КРЕЩЕНИЕ ОГНЕМ
(BAPTISM OF FIltE)
Когда Иоанн Креститель проповедовал в иудейской пустыне, он объявил: «Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня... Он будет крестить вас Духом Святым и огнем» (Мф. 3:11; ср. Лк. 3:16). Во всем Писании огонь зачастую означает суд (Быт. 19:24; 4 Цар. 1:10; Ам. 1:4-7; Мф. 7:19; Иак. 5:3; 2 Фес. 1:8), в том числе и вечное наказание (Мф. 18:8; Иуд. 1:7). Но он может оказывать на народ Божий и положительное, очищающее действие (Ис. 1:25; Зах. 13:9; Мал. 3:2, 3; 1 Кор. 3:13-15; 1 Пет. 1:7; Отк. 3:18).
В контексте проповеди Иоанна естественно ассоциировать крещение огнем и суд (ср. Мф. 3:10-12; Лк. 3:9-17). С другой стороны, Иоанн обращается прежде всего к верующим — к тем, кто принял его крещение водой. Так что огненные языки, явившиеся в Пятидесятницу, иногда считаются исполнением его предсказания. Однако грамматику греческой фразы (использован один предлог для двух существительных) наиболее естественно толковать как относящуюся только к одному крещению, которое предусматривает одновременно и благословение, и суд (ср. в особенности Ис. 4:4). Вполне вероятно, что Пятидесятница для верующих была первым плодом очищения, но крещение не совершится окончательно, пока все люди не подвергнутся последнему суду.
Крейг Л. Бломберг
См. также: КРЕЩЕНИЕ ДУХОМ СВЯТЫМ; СВЯТОЙ ДУХ; ДАРЫ СВЯТОГО ДУХА.
Литература: J. D. G. Dunn, Baptism in the Holy Spirit; NIDNTT, 1:652-57.