КРАСОТА

(BEAUTY)

Значение в Ветхом Завете. Восхищение красотой — постоянная тема во всем Писании. Кроме того, в Библии содержится всесторонне разработанная концепция красоты. Таким образом, речь не идет о красоте ради самой красоты. В Ветхом Завете особенно высокая оценка дается красоте природы. Бог объявил, что Его творение хорошо (Быт. 1). В псалмах выражается восхищение совершенными творениями Бога (Пс. 8; 18:2; 28; 103). Бог сотворил Свой мир совершенным, устроив так, чтобы в долинах били родники, росла трава для животных, а движением луны отмечалась смена времен года. Мировоззрение евреев, любующихся созданной Богом красотой природы, резко отличается от языческого мировоззрения окружающих народов, в силу которого они полагали, будто в мире существует только зло.

Человеческая привлекательность. В качестве привлекательных описываются как женщины, так и мужчины. Люди иногда используют косметические средства, чтобы выглядеть более красивыми (Ис. 3:18-24). Сара (Быт. 12:11), Ревекка (Быт. 24:16), Авигея (1 Цар. 25:3), Рахиль (Быт. 29:17), Ависага (3 Цар. 1:3-4), Вирсавия (2 Цар. 11:2-3) и Есфирь (Есф. 2:7) особо выделялись своей красотой. Однако физическая привлекательность вторична по сравнению с благочестием и работоспособностью (Пр. 31:10-31; см. также 1 Тим. 2:9-10; 13:3-5). Автор Песни песней изображает прекрасную любовь Соломона к его невесте. Хотя у евреев не было такого культа человеческого тела, как у греков, упоминается о физической привлекательности некоторых мужчин: Давида (1 Цар. 16:12), Авессалома (2 Цар. 14:25), Даниила (Дан. 1:15), Иосифа (Быт. 39:6), Ионафана (2 Цар. 1:23) и даже Моисея в детстве (Исх. 2:2). Одежда тоже может быть эстетически привлекательной (см. Быт. 41:42; 45:22; Исх. 26:36; 28:2; Отк. 3:4).

Описания Бога. В Библии содержится (правда, не выраженное явно) богословие красоты как сопутствующего элемента божественного творческого начала и эсхатологического искупления. Любовь Бога прекрасна, и Его обнадеживающие обетования возвещают «украшение вместо пепла» для Его народа (Пс. 88:18; Ис. 61:3). Для праведного остатка Израиля Бог будет «великолепным венцом и славною диадемою» (Ис. 28:5).

Бог — это Бог славы, и Его слава (Shekinah) всегда пребывает с Его народом (Исх. 16:7; 24:16; 40:34; Лев. 9:6; Чис. 14:10; Вт. 5:24). Было предсказано, что обетованный Мессия, Царь, будет наделен красотой (Ис. 33:17). Однако пророк так говорит о страдающем Мессии: «не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему» (Ис. 53:2).

Красота у Иоанна. Нас в ли удивит, что красота должна будет играть столь существенную роль в библейской эсхатологической драме. Книга Откровения избегает антропоморфизма в описании Бога. Бог представлен как не подлежащее сомнению совершенство. Представление о красоте, таким образом, оказывается более важным, чем простая привлекательность. Красота схожа с Божьей славой (если не полностью тождественна ей). Тот, Кто восседает на вселенском престоле, «видом был подобен камню яспису и сардису; и радуга вокруг престола, подобная смарагду» (Отк. 4:3). Святый город, конечное место обитания, уготованное Божьему народу, великолепно украшен — как невеста для мужа своего (Отк. 21:2).

Красота у Павла. В настоящее время верующие призваны жить так, чтобы во всем быть украшением Господнего учения и чтобы сделать его привлекательным для неверующих (Тит. 2:10). Тех, кто проповедует Благую Весть, можно назвать прекрасными (Рим. 10:15).

Дэвид С. Докери