ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО

(GOLDEN RULE)

Ветхий Завет. Выражение «золотое правило» в Писании не встречается, но именно так обычно называют принцип, высказанный Иисусом в Мф. 7:12 и Лк. 6:31: «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними». С точки зрения Ветхого Завета, здесь существенны два обстоятельства. Во-первых, Мф. 7:12 как бы суммирует поучения закона и пророков: «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними; ибо в этом закон и пророки». Во-вторых, хотя «золотое правило» относится к взаимоотношениям людей между собой, содержание его является по сути своей богословским. Иными словами, сам характер Бога предопределяет, как мы должны относиться друг к другу (Мф. 5:45; Лк. 6:35-36).

Мф. 22:37-40 может служить своего рода «герменевтическим звеном», связующим «золотое правило» с содержанием Ветхого Завета. Дело в том, что здесь обнаруживаются оба упомянутых аспекта — суммарное выражение закона и теоцентрическая природа «золотого правила». На вопрос, что есть наибольшая заповедь, Иисус отвечал, что весь закон и пророки зиждутся на заповедях всепоглощающей любви к Богу и любви к ближнему, как к самому себе (ср. также Мк. 12:30-33; Лк. 10:25-28). Итак, приверженность молитве Шма (Вт. 6:4, 5) и соблюдение наказа любить своего ближнего (Лев. 19:18) отражают суть «золотого правила». Ближайший контекст стиха Лев. 19:18 охватывает лишь участников завета. Заповеди не враждовать и быть беспристрастным в суде относятся к «брату» (Лев. 19:17). С точки зрения евреев, выражения «соучастник завета», «брат» и «ближний» были синонимами. Однако в пределах той же главы указание любить ближнего своего как самого себя подразумевает и тех, кто не участвует в завете. Лев. 19:34 требует, чтобы «пришлеца» не обижали, а обращались с ним так же, как с коренным жителем Израиля. Итак, евреи должны любить и не состоящих в завете так же, как самих себя. Это и есть «золотое правило», хотя и в зачаточном виде.

Подобные мотивы встречаются во всем Ветхом Завете. В Книге Исход это тема о том, что израильтяне удостоены милостей в завете с Богом не по причине своей праведности, а потому что они чужие в Египте. Бог любит пришельцев, сирот и вдов (Вт. 9:5-6; 10:18), и израильтяне тоже должны любить пришельцев (Вт. 10:19). Обедневшим пришельцам следует оказывать помощь, так чтобы они могли остаться в стране (Лев. 25:35; Вт. 15:7-8). Даже скот врага своего надлежит не оставлять без заботы и спасать от опасности (Исх. 23:4-5). Правосудие должно отмеряться равно беспристрастно и для израильтянина, и для пришельца. Здесь не может быть различия лиц (Вт. 1:15-17). Сходным образом, этот часто встречающийся ветхозаветный мотив представлен в Исх. 34:6. Любовь, милость и благодать Бога значительно превосходят Его стремление наказывать нечестивых (ср. также Исх. 20:6). Классический пример любви Бога к чужеземцам можно обнаружить в Книге Ионы. Иона переживает из-за необычайной благодати и любви, проявленных к безбожным ниневитянам (Иона 4:2). Неослабевающая любовь Бога видна и во всей Книге Осии.

Благоволение Бога к Израилю выступает образцом Его доброжелательности по отношению ко всему человечеству. Божье человеколюбие проявляется в Его любви к пришельцам среди Израиля, к языческим народам, таким как ниневитяне, и к грешникам или грешницам, таким как Гомерь у Осии (Ос. 1:3).

И все-таки Ветхий Завет изобилует призывами возненавидеть творящих беззаконие. Ииуй вопрошает: «Следовало ли тебе помогать нечестивцу и любить ненавидящих Господа? За это на тебя гнев от лица Господня» (2 Пар. 19:2; ср. также Пс. 5:6; 25:5; 118:113-115; 138:19-22). Рабби спорили, можно ли «ближнего» воспринимать как «врага». Итак, вопрос «кто есть мой ближний?» горячо обсуждался во времена Иисуса.

Новый Завет. Важно отметить, что и у Матфея, и у Луки широким контекстом для «золотого правила» является Нагорная проповедь (Мф. 5 - 7) или, в случае Луки, проповедь на «ровном месте» (Лк. 6:17, 20-49). И мы можем утверждать, что «золотое правило», суммарное выражение закона и пророков, является также и суммарным выражением этой проповеди Иисуса. Эти места не оставляют места стародавней неопределенности, связанной с понятием ближний. У Матфея говорится, что Отец дает благие дары тем, кто «злы» (Мф. 7:7-11). Лука обобщает данный принцип, объединяя «золотое правило» с любовью к врагам, благословением проклинающих, наказом подставлять другую щеку и благосклонностью к должникам, не возвращающим взятое (ср. также Мф. 5:38-48). И на животрепещущий вопрос «Кто мой ближний?» Иисус отвечает притчей о милосердном самарянине (Лк. 10:25-36).

В этих местах можно выявить ряд важных принципов.

Характер Бога служит образцом для межличностных взаимоотношений. «Всевышний» совершенен, Он добр и милосерден к неблагодарным и злым (Мф. 5:48; Лк. 6:35-36).

Поскольку нормы поведения определяются благосклонным сердцем Бога, нравственное состояние или злые дела ближнего не имеют значения (Мф. 5:44).

Мстительность и возмездие запрещены (Мф. 5:38-41; Лк. 6:27-29).

Таким образом, в «золотом правиле» раскрывается, что Бог склонен ничем не обуславливать Свое благоволение к каждому человеку. Чтобы быть совершенными, как совершен Он, чтобы быть «сынами Всевышнего», мы должны воспринять чистейший альтруизм и непоколебимую беспристрастность Отца, взыскующего для Своих созданий только блага.

Уильям А. Симмонс Литература: W. D. Davies and D. С. Allison, The Gos pel According to Saint Matthew, vol. 1; J. D. M. Derrett, NTS 11 (1964-65): 22-37; N.Geldenhuys, Commentary on the Gospel of Luke; R.K.Harrison, Leviticus; I.H.Marshall, Commentary on Luke; R.H.Mounce, Matthew; M.Noth, Leviticus; O.J.F.Seitz, NTS 16 (1969): 39-54; G.J. Wenham, The Book of Leviticus.