ЛЕВ
(LION)
Хотя в большинстве случаев еврейские и греческие слова, обозначающие льва, употребляются в переносном смысле, мы, тем не менее, можем сделать ряд выводов, относящихся к представлениям о качествах и поведении львов в буквальном смысле слова. Львы, помимо прочего, сильны (Пр. 30:30), особенно по части своих зубов (Иов 4:10) и когтей (1 Цар. 17:37), бесстрашны (Пр. 28:1; 30:30), охотятся из засады (Пс. 16:12), наводят страх (Иез. 19:7; Ос. 11:10; Ам. 3:8), разоряют стада (1 Цар. 17:34; Мих. 5:8) и охраняют свою территорию (Ис. 31:4). И все же, при всей своей кажущейся независимости, лев в конечном счете зависим от Бога (Иов 38:39-40; Пс. 103:21), отвечает перед Ним (Иов 4:10) и сделается покорным во времена тысячелетнего царства (Ис. 11:6-7).
Многие примечательные качества львов зачастую самыми разными способами символически переносятся на отдельных людей и-целые народы. Царь страшен в своем гневе (Пр. 19:12; 20:2), воины храбры (2 Цар. 17:10), руководители народа беззаконны (Иез. 22:25; Соф. 3:3), враждебные народы приносят опустошение (Ис. 5:29; Иер. 2:15) и охраняют свою добычу (Ис. 5:29), а личные враги стремятся напасть из засады (Пс. 9:30; 16:12).
Богу приписываются многие львиные качества. Бог могуч (Ис. 38:13), неустрашим, когда отстаивает Свое достояние (Ис. 31:4), обрушивается на Своих врагов внезапно (Иер. 49:19; Ос. 13:7), наводит ужас (Ос. 11:10; Ам. 3:8) и совершает истребление (Иер. 25:38; Пл.И. 3:10; Ос. 5:14; 13:8). В Ам. 3:8 Бог даже назван «Львом».
Представления о «льве от колена Иудина» спорны, поскольку основополагающий текст (Отк. 5:5) грамматически неоднозначен и не имеет в предшествующих текстах близких параллелей. Во-первых, неясно, встречаемся ли мы в Отк. 5:5 с одним наименованием Христа («Лев от колена Иудина») или с сочетанием двух наименований («Лев»; «Тот, Кто от колена Иудина»). Во-вторых, предлагаемые параллели весьма приблизительны. В Быт. 49:9 не говорится о льве из колена Иудина; просто Иуда назван львом. В 3 Езд. 11:37; 12:1, 31 Мессия изображен в виде льва, но без уточнения про колено Иудино. В Завете Иуды 24:5 Мессия происходит из колена Иудина, но не назван львом. С учетом неточностей в предлагаемых параллелях осторожный толкователь не станет придавать большого значения традиции, совмещающей «льва» и происхождение «от колена Иудина» в одном понятии, а предпочтет заключить, что Иисус, Агнец, в качестве Мессии имеет два наименования, происходящие из двух разных традиций.
И наконец, образ льва достаточно многогранен в своих проявлениях, так что можно предположить использование его применительно к сатане. Такое прочтение возможно в 2 Тим. 4:17; а 1 Пет. 5:8 служит классическим примером. Здесь сказано и о том, что сатана устрашает свои жертвы, и о том, что он подкрадывается к своей добыче. Это его стремление потенциально следует считать осуществимым, но оно сводится к физической смерти жертвы. Таким образом, конфессионально верующий не должен терять веры, даже встречая самые безжалостные атаки дьявола.
Дэвид К. Хуттар
См. также: БОГ; МЕССИЯ; САТАНА.
Литература: G. J. Botterweck, TDOT, 1:374-88; R.K.Harrison, ISBE, 3:141-42; W.Michaelis, TDNT, 4:251-53; J.R.Michaels, I Peter.