ЛИЦЕМЕРИЕ, ФАРИСЕЙСТВО

(HYPOCRISY)

Хотя в Ветхом Завете мы и не встретим специального еврейского слова для обозначения лицемерия, о лицемерии как о понятии речь в нем идет неоднократно — в основном в связи с неискренностью поклонения Богу. Господь отвергает жертвоприношения и храмовые службы (Иер. 7:4-11), когда поклоняющиеся Ему не усвоили боговедение и не знают истинной любви (Ис. 1:11-17; Ос. 6:4-6; Ам. 4:4-5; 5:21-24). Лицемерие обнаруживает себя в несоответствии между внешними религиозными проявлениями и исповеданием религии (Ис. 1:10-17).

Возможно, основополагающая идея Ветхого Завета сводится к тому, что у лицемеров безбожное сердце (Иов 36:13 — в LXX hypocrites для еврейского hanep, «безбожный, нечестивый»), которое восстает против Божьего закона (Иер. 7:21-24; Ос. 7:13-16; 8:1-2; ср. Иер. 6:19-20) и толкает человека на неправедные поступки, в том числе — на несправедливость и угнетение (Ис. 1:10-17; 58:2-7; 59:2-4, 13-15; Иер. 7:5). В противоположность этому, истинно верующий должен ходить перед Господом с чистым сердцем (Пс. 14:2; 23:4). Лицемеры — еще и безбожные возмутители со льстивыми устами и лживым языком (Пс. 5:10-11; 11:3-5; 77:36-37; Дан. 11:21, 27; ср. Пс. 54:21-22), защищающие нечестие (Дан. 11:32, 34).

Новый Завет, как представляется, объединяет ветхозаветную концепцию восстания против Бога и понятие греков античности hypokrisis — «актерство», «лицедейство». Греческие представления о «лицедействе» выглядят основополагающими в Мф. 6:2, 5, 16, где Иисус предостерегает против показной набожности ради производимого на окружающих впечатления (Мф. 6:5, 16, 18; ср. Мф. 23:5). Лицемер внешне создает впечатление религиозности, раздает ли он милостыню, молится или постится. Английское понимание «лицемерия» как отрицания на деле того, что проповедуется на словах, встречается редко (Мф. 23:3). Лицемер обольщается своими претензиями, которые больше никого не обманывают (Мф. 7:5; Лк. 6:42), Лицемерие может подразумевать непонимание духовных истин (Лк. 12:54-56; 13:15; ср. Мф. 12:7; 23:23) или даже упрямую слепоту в духовных вопросах (Мф. 23:17, 19, 23-24, 26).

Лицемер притворяется добродетельным, но под налетом благочестия у него кроется злонамеренное и коварное сердце (Мф. 22:15-18; ср. 1 Пет. 2:1). Хотя лицемеры оправдывают свою набожность, сердце их далеко отстоит от Бога (Мф. 15:7-9, 18-19; ср. Ис. 29:13-14). Как и в Ветхом Завете, обнаруживается расхождение между внешним следованием религиозной обрядности и истинным внутренним содержанием (Мф. 23:25-30; в противоположность Мф. 5:8). Так, термин лицемер (Мф. 24:51) может выступать синонимом «неверующего/отступника». Подобные «лицемеры» мешают другим прийти к Христу и даже приобщают людей к своему безбожному образу жизни (Мф. 23:13, 15; ср. Дан. 11:32, 34). Или же втягивают других в ложное вероучение (1 Тим. 4:1-2). Таким образом, лицемерие считается одним из свидетельств о земной или бесовской мудрости (Иак. 3:13-17).

Отсутствие лицемерия (подлинность веры и искренность любви от чистого сердца) — это признак благочестивого характера (1 Тим. 1:5; 2:5, 7; ср. Пс. 14:2-5; 23:3-5; 2 Кор. 6:6-7).

Грег У. Парсонс

Литература: U.Becker and H.-G.Link, NIDNTT. 2:467-74; H.L.Ellison, New Bible Dictionary, p. 502; D.A.Hubbard, EDT, p. 539.