КАЗНЬ, УБИЙСТВО
(KILL, KILLING)
Ветхий Завет. В Ветхом Завете используется множество терминов для того, чтобы описать акт убийства, и некоторые из них могут оказаться взаимозаменяемыми (см. 2 Цар. 14:7, где для обозначения убийства употребляются три различных слова). Наиболее распространенным из них является harag, нейтральный термин, встречающийся свыше ста шестидесяти раз. Он используется, когда идет речь о насильственной смерти человека от рук других людей (отдельных личностей, израильтян или иноплеменников), узаконенной либо неузаконенной; он также охватывает такие значения, как душегубство и смертная казнь (преступник должен быть казнен в соответствии с заповедью, приведенной в Быт. 9:6).
Умерщвление врагов в бою. Еврейское слово harag может означать умерщвление врагов в бою. В своей священной войне израильтяне должны осуществлять ритуальное массовое истребление своих противников ради соблюдения заповеди Божьей (Чис. 31:7, 17; Вт. 2:34; 3:6; 7:22-26; 13:16; 20:10-14; Нав. 8:26-28; 1 Цар. 15:3). Даже фараон египетский принимал участие в таких массовых истреблениях врагов (3 Цар. 9:16).
Убийство противников. Убийства политических противников имеют место во времена переворотов, в случаях распрей с пророками или же в ходе борьбы за престол. Гедеон разрушил Пенуэл и истребил его жителей за то, что они отказались помогать ему (Суд. 8:17); Саул замышлял убийство Самуила (1 Цар. 16:2) и умертвил множество священников в Номве (1 Цар. 22:17); Иезавель убивала пророков Яхве (3 Цар. 18:13; ср. 3 Цар. 19:10); Захария был побит камнями в правление царя Иоаса (2 Пар. 24:21); Авимелех погубил семьдесят своих братьев (Суд. 9:5); Гофолия истребила все царское племя и сама была убита (4 Цар. 11:16; 2 Пар. 23:15); а Ииуй истребил дом Ахава (2 Пар. 22:8). Праздник Пурим ассоциировался с уничтожением политических противников (Есф. 3:13; 7:4; 8:11; 9:2). Фараон намеревался умертвить всех сынов Израилевых (в еврейском — каузатив от mUt Исх. 1:16; см. также 1 Цар. 17:50; 2 Цар. 3:30). Слово harag используется также применительно к убийству личных врагов и соперников (Ламехом — Быт. 4:23-24; в заговоре об убийстве Иосифа — Быт. 37:20; muf употребляется в Быт. 37:18; см. также 1 Цар. 19:1; 3 Цар. 11:40; в умысле Исава против Иакова — Быт. 27:41; в случае Каина и Авеля — Быт. 4:8).
Убийство как преступление. Среди преступлений, так или иначе связанных с лишением человека жизни, выделяли по меньшей мере четыре разновидности: умышленное убийство, убийство по неосторожности, смерть от бодливого вола и казнь невиновного. Умышленное убийство относилось к преднамеренным деяниям (Исх. 21:13; Чис. 35:20-22) и каралось смертью (Чис. 35:31-33; Вт. 19:13). Убийство Моисеем египтянина в глазах фараона было преступлением (Исх. 2:14-15), как и кровная месть Иоава Авениру (2 Цар. 3:30; ср. 3 Цар. 2:5), и интрига Давида против Урии (2 Цар. 12:9, 14). Юридическое убийство тоже осуждалось (Исх. 23:7; Пс. 9:29; 93:6-7).
Различались умышленное и неумышленное убийства (Исх. 21:13-14), хотя мстителю за кровь в обоих случаях предписывалось преследовать убийцу — главным образом для того, чтобы предотвратить месть родственникам. Человек, совершивший неумышленное убийство, мог скрыться в городе убежища (Исх. 21:13; Чис. 35:9-30(еврейское пака, смертельный удар); Вт. 19:1-10). Неосторожное убийство могло произойти в результате нечаянного толчка, или когда человек без умысла что-то бросал (Чис. 35:22), ронял камень или иной предмет (Чис. 35:22-23), в результате падения с неогражденной кровли (Вт. 22:8) или побоев убийцы, который, однако, не имел намерения убить (Исх. 21:12-13). Забодавшего человека вола забивали камнями (Исх. 21:28-32). Владельца собственности оправдывали в случае убийства им вора на месте преступления (Исх. 22:2; кроме дневного времени).
Убийство как наказание за преступление. Положение о смертной казни в Израиле свидетельствует о высокой нравственности израильтян и ценности для них человеческой жизни. Наказание зачастую рассматривалось как Божие возмездие за преступление. Смертная казнь назначалась за следующие виды преступных деяний: умышленное убийство (Исх. 21:12; Лев. 24:17; Чис. 35:16-21), похищение людей (Исх. 21:16; Вт. 24:7), блудодеяние дочери священника (Лев. 21:9), систематическое неподчинение родителям (Лев. 20:9; Вт. 27:16), отступничество от Господа (Чис. 25:5; Вт. 13:10), убийство царя (2 Цар. 4:10-12), братоубийство (Быт. 4:14; Исх. 21:14; Суд. 9:56; 2 Цар. 14:7), принесение в жертву детей (Лев. 20:4; еврейское mdt) и лжепророчество (Вт. 13:1-5). Она также применялась в случае половых злоупотреблений, таких как прелюбодеяние (Лев. 20:10; Вт. 22:22), кровосмешение (Лев. 20:11-17), содомия (Лев. 20:13) и скотоложство (Исх. 22:19; Лев. 20:15-16), а также религиозных преступлений, в том числе идолопоклонства (Лев. 20:1-5; Чис. 25:1-5; Вт. 13:6-18; 17:2-7), богохульства (Лев. 24:15-16), несоблюдения субботы (Исх. 31:14-15; Чис. 15:32-36) и волхвования (Исх. 22:18; Лев. 20:27). Одним из аспектов уголовного права была идея коллективной ответственности; смертный приговор Ахану был распространен на всю его семью (Нав. 7).
Убийство как жертвоприношение. Термин shahat использовался для обозначения умерщвления животных, как при жертвоприношении, так и для употребления в пищу (Исх. 29:11, 16, 20; Лев. 1:5), убийства детей при жертвоприношении (Иез. 16:21;
23:39), а также устроенного Ииуем массового истребления (4 Цар. 10:7, 14). Другие термины (например, zabah) обозначали заклание (Лев. 17:3-9).
Яхве как субъект действия. Яхве наказывал злодеяния, был могущественным воителем (Господь воинств) и умерщвлял личных противников (Чис. 22:21-35). Он истребил египетских первенцев (Исх. 4:23; 13:15), филистимлян (Ис. 14:28-32), поражал вавилонян (Ис. 14:4-21) и даже Свой народ (Иер. 5:14; 23:29; Ос. 6:5; Ам. 9:1-4). В пророческих видениях суда тоже говорится, что Яхве убивает Своих врагов (Иез. 23:9-10; Ам. 4:10; 9:1).
Новый Завет. В Новом Завете для выражения представлений об убийстве тоже используются разнообразные термины. Чаще всего встречается apokteino, это слово употреблено около семидесяти пяти раз. Переводчики Септуагинты использовали данный термин свыше ста пятидесяти раз (обычно как эквивалент еврейского harag). Его исходное значение, по-видимому, сводится к лишению кого-либо жизни насильственным путем и может относиться к умышленному или неумышленному убийству, казни. Чаще всего его можно обнаружить в евангелиях и в Откровении, а в посланиях Павла — редко. Этот термин в большинстве случаев употребляется применительно к тем, кто провозглашает Слово Божие (Мф. 14:5; 23:30; Мк. 6:19; Ин. 16:2; об убийстве вестников Божиих) и осужден на смерть. Смерть угрожает ученикам (Деян. 21:31; 23:12-14), как и свидетелям (Отк. 6:11; 11:7). Данное слово может иметь и переносный смысл (2 Кор. 3:6; Еф. 2:16; грех толкает человека на вражду, которая убивается на кресте), в притчах (Мф. 23:37; Мк. 12:5-12) или в пророчествах (по отношению к ученикам в «апокалипсисе Матфея» — Мф. 24:9). Оно употребляется по отношению к Христу в предсказании о Его страстях (Мк. 8:31; 9:31; 10:34). Суд Божий осуществляется через умерщвление (Отк. 6:8; 9:15-18; 19:21); со смертью Христа была убита вражда (Еф. 2:15-16).
Эпизодически при речи об убийстве используются и другие термины. Лука нередко прибегает к термину anaireo, означающему разделаться, покончить с кем-либо — как правило, насильственным путем (Лк. 22:2; Деян. 9:24; 16:27; 23:15; 26:10). Новозаветный термин для умышленного убийства(phoneuo)употребляется Матфеем в формулировке шестой заповеди (Мф. 5:21; 19:18) и Павлом в изложении сути закона (Рим. 13:9; см. Иак. 2:11). К числу других терминов относятся «избить» (в расширенном смысле — «убить»: diacheirizo; о смерти Иисуса на кресте; Деян. 26:21 {синод. «умертвить» и «растерзать»}), «умертвить» (thanatoo Деян. 5:30; 1 Пет. 3:18; Рим. 7:4; 8:36; 2 Кор. 6:9; также «предать смерти» Мф. 27:1; Мк. 13:12; 14:55; {синод, «умертвить»}), «убить» (sphazo 1 Ин. 3:12). Новозаветный термин для обозначения заклания носит ритуальный характер (Лк. 15:23, 27, 30). Он может употребляться по отношению к тельцам (Мф. 22:4), пастве (Ин. 10:10), к пище для Петра в (Деян. 10:13; 11:7), к пасхе (Лк. 22:7), к Христу в качестве пасхального Агнца (1 Кор. 5:7), а также Павлом при сравнении языческих и иудейских жертвоприношений (1 Кор. 8:4-13; 10:25-30).
Марк У. Чавалас
Литература: L.Conene, NIDNTT, 1:429-30; M.Greenberg, JBL 78(1959): 125-32; J.J. Finkelstein, TAPS 71 (1981): 1-89; H.Fuhs, TDOT, 3:447-57; H.McKeating, VT 25 (1975): 46-68; R.de Vaux, Ancient Israel.