ИЗБАВЛЕНИЕ, ПЕРЕДАЧА В ДРУГИЕ РУКИ
(DELIVER)
Ветхий Завет. Данное понятие (deliver) используется в Ветхом Завете в двух значениях. Первое из них не имеет богословского смысла и сводится к передаче в чье-либо распоряжение или собственность. Еврейское слово natan встречается в Ветхом Завете в таком значении свыше тысячи двухсот раз. Иногда речь идет о передаче кому-либо вещей, например книг (2 Пар. 34:15), денег (4 Цар. 12:15), коней (4 Цар. 18:23) или одеяния (Есф. 6:9). Более часто это слово означает передачу людей в чьи-то руки, обычно в руки врагов: «Господь, по ненависти к нам, вывел нас из земли Египетской, чтоб отдать нас в руки Аморреев и истребить нас» (Вт. 1:27).
Во втором, богословском значении подразумеваются деяния Бога, спасающего Свой народ от опасности. Ключевые термины здесь — nasal («вытащить», «выхватить»), palat («избавить»), malat («послать избавление»), halas («извлечь») и yasa‹ («спасти»), и все они лежат внутри смыслового поля, связанного с искупительными деяниями Бога по отношению к Его народу. При таком словоупотреблении акцент делается на «извлечении» Богом тех, кто находится в опасном или бедственном положении.
В Ветхом Завете Бог почти всегда избавляет от мирских опасностей. Он спасает Своих праведников от врагов (1 Цар. 17:37; 4 Цар. 20:6) и от руки беззаконных (Пс. 7:2; 16:13; 17:16-19; 58:2; 68:15; 70:4). Он спасает их от голода (Пс. 32:19), от смерти и могилы (Пс. 21:20-22; 55:14), от ада (Пс. 85:13) и от смерти (Ос. 13:14). Самый примечательный случай избавления, исход из Египта (Исх. 3:8; 6:6; 18:10), представляет собой решительное изъявление Божьей воли освободить Израиль. Обетование, что Бог освободит Свой народ от греха и от наказания за него, хотя упоминается и нечасто, но завершает изображение Бога в качестве избавителя человечества от всех страхов (Пс. 38:9; 39:12-14; 50:14; 78:9).
Тот факт, что Бог действительно спасает, является доводом в споре с языческими властителями, которые ставят под сомнение Его способность помочь Своим праведникам. Навуходоносор (Дан. 3:15, 28), фараон (Исх. 5:2) и Сеннахирим (2 Пар. 32:10-15) всячески поносили израильтян, веривших, что Бог избавит их. Последующие случаи Божьего избавления служили доказательством способности Бога спасти Своих праведников от самых могущественных сил мира сего.
Хотя Бог является могущественным избавителем, в распоряжении людей нет специальных приемов и способов, чтобы вызвать Его вмешательство. Все акты избавления осуществляются единственно по Его почину и выражают Его милосердие и любовь (Пс. 50:3; 70:2; 85:13). Поэтому беззаконников спасти некому (Пс. 49:22). Божье избавление предназначено только для Его народа, для тех, кто верует и боится Его: «С милостивым Ты поступаешь милостиво... с чистым — чисто... Ты людей угнетенных спасаешь, а очи надменные унижаешь» (Пс. 17:15, 27). Нередко страх людей перед Богом и их веру в Него рассматривают как составную часть избавления (Пс. 21:5; 32:18-19; 33:7; Иез. 14:20). Их праведность спасает их (Пр. 11:6; Иез. 14:14, 20), но если они погрязнут в грехе и непокорстве,
Бог может предать их в руки их врагов (3 Цар. 8:46; Иер. 20:5; Иез. 11:8-9).
Новый Завет. Как и в Ветхом Завете, в Новом Завете мы также обнаруживаем оба значения («передать» и «избавить»). Греческое слово paradidomai («передать») используется, когда в чье-либо распоряжение передают людей (Мф. 5:25; 18:34; 20:19) или собственность (Мф. 25:14). Иисус употребляет это слово в пророчестве о Своей смерти от рук первосвященников и язычников (Мф. 20:18; Мк. 10:33; Лк. 9:44). Традиции и идеи также «передаются» другим (Мк. 7:13; Деян. 6:14; Рим. 6:17; 1 Кор. 11:2) в том смысле, что получившие их смогут ими пользоваться как ценным приобретением.
Второе значение усматривается в использовании слов rhuomai («вызволить») и exaireo («изъять»), которые в Новом Завете чаще всего выражают идею избавления от опасности или несчастья. Бог всегда выступает в качестве субъекта, а Его народ — в качестве объекта такого избавления. Избавление от мирских напастей, которое доминировало в Ветхом Завете, в Новом становится лишь фоном. Тем не менее исторические рассказы Ветхого Завета служат доказательством того, что Бог — великий избавитель. Например, перечислив примеры, когда Бог принес избавление, Петр заключает: «Знает Господь, как избавлять благочестивых от искушения, а беззаконников соблюдать ко дню суда, для наказания» (2 Пет. 2:9). Бог по-прежнему избавляет Своих праведников от смертельных опасностей (2 Кор. 1:10; 2 Тим. 4:17) и от злых людей (Деян. 12:11; 2 Фес. 3:2).
Доминирующей идеей в Новом Завете является Божье избавление людей от самых больших из грозящих им опасностей — греха, зла, смерти и суда. Такое словоупотребление, имеющее более явный богословский смысл, тесно связано с библейскими терминами, означающими спасение и искупление. Верующие должны молиться об избавлении от опасностей того зла, которое преобладает в мире сем (Мф. 6:13; Лк. 11:4). Силой Божьей верующие избавляются от «настоящего лукавого века» (Гал. 1:4) и от власти правящего сатаны (Кол. 1:13).
Злые побуждения, охватывающие человеческое сердце, вынуждают Павла стенать об избавлении: «Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?» (Рим. 7:24). И он же отвечает: «Иисус Христос,
Господь наш» (Рим. 7:25). Ответом на все мольбы об избавлении служит личность и служение Иисуса Христа. Он был предан на смерть ради нас (Рим. 4:25), чтобы избавить нас от всего, что угрожает нам в этой жизни и в жизни грядущей.
Окончательное избавление, ждущее человечество в день последнего суда, — избавление от грядущего гнева Божьего. И тогда снова народ Божий будет уповать на «Избавителя» (Рим. 11:26), Который вмешается и спасет от ужасной участи, уготованной для нечестивых, — на «Иисуса, избавляющего нас от грядущего гнева» (1 Фес. 1:10).
Уильям Э. Браун
См. также: СПАСЕНИЕ.
Литература: J.Schneider and C.Brown, NIDNTT, 3:200-205.