ИЗРАИЛЬ

(ISRAEL)

Имя и народ. Иаков, внук Авраама, был назван Израилем после того, как боролся с Богом (Быт. 32:28). Это имя представляет собой сочетание еврейских слов, означающих «борьба» и «Бог» («имя тебе... будет yisrael, ибо sareta (ты боролся) с Богом (el), и человеков одолевать будешь»). Когда Иаков вернулся в Ханаан, Бог велел ему поселиться в Вефиле; там Бог еще раз явился Иакову и повторил, что отныне имя его будет не Иаков, а Израиль. За этим подтверждением имени последовало подтверждение завета Бога с Иаковом (Быт. 35:9-12), главное в котором — конкретные условия завета с Авраамом (Быт. 17:1-8). Это имя, выражающее идею борьбы, крепких объятий с Богом и преодоления, а также подтверждение Богом Его завета с Иаковом, свидетельствуют, что «Израиль» следует понимать как имя Иакова в завете. Это имя говорит, что он связан с Богом обязательствами жизни и любви. Его потомков иногда называют «евреями» (Быт. 39:14, 17; 40:15; 41:12) — во время египетского рабства (Исх. 1:15; 2:13), а время от времени и в других контекстах (например, Вт. 15:12; 1 Цар. 4:6 {синод, «по-иудейски»}; Иер. 34:9, 14). В конце концов они становятся известны как «иудеи» (первое упоминание в Иер. 32:12 {синод. 1 Цар. 27:10; в Синодальном переводе слово евреи, как правило, соответствует английскому Hebrews, а «иудеи» — английскому Jews). Употребление слов евреи и иудеи показывает, что окружающим народам потомки Авраама и Иакова были известны в национальном и/или этническом аспекте. Имя Израиль, однако, указывает на духовное, религиозное и связанное с заветом наследие потомков Иакова. Оно также говорит об особых взаимоотношениях национальных или этнических евреев или иудеев с Богом. Было время, когда это название относилось не ко всем потомкам Иакова, поскольку после разделения колен десять северных колен назывались Израиль, а южные колена — Иуда. После плена оно снова стало обозначать все сообщество.

Ветхий Завет нередко считают специфическими анналами национальной истории израильтян, их особой религии, их чаяний. К Писанию также прибегают как к источнику, помогающему понять искупительные деяния Бога ради Израиля и в его целях. И хотя все эти аспекты ветхозаветного откровения, безусловно присутствуют, более полный его смысл заключается в том, чтобы раскрыть, как Бог Своей верховной властью избрал подготовить Израиль и использовать его в качестве Своего особого посредника. Бог осуществлял Свой замысел Царства ради всех рас, народов, национальностей и этнических групп.

Намерения Бога. Намерения Бога избрать Израиль можно раскрыть в пяти взаимозависимых и связанных аспектах.

Во-первых, Израиль должен был дать и действительно дал Мессию для Израиля и для всех народов мира. Бог обещал Адаму и Еве, что семя женщины будет поражать змея в голову и тем самым исправлять результаты непослушания, греховности и развращения людей, последовавших за их отпадением от Бога и нарушением завета. Из потомков Ноя в качестве носителя семени был указан Сим (Быт. 9:24-27). Затем был призван Аврам/Авраам, который услышал от Бога, что в нем благословятся все племена земные (Быт. 12:3). Именно через семя Авраамово (Быт. 15:5; 17:1-8) Бог должен был послать людям Мессию и даровать окончательную искупительную победу над сатаной, над грехом и его последствиями. Эта линия наследования сузилась до Исаака, Иакова/Израиля, Иуды и Давида. А до тех пор все потомки Авраама должны были сделаться светом для народов мира (Ис. 9:2-7; 42:6; 49:6).

Во-вторых, неотделимо связанной с этой первой и всеобъемлющей целью была божественно отведенная Израилю роль, заключавшаяся в том, чтобы создать, подтвердить и сохранить Писание, как Ветхий, так и Новый Завет. Это запечатленное Слово — надежное, непогрешимое свидетельство о том, как Бог сотворил вселенную и как Он замыслил даровать искупление и возрождение вселенной и ее обитателям. Без этих писаний не было бы свидетельств о том, что Бог сделал, обещал и исполнил. Когда Израиль сформировался в качестве народа под посредническим руководством Моисея, тот записал первую часть Слова; она была дополнена другими израильскими писателями, историками, поэтами, мудрецами и пророками. Итак, божественно предопределенное назначение Израиля заключалось в том, чтобы дать вечное живое Слово, Иисуса Христа (Ин. 1:1-3), а также богодухновенное,верное и непогрешимое запечатленное Слово всем народам мира — в том числе самим израильтянам.

В-третьих, Израиль, согласно определяющим наставлениям Бога, приобрел особую роль народа-посредника. Бог призвал Авраама с «окраины» известного тогда мира, чтобы поместить его в средоточие мест обитания народов. Здесь, имея в ближайшем соседстве малые земли, такие как Сирия, Аммон, Моав, Едом, Филистимская земля, Тир, Сидон, а в качестве внешнего окружения — арабов, египтян, хеттов, ассирийцев и вавилонян, Израиль был преображен в драгоценное достояние, чтобы стать царством священников и народом святым (Исх. 19:4-6). Эта многогранная роль была отведена Израилю не ради самого Израиля. Израиль был избран, укреплен, испытан и поселен в расположенном в центре Ханаане для того, чтобы стать посредником между Богом и народами. Чтобы выполнить эту задачу посредничества, Израиль должен был жить в соответствии с раскрытым ему Словом Божьим, так чтобы другие народы восхищались и стремились присоединиться к благословениям, чудесам и славе той жизни, которая протекает под благодатным владычеством Бога (Ис. 2:1-5; Мих. 4:1-5). Изначальным назначением Израиля было не словесное свидетельство, а демонстрация обилия благословений в жизни, согласной с заветом. Неизраильтяне, привлеченные таким образом к Израилю, получали возможность ознакомиться с раскрытыми в откровении требованиями Бога и жить, подчиняясь им. Это произошло в случае Раав (Нав. 2:9-13), Руфи (Руфь 1:16-18) и Урии (2 Цар. 11:6, 11). Они не были ни евреями, ни иудеями, но стали истинными гражданами Израиля, народа Божьего завета.

В-четвертых, Бог, призвав и избрав Израиль, объявил, что тот, как народ, должен быть царством священников (Исх. 19:6). Моисей торжественно заявил, что израильтяне избраны отнюдь не по причине их собственных достоинств. Бог избрал Израиль, чтобы тот был Его народом завета/Царства, потому что любил его по благодати Своей (Вт. 7:7). Израиль же должен был принять на себя определенную ответственность. Народу надлежало признать и демонстрировать всей своей жизнью, что Бог — его исключительный и единственный Царь. Израильтяне не должны были признавать никаких иных богов в качестве своих верховных владык или источников жизни и наполняющих ее благословений. Израилю следовало понимать себя как теократическое сообщество под прямой властью Бога. В таком своем качестве израильтяне были призваны стать народом царским, любящим, послушным и богоугодным.

На израильтян, согласно замыслу Божьему, была возложена обязанность показать самим себе, своим детям, своим неизраильским соседям, живущим в пределах Ханаана, и окружающим народам, как они, в качестве искупленного и соблюдающего завет народа, будут жить жизнью теократического царства. Исполнить это можно было, лишь неотступно следуя трем наказам завета, установленного при творении: духовному, социальному и культурному наказу.

Духовный наказ призывал к общению любви с Богом и благоговейному поклонению, которое прославляло бы владычество Господа завета. Общение и поклонение Богу должны были осуществляться в семьях (например, на Пасху, Исх. 12), но в особенности — во дворе скинии или храма. Люди, и стар и млад, должны были собираться вместе и всем собранием воздавать должное своему Господу. Были предписаны способы такого соборного поклонения Богу. Скинии, а позднее храму — символическому и типологическому выражению для обетования завета «И буду ходить среди вас, и буду вашим Богом» {ср. Лев. 26:12; Вт. 20:1}, было назначено служить центром поклонения (Вт. 12:1-14). Позднее Моисей сказал израильтянам, что они могут собираться для поклонения Богу вокруг жертвенников на местах, где служат священники (Вт. 12:15-19). Яхве назначил священство и предписал порядок жертвоприношений, чтобы собрание израильтян могло поклоняться Ему в качестве благочестивого народа царства. Некоторые жертвоприношения должны были совершаться ежедневно (Лев. 6:1-8), другие — в соответствующие дни (по праздникам или в особых случаях); суббота должна была стать днем, когда не работают, но все сообщество поклоняется Богу. Бог постоянно напоминал Своему народу, что он не должен собираться для поклонения иным богам, потому что его Господь — Бог ревнитель (Вт. 4:15-24; 13:1-18). Также люди не должны были поклоняться Богу так, как каждому покажется правильным (Вт. 12:8); им надлежало соблюдать основные принципы послушания и выполнения духовного наказа, изложенные в первых четырех заповедях.

Бог призвал Израиль в качестве сообщества завета, которое будет жить жизнью Царства и демонстрировать ее миру. Израиль должен был проявлять послушание и выполнять социальный наказ завета творения. В заповедях 5 — 7 изложены основополагающие наставления. Фундаментом сообщества была жизнь семьи; родителям надлежало обучать, наставлять и воспитывать детей (Вт. 6:4-9; Пс. 77:1-8). Дети в ответ должны были относиться к родителям с уважением и почтением. Браки с не состоящими в завете людьми были строго запрещены (Вт. 7:1-6). Тем не менее тех, кто не являлся биологическими потомками Авраама, можно было избирать в супруги, если они становились членами израильского сообщества. Продолжение рода должно было рассматриваться как обязанность перед Богом, потому что потомство становилось в теократическом обществе продолжателем дела служения завету. Злоупотребление сексом строго запрещалось, как и прелюбодейство.

Израиль в качестве святого народа должен был демонстрировать миру Царство Божье, почитая и выполняя культурный наказ завета творения. Предпосылками для этого должны были стать поклонение израильтян Богу и их социальная жизнь, проявляющаяся во взаимной любви и счастье в браке, в семье, внутри рода и во всем сообществе завета. Божий замысел о святости израильтян состоял в том, чтобы они были полностью обособлены от языческих обычаев в духовном, социальном и культурном отношении и посвятили себя своему всевышнему Господу, заповедовавшему: «Святы будьте, ибо свят Я Господь, Бог ваш» (Лев. 19:2). Израиль, святой народ, должен был быть организован политически. Яхве — их верховный Царь. Старейшинам и судьям надлежало выполнять административные и судебные функции; священники должны были помогать им, особенно в том, что касается законов о здоровье.

Израиль, чтобы удовлетворить требованиям сделаться святым, политически организованным, управляемым и законопослушным народом, был призван жить обособленно от других народов. Бог отдал израильтянам во владение землю Ханаанскую, но не только для их собственного удовольствия и благополучия, а чтобы Израиль мог служить народом-посредником для соседних народов. Каждое из племен и колен получило свой земельный удел, в котором они должны были уничтожить всех прежних ханаанских обитателей, так чтобы жить без влияния со стороны нечистых народов и иметь подлинную свободу привести свою жизнь в соответствие с Божьим замыслом. Израилю было обещано процветание, однако все материальные благословения предназначались ему в качестве средств для служения. Итак, израильтяне, как добрые управители, должны были благоустраивать и украшать свою землю и развивать искусства, способствующие улучшению их местообитания. Скиния и храм были примерами творений высокоразвитой культуры.

В-пятых, чтобы осуществить Свой замысел относительно погрязшего в грехе мира, Бог избрал Израиль в качестве Своего подданного в завете, чтобы он жил по вере и демонстрировал свою веру другим народам. Вера была у Ноя и Авраама, как и у многих других (Евр. 11). Эта вера подразумевала познание Господа, доверие Ему и жизнь, исполненную дерзновенных упований. Эта вера была неотделима от послушания всему тому, что Бог раскрыл о Своей воле. Через послушание Израиль должен был демонстрировать своему потомству и соседям, что влечет за собой верное служение Богу. Действительно, благодаря жизни по вере, послушанию и служению исполнялись замыслы Бога, раскрытые Им израильтянам. Таким образом, Израиль должен был осуществлять посредническое служение в качестве мессианского народа, а в надлежащее время дать миру Самого Мессию, воспринять и распространить записанное Слово Божье, а также показывать, что в Царстве Божьем жизнь проявляется во всей своей полноте, во всех своих делах и взаимоотношениях.

Привилегии Израиля. В устроении Божьего Царства привилегии подразумевают ответственность. Израиль, призванный и укрепленный для выполнения замысла Божьего, получил привилегии, соразмерные и соответствующие возложенным на него обязанностям. Таких привилегий было несколько.

Во-первых, привилегией Израиля было выступать перед народами представителем верховного Владыки вселенной и Его отображением. Привилегией Израиля было служение! Служение собственному эгоизму и самовозвеличение были бы полной противоположностью обязанностям и привилегиям потомков Иакова. Этот народ — как собрание, как сообщество, как нация — никогда не должен был рассматривать себя лишь как объект Божьего избрания, Божьей любви и провиденциальной доброты; израильтяне должны были считать себя в первую очередь подданными, призванными для служения. В служении, соответствующем Божьему замыслу, Израиль мог, благодаря дарованным ему привилегиям, обрести свое достоинство.

Во-вторых, привилегией Израиля были особые взаимоотношения завета с Богом. Бог говорит: «буду им Богом» (Иер. 31:33), называет Израиль Своим драгоценным достоянием, которое Он вернет Себе, и подразумевает, что Израиль — Его невеста (Исх. 19:4-6). Этот заветный/духовный брак был обязательством жизни и любви, которое Бог не мог нарушить. Он не мог разойтись со Своим народом, хотя на время отпустил его (Ис. 50:1). Израиль мог чувствовать себя в безопасности благодаря любви, доброте и верности Бога.

В-третьих, Израилю был предоставлен уникальный доступ к Богу. Бог обитал среди Своего народа. Сначала благодаря Моисею, а потом через священников, народ мог входить в местообитание Бога. Бог общался с израильтянами, принимая их жертвы, выслушивая хвалы и молитвы. Он говорил с ними прямо, посредством публичного чтения Божьего Слова, а также через пророков. В этих тесных взаимоотношениях Израиль мог познать характер своего Бога. Бог был верховным Владыкой, Всемогущим; Он говорил о Себе и проявлял Себя как милосердный, благой, долготерпеливый, человеколюбивый, верный, прощающий, праведный и справедливый (Исх. 34:6-7; Чис. 14:17-18; Пс. 102:8-13; Иона 4:2-3).

В-четвертых, привилегией израильтян было обладание землей и культурными благословениями, которые Бог приготовил для них руками хананеев. То была земля с цветущими городами, с домами, полными добра, с источниками чистой воды, покрытая виноградниками и фруктовыми садами (Вт. 6:10-12). Эта обетованная земля стала их наследственным уделом, владение которым предназначалось для служения, а не для самоудовлетворенности и заносчивости. Эту землю никоим образом нельзя было считать вознаграждением или собственностью безотносительно к причинам, по которым она была дарована, — чтобы Израиль находился в центре местообитания народов и мессианский свет Божьего царства сиял для всех людей. Итак, в этой земле Израиль обладал привилегией выполнять духовный, социальный и культурный наказы. Она должна была стать местом отдохновения, процветания, спокойствия и мира; Израиль, следовательно, имел привилегию показывать всем народам, чему будет подобна искупленная и возрожденная вселенная. Благодаря своей безмятежной жизни и служению Израиль мог обрисовать чаяния благословенного будущего для всех народов, которые присоединились бы к нему в вере, послушании и служении Богу, славя тем самым вселенского Царя.

В-пятых, в своей обетованной земле и среди соседних народов Израиль, как никто другой, имел привилегию провозглашать, что Бог царствует. Эта весть была одним из залогов для настоящего и будущего. Всевышний Бог владычествовал и распоряжался всеми делами, что вершились во вселенной, всем, что касается народов и отдельных людей. Моисей говорил: «Господь будет царствовать во веки и в вечность» (Исх. 15:18). Это же воспевали и псалмопевцы (Пс. 92:1-2; 96:1; 98:1-5). Пророки объявляли об этом Израилю (Ис. 52:8) и народам (Авд. 1:1, 21).

В-шестых, Израиль получил обетования относительно продолжения своего существования как народа. В этой привилегии крылась потенциальная опасность того, что возникнет ложное чувство неуязвимости, уверенность, что якобы независимо ни от каких обстоятельств Израиль как народ может надеяться пережить все времена. Однако с этой беспрецедентной привилегией было неразрывно связано требование, чтобы народ жил по вере, в послушании и служил Богу и Его замыслам относительно Его вечного Царства.

Отклик Израиля. В библейском откровении повествуется, как Израиль откликнулся на призыв уверовать, подчиниться и служить Божьему замыслу относительно потомков Иакова и на те привилегии, что были ему даны для исполнения Божьего замысла. Это откровение представляет собой рассказ о том, как самые разные люди разнообразными способами проявляли свою верность, послушание и осуществляли служение, а также о том, что многие люди, зачастую большинство народа, проявляли неверность, непослушание и недостаточно ревностное служение. Бог, однако, оставался верным и неотступно создавал Свое Царство и осуществлял замысел о завете и его посредниках — через благословения, через отказ в благословениях и через исполнение в смягченном виде проклятий завета. Израиль никогда не подвергался полному истреблению как сообщество, хотя бывал сурово наказан, когда пренебрегал предостережениями, которые сделал Моисей (Вт. 28 - 29). Бог наказывал Израиля голодом, бедствиями, военными поражениями, чужеземным угнетением, а под конец — пленом.

Разрыв между жизнью согласно завету и его нарушениями выразительно иллюстрирует пример двенадцати сыновей Иакова. Десять братьев продали Иосифа в рабство и солгали о причинах его исчезновения. Иуда имел связь с женщиной, которую считал блудницей (Быт. 38), в то время как Иосиф противился сексуальным соблазнам в Египте. Несмотря на свое унижение, он оставался верным и служил своему Господу завета. Иаков упоминает о некоторых других грехах своих сыновей (Быт. 49:4, 5, 17, 27). И все же, несмотря на недостатки Иуды, было предсказано, что он станет предком Мессии, Которого Израиль должен был дать миру (Быт. 49:8-12). Иосиф же, богато одаренный благословениями (Быт. 49:22-26), признал верность Бога и Его верховное провиденциальное владычество (Быт. 50:19-20).

В Египте Израиль, как нарождающееся сообщество, страдал от порабощения; о сознательном послушании и служении Яхве после смерти Иосифа свидетельств немного — разве что рассказ о повивальных бабках, которые спасли Моисея (Исх. 1). Готовые к освобождению из рабства под руководством Моисея и добровольно поклявшиеся подчиняться и служить Яхве в качестве сообщества и народа завета (Исх. 19:8; 24:3, 7), сыновья и дочери Израиля вскоре, проявив непостоянство, выказали стремление вернуться к жизни в Египте (Исх. 32:2-8). Заступничество Моисея было услышано, и Израилю было провозглашено, что Бог остается верным, хранящим завет Богом, Чья ревность содействует сохранению Его качеств и Его народа (Исх. 34:5-14).

Когда Израиль обзавелся скинией, получил Аароново священство и предписания относительно жертвоприношений и праздников, у людей появились все возможности, чтобы стать верующим, послушным, поклоняющимся и осуществляющим служение сообществом и теократическим народом. Но ропот и недовольство продолжались (Чис. 11:1; 12:1-2; 14:1-4; 16:1-3; 21:4-5); двое из двенадцати соглядатаев уверовали и восславили Бога (Чис. 13), а остальные десять этого не сделали, как и народ в целом. Когда под руководством Моисея и Иисуса Навина было завоевано Заиорданье, Бог через Моисея раскрыл народу, что Он, хранящий завет верховный Владыка неба и земли, призывает Свой народ и требует от него любви, послушания, поклонения и служения в качестве преданного народа завета. Иисус Навин, назначенный Богом, стал победоносным военачальником. Народ Израиля получил обетованную землю, возделанную, застроенную и плодородную.

После смерти Иисуса Навина люди неоднократно нарушали завет с Богом. Они подвергались наказаниям в виде военных поражений и экономических трудностей. Бог, всегда верный, посредством этих бедствий побуждал Свой народ признать Его и воздвигал руководителей, чтобы к людям вернулись свобода и благополучие. На протяжении неспокойного периода судей, от Гофониила до Самуила, Бог продолжает осуществлять Свой мессианский замысел. В это время выделяются фигуры судей, Вооза и Руфи, а также Самуила, судьи и пророка.

Верность Бога Своим мессианским замыслам и целям убедительно проявилась во времена Давида и Соломона. Давид, потомок Иуды, от семени Авраама и Сима, был помазан и возведен на престол. Давид, поэт и пророк, несмотря на свои грехи был человеком по сердцу Божьему. Он завоевал и покорил все земли, которые Бог обещал Аврааму (2 Цар. 8:1-14). Его царствование названо справедливым и праведным (2 Цар. 8:15). Завет был подтвержден и дополнен условиями, касающимися семени завета и вечной династии (2 Цар. 7:1-28). Его сын Соломон осуществил планы, которые Давид вынашивал относительно храма и поклонения Богу. Соломон отличался мудростью (3 Цар. 10:1-13), и блеск его теократической монархии остался непревзойденным (3 Цар. 10:14-29). ВПс. 72 воспевается слава мессианского царства, начавшего осуществляться при Давиде и Соломоне, с тем чтобы полностью и окончательно реализоваться при Иисусе Христе.

Служение пророков способствовало исполнению замыслов Яхве. Моисей был истинным пророком; Самуил сыграл ключевую роль при помазании Давида (1 Цар. 16:13), а Нафан, обращаясь к Давиду, высказал одно из самых важных пророчеств, заверяя его, что его потомок будет царем, что престол и царство Давида пребудут вечно. В этом пророчестве народ Израиля как таковой не упоминается, скорее речь идет о центральной фигуре, о Давиде, и о его потомках. Израиль образует контекст, но в центре внимания — дом Давида, его престол и Царство, которое Бог приведет к еще более полному его осуществлению.

Однако расцвет, выразившийся в завете с Давидом, в его победах, в его справедливом и праведном правлении, в мудрости Соломона и величии его престола и царства, пошел на убыль. Замыслы Бога не стали менее значительными; привилегии, дарованные царскому дому Давида, первоначально даже были расширены. Но Соломон в свои последние годы и большинство членов династии Давида не проявляли ни верности завету и Царству, ни послушания в служении. Большая часть теократической нации отделилась, приняв имя Израиль. Колена Иуды, Симеона и Вениамина образовали основу продолжения сообщества, где Бог мог и дальше осуществлять Свои замыслы. Низший предел был достигнут, когда Израиль подвергся переселению в вавилонский плен в 722 г. до P. X. (4 Цар. 17:21-23). Малый остаток из Иудеи бежал в Египет (Иер. 41:16-18; 44:26).

Пророки продолжали возвещать Слово Божье, содержащее как предостережения, так и обетования. Иудея в особенности получала постоянные напоминания о том, что Божье царствование и завет будут продолжаться; обетование мессианского посредника повторялось до плена (Исайя и Михей) и после него (Иезекииль и Даниил). Потомки Иакова, израильское сообщество завета, будь то на родине или в плену, должны были продолжать существование, чтобы Божьи обетования завета, относящиеся к победе семени, представленного в династии Давида, и к всеобъемлющему Царству

Божьему, смогли в свое время исполниться. Итак, народ Израиля не был средоточием всего; таким средоточием были Божьи замыслы, которым надлежало осуществиться через Израиль. Израиль как народ должен был дать миру Мессию.

После плена потомки Иакова, чаще называемые теперь иудеями, чем израильтянами, образовали социальное и религиозное сообщество. Старания стать поклоняющимся, призванным народом затруднялись законничеством книжников и священников, а также разнообразными фанатическими устремлениями, неспособными снова превратить живущий в Палестине народ в единую нацию. Итак, хотя Израиль как нация более не существовал, он оставался социальным и религиозным сообществом. В этих условиях конечная цель призвания и существования Израиля полностью реализовалась в Иисусе, в точном соответствии с Божьим замыслом. Через сорок лет после вознесения Иисуса на престол Царства, то есть через тот же срок, в течение которого Израиль скитался в пустыне, израильское сообщество, храм и система жертвоприношений перестали существовать. Обетования, данные Богом Адаму и Еве, повторенные Аврааму, Иуде и Давиду, относительно побеждающего и царствующего Семени женщины, были исполнены до конца. Израиль, несмотря на его постоянное неверие, непослушание и непокорство, осуществил цели, для которых Бог его призвал и подготовил.

Современные проблемы, касающиеся Израиля. Связь Израиля с Писанием бесспорна. И Ветхий, и Новый Завет были написаны людьми, о которых известно, что происходили они из Израиля. Вся Библия есть Божий дар миру через посредство народа Израиля — предпочтем ли мы говорить о Библии еврейской (Ветхий Завет) или иудейской (Новый Завет). Факт остается фактом: вся Библия была дана Богом через сообщество завета, характеризующееся верой, послушанием и служением. Моисей, а также священнописатели исторических, поэтических, мудрых и пророческих книг были служителями завета; ими же были новозаветные евангелисты, священнописатели исторических посланий и Апокалипсиса. Существуют, однако, серьезные расхождения во взглядах, касающиеся природы Библии в целом. Не есть ли это просто рассказ о происхождении, существовании и развитии народа Израиля? Другими словами, является ли Библия сугубо человеческой книгой, или это книга богодухновенная, повествующая о Божьем творении, грехопадении человека, о Божьем замысле искупления и возрождения и Его вечном Царстве, которое начало осуществляться в основном среди Израиля и благодаря ему? Слова Библии ясны и однозначны: Израиль послужил орудием Божьим для того, чтобы дать Библию всему миру.

Относительно происхождения Израиля библейское повествование высказывается определенно. Многие ученые, работающие в таких областях, как ближневосточная археология и историческая критика, предлагают иные мнения. Они не признают, что Израиль был народом численностью около двух миллионов человек, который жил в порабощении в Египте. Общепризнанны, однако, вполне определенные данные о том, что в Египте жила в рабстве некая группа семитов. Но обстоятельства и дата их драматического исхода не считаются исторически и археологически подтвержденными. Сходным образом, события у Синая, сорокалетние скитания в пустыне и военное покорение Ханаана вызывают серьезные сомнения. Выдвигались альтернативные толкования, например, что небольшая группа людей, которым удалось бежать из египетского рабства, соединилась с другими группами, постепенно проникла в Ханаан и переняла многие из тамошних обычаев. Образование Израиля как нации трактуется как постепенное формирование союза племен различного происхождения. Данные, полученные археологами и историческими критиками, не признаны многими учеными, особенно евангельскими, консервативными учеными. Между тем, эти ученые показали, что археологические и научно-исторические исследования не противоречат сведениям Библии, а иллюстрируют их.

Третьим спорным вопросом, касающимся Израиля и тесно связанным с двумя вышеупомянутыми, является вопрос происхождения и природы израильской религии. Чаще всего обсуждают верования Израиля, способы поклонения и обряды. Писание свидетельствует, что вера Израиля была дана Богом в откровении, и поклонение Израиля направлялось Им. С помощью ученых, изучавших социальную организацию Израиля и его психологические особенности, исследователи соседних с Израилем народов и их религий пытались доказать, что многое из религиозной практики Израиля было заимствовано у окружающих народов. Израиль жил не в изоляции от своих соседей; у него были разнообразные, внешне сходные религиозные обычаи, такие как переносные святилища, система жертвоприношений, а также предметы культа, например, жертвенники. Тем не менее израильская религия по своему происхождению и в своей практике была уникальной. Бог раскрыл Себя Аврааму непосредственно, как это было и в случае Адама и Ноя. Он особо раскрыл им Себя в качестве Господа завета, и эти взаимоотношения завета во всем их многообразии и со всеми их следствиями были подробно расписаны Богом при помощи избранных Им посредников. Израильская вера,религиозная жизнь и деятельность своим происхождением были обязаны откровению, а не заимствованиям и не воспринятому из других верований. Следует добавить, однако, что Израиль не всегда оставался верен своему всевышнему Господу завета. В своей верности Богу израильтяне часто были непостоянны, и, согласно многим свидетельствам, Израиль проявлял непокорство, перенимая отвратительные идолопоклоннические обычаи своих соседей.

Много споров вызывает вопрос о Израиле и земле. То, что Бог обещал землю во владение Аврааму и его потомству, сомнений не вызывает. Но обещал ли Бог, что это будет безусловная, вечная собственность? Многие евангельские христиане верят, что это так; они говорят о Палестинском завете на основе своего понимания главы Вт. 28. Другие, не менее искренние, евангельские исследователи указывают на пять существенных факторов, ставящих ограничения такому подходу. Во-первых, Моисей вполне определенно указал, что послушание — основополагающее требование для того, чтобы наследовать землю и оставаться ее благословенными обладателями (Вт. 4:25-31; 28:15-68). Во-вторых, термин, переводимый как «вечное», чаще правильней перевести как «долгое», «на века». Этот термин не может обозначать вечное в смысле бесконечности, так как при возвращении Господа в конце времени будет установлен новый порядок, соответствующий новому небу и новой земле. В-третьих, Бог выполнил Свои обещания относительно земли и всех ее пределов во времена Давида и Соломона (2 Цар. 8:1-4; 1 Пар. 18:1-13; 3 Цар. 4:20-21; Пс. 71:8). В-четвертых, обещание пророков о возвращении на землю после плена было исполнено, когда вернулся остаток (Езд. 2). В-пятых, в Новом Завете не говорится о Израиле как народе, владеющем землей вовеки; скорее, речь идет о верующем и состоящем в завете потомстве Авраама, наследующем мир (Рим. 4:13).

Еще одна проблема связана с истолкованием относящихся к Израилю пророчеств. Она очень близка к проблеме отношения Израиля к земле, Церкви и тысячелетнему царству (Отк. 20). Здесь следует учитывать ряд факторов. Пророки говорили о будущем Израиля. Однако они не всегда имели в виду Израиль как политическую целостность, как организованную нацию. Доминирует концепция остатка, особенно в смысле Израиля как верующего сообщества завета. Более того, когда пророки обращаются к своим современникам, они употребляют термины, которые были понятны людям того времени. Поэтому, когда пророки говорят о чудесном будущем народа, состоящего в завете с Яхве, они прибегают к простой урбанистической, пастушеской, земледельческой и естественной (природной) терминологии (Ис. 35). К исключительно буквальному толкованию, нередко продиктованному определенными предрассудками относительно Израиля как политической и национальной целостности, следует обращаться с крайней осторожностью, если не избегать его вообще.

Еще одна специфическая проблема касается взаимоотношений Израиля и новозаветной церкви. На основе чересчур буквального толкования ветхозаветных пророчеств относительно Израиля и в развитие того взгляда, что новозаветные священнописатели подразумевают политически организованную национальную целостность, а не верующее сообщество завета, постулируется строгое разграничение между Израилем как нацией и неиудейским новозаветным сообществом верующих, Церковью. Предполагается, что Бог думал о двух различных народах, имея особые замыслы относительно каждого из них. Многие библейские ученые в связи с таким разделением испытывают трудности. Следует помнить о некоторых из выводов, сделанных в предыдущих абзацах. Более того, Иисус никогда не говорил о продлении существования Израиля в качестве политически обособленной и религиозно ориентированной нации; скорее, речь шла о всеобъемлющем Царстве Божьем. И хотя справедливо, что Павел называл свой этнический народ «Израильтянами» (Рим. 9:3-5), он также называл всех истинно верующих в Иисуса Христа «семенем Авраамовым», наследниками согласно обетованию, относящемуся к потомкам Авраама (Гал. 3:29). Он также писал о всех верующих, о бывших язычниках наравне с этническими евреями, верующими в Иисуса Христа, как о Израиле (Гал. 6:16). Поэтому считается, что Павел, когда он говорит о своем этническом народе, в котором многие не приняли Христа в качестве обетованного Мессии, и о многих уверовавших язычниках, подразумевает, что все верующие, как евреи, так и неевреи, составляют «весь Израиль», то есть единое тело, верующее сообщество завета (Рим. 11:25-32).

И последняя проблема, о которой следует упомянуть, хотя можно назвать еще и ряд других, — это национальное существование Израиля в качестве тысячелетнего царства. Эта проблема имеет множество ответвлений, которые невозможно охватить в данном очерке. Достаточно сказать, что Иоанн отнюдь не писал, будто бы Израиль в качестве отдельной религиозно-национальной целостности будет представлять собой обособленное царство на протяжении тысячи лет. Так же и Иисус не говорил, что вернется на землю, чтобы царствовать в иудейском царстве. Вдобавок, многие ученые во времена прошлые и настоящие указывали, что Израильское царство, первоначально теократическое, затем монархическое под властью династии Давида, было прототипом вечного Царства, которое Иисус сделает совершенным и вернет Отцу (1 Кор. 15:24-28).

Джерард ВанГронинген Литература: F.F.Bruce, Israel and the Nation; L.A.DeCaro, Israel Today: Fulfillment of Prophecy?; A. Gileadi, ed., Israels Apostasy and Restoration; W. Hendrikson, Israel in Prophecy, A. W. Kac, The Rebirth of the State of Israel; M.Karlberg, JETS 31/3 (1988): 257-69; G. E. Ladd, The Last Things, H. K. LaRondelle, The Israel of God in Prophecy.