDOT, 6:448-81.