ИСКУШЕНИЕ, ИСПЫТАНИЕ

(TEMPTATION, TEST)

Хотя число терминов, обозначающих искушение и испытание, невелико, диапазон их значений обширен, простираясь от светского смысла проверки чего-либо до религиозного смысла привлечения к злу. Наиболее распространенными ветхозаветными терминами являются слова bahan и nasa. Слово bahan употребляется в смысле испытания для выявления достоинств (Иов 7:18; Пс. 138:23). При буквальном словоупотреблении — это проверка металла для определения его чистоты (Иов 23:10; Зах. 13:9). Оно употребляется также в смысле испытания человека. Слово nasa характеризуется сходным диапазоном значений. Оно может означать проверку в смысле попытки (Вт. 4:34). В 1 Цар. 17:39 Давид отказывается от оружия Саула, потому что не испытал его. Этим термином обозначается также испытание людей (Быт. 22:1).

Еврейскому слову bahan соответствует греческое dokimazo и производные от него. Им обозначается испытание построек (1 Кор. 3:13) и драгоценных металлов (1 Пет. 1:7), а также христианского характера (Иак. 1:2-3; Рим. 5:4). Однако гораздо более распространенным новозаветным термином является peirazo и производные от него. Этот глагол передает идею стараний, покушения (Деян. 9:26; 26:21), но в подавляющем большинстве случаев указывает на искушение человека (Гал. 6:1; Евр. 11:17).

Христианские верующие призваны испытывать самих себя (2 Кор. 13:5). Иногда им указывается точная цель: убедиться, что они достойны принимать причастие (1 Кор. 11:28), или умеют отличать подлинные пророчества от ложных (1 Ин. 4:1; 1 Фес. 5:21). 2 Кор. 13:5 указывает, что испытания могут привести к отрицательному результату, хотя бы это и не было их целью.

Иногда людей испытывают другие люди, чтобы проверить их верность (Быт. 42:15), мудрость (3 Цар. 10:1) или сущность (Иов 34:36). Фарисеи искушают Иисуса с враждебными намерениями (Мф. 16:1; Мк. 10:2). Бог подвергает людей испытаниям, чтобы выявить их сущность, испытывает сердца и мысли (Пр. 17:3; Иер. 12:3; 1 Пар. 29:17), так что те, кто ищет Его благоволения, сами просят Его сделать это (Пс. 16:3; 25:2; 138:23). В частности, Он испытывает тех, кто играет ведущую роль в Его замыслах, например, Авраама (Быт. 22:1) и, в особенности, народ Израиля (Исх. 15:25; 16:4; Вт. 8:2; 13:3). Иисус тоже испытывал людей (Ин. 6:6). Те, кто успешно прошел такие испытания, называются «испытанными» или «неукоризненными» (1 Фес. 2:4; 2 Тим. 2:15). Признание того, что Бог имеет власть искушать людей, выражено в Мф. 6:13. Хотя во всей Библии признается, что Бог подвергает людей искушениям, надлежит со всей аккуратностью уточнить, в какой форме Он это делает.

В позитивной форме, цель, с которой Бог испытывает людей, состоит в том, чтобы они выдержали эти испытания и удержались от греха (Исх. 20:20; Вт. 8:16). Когда они ощущают соблазн зла, Бог способен избавить их (2 Пет. 2:9; 1 Кор. 10:13; Отк. 3:10). В негативной форме, неверно, что Бог кого-либо искушает злом (Иак. 1:13). Бог тоже может быть объектом искушения, в частности, со стороны тех, кто ставит под вопрос Его волю или власть. Классическим примером в Ветхом Завете выступают израильтяне в пустыне, которые искушали Бога, сомневаясь, что Он присутствует с ними и оберегает их (Исх. 17:2, 7). С другой стороны, в некоторых случаях Бог предлагает людям испытать Его, чтобы убедиться в Его могуществе и благоволении (Ис. 7:10-12; Мал. 3:10). В Новом Завете картина та же самая. Возможно — но опасно — испытывать терпимость Бога к греху (Деян. 5:9;

1. Кор. 10:9; Евр. 3:9) или беспредельность Его благодати (Деян. 15:10).

В служении Иисуса сатана выступает в качестве великого хореографа искушения, так что его называют искусителем (Мф. 4:3) и диаволом (Мк. 1:13 (синод, «сатаною»}). Единственная его цель — обманывать людей и разрушать дело Божье (Деян. 5:3;

2. Кор. 2:11; 1 Фес. 3:5; Отк. 2:10; 12:9). Однако первоочередной целью для него был Христос, в особенности в двух поворотных пунктах спасительной миссии Иисуса: при Его крещении и распятии. В Мф. 4:1-11 и Лк. 4:1-11 повествуется, как Иисус, подобно Израилю в пустыне, был искушаем соблазнами еды, безопасности и ложной власти, чтобы отойти от Своего предназначения. Но Иисус восторжествовал там, где Израиль потерпел поражение. В Мк. 1:13 изображается та же самая борьба, но в тонах, напоминающих искушение в раю, двери которого Иисус вновь открыл Своей победою. Кульминационное испытание происходит в саду Гефсиманском, где желание избежать распятия всеми синоптиками названо искушением (Мф. 26:41; Мк. 14:38; Лк. 22:46). Терминология предрасположенности ко злу не фигурирует в Новом Завете в связи с искушением, однако сама эта идея в нем не отсутствует (Иак. 1:14-15; 1 Кор. 5:5; 1 Тим. 1:20). Такие смыслы передаются другими словами, например, словом плоть, но когда речь идет об искушении, новозаветные священнописатели, по-видимому, предпочитают апокалиптическую, а не антропологическую, терминологию.

В целом, испытания и искушение — это факты мира Божьего, они представляют собой одно из орудий, с помощью которых Бог осуществляет Свой замысел искупления. Как испытания (выявляющие и укрепляющие сущность человека и стимулирующие его совершенствование), так и искушения (понимаемые как обольщение злом) могут служить божественному замыслу, приводя к положительным результатам (Иак. 1:12). Но здесь есть существенное различие: поскольку искушение предполагает подстрекательство к злу, оно не может осуществляться Богом (Иак. 1:13). Поэтому библейские священнописатели склонны говорить, что, в то время как Бог поддерживает Свой народ в испытаниях (Рим. 5:3; Отк. 3:10), Он избавляет его от искушения (2 Пет. 2:9; 1 Кор. 10:13). То, что верно по отношению к опыту отдельных людей, верно и по отношению к истории спасения, в которой испытания Авраама (Быт. 22:1), Израиля (Пс. 65:8-12) и Христа (Евр. 2:17-18) способствовали осуществлению Божьего замысла о спасении.

Искушение не обязательно представляет собой грех и не обязательно ведет к нему. Искушение не смогло преодолеть безгрешность Иисуса (Евр. 4:15); Его искушения были полностью подобны искушениям всех людей (Евр. 2:17). И более того, нет никакой неотвратимости в том, чтобы поддаваться искушению. Победа Христа над силами тьмы (Мф. 12:28-29; Кол. 1:13) означает, что путь к спасению всегда открыт для тех, кто присоединился к Нему (1 Кор. 10:13). Если же искушение побеждает, возможно прощение через Христа (1 Ин. 2:1; Евр. 2:18; 4:14-16).

А. Р. Дж. Дисли

См. также: УСТОЯНИЕ; ГОНЕНИЯ.

Литература: E.Best, The Temptation and the Passion, B.Gerhardsson, The Testing of Gods Son; W. Popkcs,

EDNT, 3:64-67; W.Schneider and C.Brown, NIDNTT; 3:798-808; H.Seesemann, TDNT, 6:23-26.