ИЗБРАНИЕ, ИЗБРАННОСТЬ

(ELECT, ELECTION)

Слово избрание означает, в сущности, «выбор». Оно подразумевает дифференциацию людей, средств, целей и объектов, предусматривающую выделение одного из них по сравнению с остальными, хотя при этом не обязательна негативная оценка этих остальных. При избрании задействована также воля, помогающая принять решение, и выражается предпочтение, — тем самым пытаются достичь желаемого. В таком предпочтении нередко присутствует идея благоволения и благословения. После того как Иудея из-за своих грехов была порабощена в 586 г. до P. X., пророк Захария объявил о прощении, сказав, что Бог снова «изберет Иерусалим» (проявит к нему благоволение) и что ему дано указание: «Еще провозгласи и скажи: так говорит Господь Саваоф: снова переполнятся города Мои добром, и утешит Господь Сион, и снова изберет Иерусалим» (Зах. 1:17; 2:12).

В Писании слово избрать используется и по отношению к Богу, и по отношению к человеку. В последнем случае оно охватывает все принимаемые людьми решения. Мы избираем себе мужей или жен (Быт. 6:2), товарищей в трудах (Деян. 15:40), место, где жить (Быт. 13:11), и образ жизни, дурной или хороший (1 Пет. 4:3). Иногда лежащий перед нами выбор имеет крайние по своему значению последствия. Мы можем избирать жизнь или смерть (Вт. 30:19; 4 Цар. 18:32); мы можем избрать, служить ли нам Богу или не служить (Нав. 24:15). Наш выбор, по-видимому, соответствует тому, что мы есть. Доброе дерево приносит добрый плод, нечистый источник дает нечистую воду, и свинья возвращается, чтобы вываляться в грязи.

Бог также делает выбор, и в подавляющем большинстве случаев слово избрать означает в Писании выбор, сделанный Богом, а не людьми. В самом деле, мы нередко не знаем, что нам избрать (Флп. 1:22), и нередко наш выбор неверен и нуждается в Божьем исправлении. Давид избрал для себя строительство храма Божьего, но Бог сказал ему: «Соломон, сын твой, построит дом Мой и дворы Мои, потому что Я избрал его Себе в сына» (1 Пар. 28:6). В идеале люди должны избирать лишь правильное и угодное Богу (Ис. 56:4). Если мы будем согласовывать наш выбор с выбором Бога (присоединять нашу волю к Его воле), мы получим всю полноту Божьего благословения.

Поскольку обычно человеческий выбор определяется тем, что представляет собою человек, нет нужды доказывать, что выбор Бога делается в соответствии с тем, что представляет Собой Бог. Выбор Бога и Его решения полностью соответствуют Его вечной мудрости, доброте, справедливости, праведности и любви. Ничто из того, что решает совершить Бог, не может быть ни подлым, ни мстительным, ни неправильным. Бог не может действовать иначе, чем в соответствии со Своей вечной божественной природой. По этой причине люди могут полагаться на Бога во всем, что правильно, и наше высшее благо — избирать для себя волю Божью. Это не означает, что мы всегда будем понимать Божьи пути и сделанный Им выбор. Зачастую это не так. Бывают времена, когда пути Божьи решительно расходятся с нашими путями и Его замыслы нам недоступны. Когда Аввакум столкнулся с греховностью своего народа, он в мольбе просил Бога ответить, почему Он принял решение не вмешиваться: «Доколе, Господи, я буду взывать?.. Для чего даешь мне видеть злодейство и смотреть на бедствия?» (Авв. 1:2-3) — таков был его вопрос. Однако ответ обескураживал больше, чем сама проблема. Бог избрал вавилонян в качестве Своего орудия для наказания греховной Иудеи (Авв. 1:12-13). Господь определил, что на Иудею должен обрушиться суд, но Он также определил, что Вавилон понесет ответственность за свои грехи и что в конце «земля наполнится познанием славы Господа, как воды наполняют море» (Авв. 2:13-14). Бог восторжествует, и Аввакум должен жить верой в Бога, потому что Божий выбор, каким бы необъяснимым он ни казался, в конце концов окажется самым лучшим (Авв. 2:4; 3:19).

Выбор Бога не только возникает внутри Его вечного существа и соответствует тому, что Он Собой представляет, но и основан на Его божественно избранном замысле. Это делает его целенаправленным, а не произвольным. Это не есть случайный набор действий или решений, лишенных внутреннего согласования. Напротив, в гармонии с вечным замыслом, основанным на Божьей доброте, благодати и любви, Он вплетает Свою волю в ткань истории падшего человечества и в ней торжествует (Еф. 1:9-12). И опять же, мы не всегда способны разглядеть конечные цели этого замысла, но мы можем жить с уверенностью, что он действенен в нашей жизни и что он довлеет над вторичными планами и намерениями, вне зависимости от того, насколько насущными и всеобъемлющими они могут выглядеть в данный момент. Окончательное объяснение ждет назначенного срока; оно непременно сбудется и не обманет (Авв. 2:2-3).

Божье избрание ангелов. В Писании только один раз упомянуто об избранности ангелов (1 Тим. 5:21). В этом месте Павел заклинает Тимофея «пред Богом и Господом Иисусом Христом и избранными Ангелами» жить благочестивой жизнью. Здесь об ангелах говорится как об избранных — по всей вероятности, ввиду их испытанной добродетельности и совершенства. Подобно тому как Бог и Иисус Христос неизменно добры, добры и эти ангелы Божьи, и мы можем жить рядом с проявлением всех видов окончательной добродетели, имея перед собой такую точку отсчета.

Божье избрание Израиля. И в Ветхом, и в Новом Завете говорится об избрании Израиля по благодати. Это ясно изложено, например, в словах «тебя избрал Господь, Бог твой, чтобы ты был собственным Его народом из всех народов, которые на земле» (Вт. 7:6). Есть в этом какая-то неизъяснимая тайна. Израиль был избран не потому, что он был лучше, вернее, многочисленней или послушней всех остальных народов. Единственной указанной причиной избрания Израиля является любовь Бога: «так как Он возлюбил отцов твоих, и избрал вас, потомство их после них: то и вывел тебя Сам великою силою Своею из Египта» (Вт. 4:37). Избранность Израиля определяла содержание завета, который Бог заключил со Своим народом. Принимая условия завета, который свидетельствовал об избранности Израиля, Божий народ получил привилегию вступить в личные взаимоотношения с Богом. Но вместе с этим появилась и тяжкая ответственность. Израильтяне должны были слушаться Бога и безоговорочно выполнять Его повеления. В случае отказа следовать воле Бога они испытали бы на себе тяжесть Божьего суда в такой же мере, как испытали они Его благодать и благословения. «Только вас признал Я из всех племен земли, потому и взыщу с вас за все беззакония ваши» (Ам. 3:2). Однако апостол Павел полагал Божьи дары и Божье призвание необратимыми (Рим. 11:29) и считал, что непослушание Израиля не уничтожило призвания, но открыло путь к призванности для всех желающих. В этом, согласно Павлу, может заключаться высшая тайна: падение одного человека (Адама) означало искупление для многих, а греховность одного народа(Израиля)означала приглашение для всех остальных народов. Благодать Бога так велика и неисчерпаема, что она сметает любые ограничения завета с помощью самих этих ограничений (избрания).

Божье избрание места поклонения. Бог избрал Израиль, чтобы тот был Его народом и чтобы раскрыть ему истину о Себе. В эту истину входил также правильный способ поклонения Богу, так что Он избрал землю, в которой следует жить израильтянам (Вт. 10:11; 3 Цар. 8:48), гору, на которой должно происходить поклонение (Пс. 67:17), город, где нужно поклоняться Ему (3 Цар. 8:48; 11:13; 14:21), и храм для поклонения народа (3 Цар. 9:3; 4 Цар. 21:7). Бог также избрал священников (Чис. 16:5, 7) и способ, которым следовало совершать жертвоприношения.

Божье избрание людей для служения.

Для того чтобы Израиль, а позднее Церковь могли быть народом Божьим, требовалось исполнять специфические функции руководства, считаясь при этом с выбором Бога. Если у власти оказывался не тот человек (что случалось слишком часто), он нередко навлекал бедствия. Если же люди просили совета у Бога и следовали Его наставлениям, то получали благословение. В Ветхом

Завете двумя областями, в которых осуществлялось официальное руководство, были светская и религиозная сферы жизни. Светским правителем был царь, и Израилю было сказано: «поставь над собою царя, которого изберет Господь, Бог твой» (Вт. 17:15). Таково было общее правило. Указывались и конкретные цари, такие как Саул (1 Цар. 9:15-17), Давид (1 Цар. 16:1-2) и Соломон (1 Пар. 28:5-7; 2 Пар. 1:8-10). Бог также давал указания в случае, если кто-то не был Его избранником (1 Цар. 16:5-10). В религиозной сфере колено Левиино было избрано в качестве священников (Вт. 21:5; 2 Пар. 29:5, 11), а Аарон — в качестве первосвященника (Чис. 17:5, 8; 1 Цар. 2:27-28). В Новом Завете апостолы были первоначально избраны Христом (Лк. 6:13; Деян. 1:2), но затем, после вознесения Христа, Церкви потребовалось назначить апостола вместо Иуды. Тогда нашли двух кандидатов и стали молиться: «Ты, Господи, Сердцеведец всех, покажи из сих двоих одного, которого Ты избрал принять жребий сего служения и Апостольства» (Деян. 1:24-26).

Божье избрание отдельных людей по различным причинам. Кроме потребностей определенного служения, Бог нередко избирал отдельных людей для особых задач и по особым причинам. Тому встречается немало примеров и в Ветхом, и в Новом Завете. В Ветхом Завете Бог избирает Веселиила (Исх. 31:2; 35:30-33), Авраама (Быт. 18:19), Иакова (Пс. 134:4), Иуду (1 Пар. 28:4; Пс. 77:68), Моисея (Пс. 105:23) и Зоровавеля (Агг. 2:23). В Новом Завете Бог избирает некоторых людей в качестве свидетелей воскресения Христова (Деян. 10:41), Павла в качестве апостола язычников (Деян. 9:15; 22:13-14), Петра в качестве первого проповедника для язычников (Деян. 15:7) и Варнаву, чтобы тот сопровождал Павла в первом миссионерском путешествии (Деян. 13:2-3).

Божье избрание Мессии. Искупительное служение Помазанника Божьего, Мессии, было тщательно спланировано Богом. Мессия, Его Сын Иисус Христос, был избранным в силу Своего превосходства. В пророческих предсказаниях Ветхого Завета постепенно вырисовывается практически законченная картина того, каким должен быть Мессия, что Он должен делать и каковы будут результаты Его служения. В Ис. 42:1 о Нем говорится «избранный Мой, к Которому благоволит душа Моя». Эти же слова Иисус услышал на горе преображения (Лк. 9:35), и Его мучители насмехались над Ним этими словами, когда Он взошел на Голгофу, исполняя прореченное через пророков (Лк. 23:35). Позднее Петр размышляет об избранности Христа и считает ее предвечной (1 Пет. 1:20), каковой она в действительности и была, и говорит о божественно избранном предназначении Христа (1 Пет. 2:4-5) и Его избранном месте в качестве краеугольного камня Церкви (1 Пет. 2:6).

Божье избрание средств для достижения целей. В некоторых случаях выделяются особые средства, которые Бог избирает для исполнения Своих намерений. Обычно этим подчеркивается, что Божьи пути — это не те пути, которые бы выбрали люди. Так, Павел указывает, что Бог избрал немудрое, немощное и ничего для мира не значащее в качестве могущественного орудия спасительной благодати (1 Кор. 1:27-28). Иаков говорит, что Бог избрал бедных мира быть богатыми верой (Иак. 2:5).

Божье избрание спасения для верующих и сообщества верующих. В Писании спасение рассматривается как дело Бога. Люди погибли, и лишь Бог спасет их; кроме Него, нет другого Спасителя (Ис. 43:11) и нет другого замысла о спасении (Деян. 4:12). Кто бы это ни был, ложные ли боги, другие люди, ангелы, иные сверхъестественные существа или даже мы сами, — никому не дано спасти нас. Поскольку спасает только Бог, те, кто спасен, считаются теми, кого Бог выбрал (или избрал) для спасения. Это не значит, что они никоим образом не участвовали в своем спасении, но подразумевает, что Бог по Своему почину осуществил Свой замысел, даровал благодать и заслуживает всяческого доверия в том, что касается спасения Его народа. Никто из окончательно искупленных не может хвалиться, что сам себя спас или добавил хоть что-то к спасению, которое получил через Иисуса Христа.

Те, кто спасен, верующие в Иисуса Христа, называются избранными (Мф. 24:22; Рим. 8:33; Кол. 3:12; Тит. 1:1; Отк. 17:14). Такое словоупотребление основано на Ветхом Завете, где Израиль является богоизбранным народом. В Новом же Завете верующие являются избранными Божьими. Они называются избранными, потому что Бог избрал их для спасения (Мф. 22:14; Ин.

6:37, 39; 15:16, 19; Деян. 13:48; Рим. 11:5; 1 Фес. 1:4). Избрание это понимается как предвечный акт в соответствии с Божьим предведением или предопределением (1 Пет. 1:1-2; Еф. 1:4), а термин употребляется по отношению к тем, кто верует, а также к тем, кто способен уверовать, — избранными называются и все те, кого Бог еще спасет (2 Тим. 1:9).

Выбирая некоторых людей для спасения, Бог выбрал также, каким образом их спасти. Мессия Иисус является Избранником Божьим, и верующие избраны в Нем (Еф. 1:4). Бог избрал возродить нас через слово истины (Иак. 1:18), дела Святого Духа (1 Пет. 1:1-2) и личную веру (2 Фес. 2:13).

Избранные Божьи выбраны специально, чтобы возвестить о совершенстве Бога (1 Пет. 2:9) и жить в послушании Христу (1 Пет. 1:2). Когда Бог избирает людей, те находятся под Его защитой — Бог во всем содействует их благу (Рим. 8:28), никто не может ни в чем обвинить их (Рим. 8:33), и ничто не может отлучить их от любви Божьей во Иисусе Христе, Господе нашем (Рим. 8:39).

Как и в Ветхом Завете в связи с Израилем, для верующих в Новом Завете приведена только одна причина, по которой Бог избрал их для спасения, — это Его любовь (Еф. 1:4-5).

Заключение. В Писании Бог раскрывается как любящая личность, как Творец, создавший вселенную и лично участвующий в ее делах, поддерживающий ее и устраивающий все в соответствии с благодатным предвечным замыслом. Чтобы исполнить замысел, Он избирает определенные дела, которые должны быть совершены, определенных людей для этого, определенные способы осуществления, предметом Его избрания является и осуществление Его искупительного замысла. Когда люди узнают Божий выбор и разделят его, они изведают жизнь и благословение во всей полноте. Если же они отвергнут Его выбор, Бог все равно достигнет Своей конечной цели, но они понесут наказание, полагающееся за отвержение Божьей воли.

Уолтер А. Элуэлл

См. также: ИЗРАИЛЬ; МЕССИЯ.

Литература: G. С. Berkouwer, Divine Election; D. A. Carson, Divine Sovereignty and Human Responsibili ty, L.Coenen, NIDNTT. 1:533-43; F.Davidson, Pauline Predestination; G.Quell, TDNT. 4:145-68; H.H.Rowley, The Biblical Doctrine of Election; G.Schrenk, TDNT. 4:172-92; H.Seebass, TDOT. 2:73-87; N.Turner, Christian Words.