КРЕЩЕНИЕ ДУХОМ СВЯТЫМ
(BAPTISM OF THE HOLY SPIRIT)
В Новом Завете семь раз говорится о крещении Духом Святым. Разнообразие использованных предлогов проистекает из того, что Дух является одновременно и средством, и сферой крещения {в английских переводах — предлоги of, in, with, by). Шесть из этих случаев относятся к проповеди Иоанна Крестителя и противопоставляют крещение водой будущему крещению от Иисуса Святым Духом. Седьмой случай мы находим в 1 Кор. 12:13, где речь идет о приобщении всех коринфских христиан к Церкви. В Мф. 3:11 и Лк. 3:16 Иоанн Креститель предсказывает, что Мессия, Который придет после него, будет крестить Святым Духом и огнем. Это выражение правильнее всего понимать как упоминание о едином очищающем действии Духа, благословляющего верующих и осуждающего неверующих, — действии, которое включает в себя все дела Духа начиная с Пятидесятницы и кончая последним судом. В Мк. 1:8 и Ин. 1:33 приводится то же изречение Иоанна, однако в нем упоминается только крещение Духом. Не похоже, чтобы хоть кто-то из первоначальных слушателей Иоанна в точности понял, что тот подразумевал под своим предсказанием.
Однако в Деян. 1:5, когда Иисус готовится вознестись на небеса, Он упоминает слова Иоанна и предсказывает их осуществление через «несколько дней». Прошло чуть более недели, ученики праздновали Пятидесятницу, и на них сошел Святой Дух во исполнение пророчества Иоиля (Иоиль 2:28, 32; Деян. 2:1-41; особенно ст. 17-21). Спустя годы, когда Петр крестил Корнилия, Дух снова проявил Себя сходным по величию образом (что послужило поводом повсеместно называть это событие «языческой Пятидесятницей»). Такое сходство заставило Петра снова вспомнить прощальные слова Христа и процитировать их еврейско-христианским отцам Церкви в Иерусалиме, защищаясь от скандальных обвинений в язычестве (Деян. 11:16).
Очевидно, что все шесть этих упоминаний крещения Святым Духом главным образом подразумевают нечто подобное событиям Пятидесятницы. Однако в 1 Кор. 12:13 не утверждается, что все коринфяне, когда крестились, засвидетельствовали какое-то красочное, видимое проявление Святого Духа. Вероятно, приобщение сопровождалось лишь обычными явлениями. Как крещение в воде является обрядом приобщения, символизирующим раскаяние и веру во Христа, вступление в сообщество верующих, причащение к Телу Христову, так и крещение Духом относится к моменту, когда Дух впервые вошел в жизнь верующих. Никакой конкретный способ сошествия Духа не является образцом; Он может прийти либо тихо и почти неощутимо, либо драматично и осязаемо.
Смысл случившегося с учениками в Пятидесятницу еще больше усложняется тем обстоятельством, что они жили в период перехода от прежнего завета к завету новому и главные события данного периода начались с распятия и воскресения, а завершились вознесением Христа и нисхождением Святого Духа при праздновании Пятидесятницы. Важно отметить, что Пятидесятница не была первой встречей учеников со Святым Духом (Ин. 14:17; 20:22), однако этим не обязательно подтверждается обобщение, будто бы крещение Духом всегда с этих пор будет «вторым благословением» — более глубоким восприятием Духа после обращения. Для учеников Пятидесятница была вторым благословением, потому что они являлись последователями Иисуса как до, так и после Его смерти. Но не существует никаких указаний, что Корнилий и его близкие испытали какое-либо второе сошествие Духа. Их крещение Духом произошло одновременно с их обращением ко Христу. Также ничего не сказано о том, чтобы коринфяне испытали подобное преображение в две стадии. Если вся Церковь была крещена Духом, в том числе множество «плотских» христиан, которых Павел упрекает в другом месте (1 Кор. 3:1-4), тогда очевидно, что крещение Святым Духом не может гарантировать определенный уровень христианской зрелости или праведности. А если у всех коринфских верующих нет ни одного из даров Духа (1 Кор. 12:29-30), то крещение Духом не может быть однозначно приравнено и к принятию хоть какого-то из Его даров.
Все это никоим образом не отрицает, что христиане зачастую испытывают обновленное чувство присутствия Духа или Его силы один и более раз после обращения. Лука применительно к таким случаям употребляет выражение «исполниться Духа Святого», особенно когда сразу за этим следует смелое провозглашение Евангелия (см., например, Деян. 2:4; 4:8, 31; 13:9). Когда одно из подобных событий выглядит особенно существенным для нового состояния христианина, вполне возможно, по предложению Грина (см. Литературу), говорить об «освобождении в Духе» (release in the Spirit). Однако если мы хотим придерживаться библейской терминологии, то выражение «крещение Святым Духом» следует приберечь для случаев принятия Бога посредством Его Святого Духа в момент спасения верующего. Как в заключение разъясняет Грин, сам принадлежащий к харизматической церкви, все семь мест в Писании «указывают не на вторую встречу, а на неповторимое, пусть и сложносоставное, облечение во Христа — с покаянием и верой, оправданием и прощением, с усыновлением и принародным свидетельством, с даром Святого Духа и запечатлением принадлежности — со всеми этими составляющими приобщения ко Христу», даже если «одни составляющие целого (могут быть) видны раньше других» (с. 134).
Иногда утверждается, что в определенных местах Писания, где речь идет о крещении, но без уточнения деталей, тоже говорится о крещении Святым Духом (например, 1 Пет. 3:21; Рим. 6:4; Гал. 3:27; Кол. 2:12). Такое толкование обычно приводят, чтобы выразить несогласие с теми, кто считает, будто бы в этих случаях говорится о возрождении при крещении. Но фактически в ранней Церкви слово крещение использовалось без уточнений, что речь идет именно о водном крещении. Ни одно из этих мест в Писании, даже если принять их за указание на погружение в воду, не подразумевает возрождения при крещении, зато они показывают, насколько тесно были связаны крещение в воде и обращение (а следовательно, и крещение Святым Духом) во времена Нового Завета.
Крейг Л. Бломберг
См. также: КРЕЩЕНИЕ ОГНЕМ; КРЕЩЕНИЕ; СВЯТОЙ ДУХ; СВЯТОЙ ДУХ: ДАРЫ.
Литература: G. R. Beasley-Murray, Baptism in the New Testament; J. D. G. Dunn, Baptism in the Holy Spirit; EDT, pp.121-22; H.M.Ervin, Conversion-Initiation and the Baptism in the Holy Spirit; M.Green, Baptism.