МАГИЯ

ВОЛШЕБСТВО, ЧАРОДЕЙСТВО, ВОЛХВОВАНИЕ

(MAGIC)

Ветхий Завет. Волхвование — попытка с помощью магических заклинаний поставить себе на службу сверхъестественные силы, чтобы достичь целей, иным путем неосуществимых, — рассматривается в Ветхом Завете негативно (Лев. 19:26, 31; 20:6; 1 Цар. 28:9; Ис. 8:19; 44:25; 57:3; Иер. 27:9; Иез. 22:28; Мих. 5:12;) и запрещается под страхом смерти (Исх. 22:18; Лев. 20:27; Вт. 18:10-11). Тем не менее многие магические обряды хананеев позднее были широко распространены в разделенном царстве: Иезавель занималась волхвованием (4 Цар. 9:22), Манассия поощрял вызывателей мертвых (4 Цар. 21:6; 2 Пар. 33:6), еврейские прозорливцы и гадатели практиковали ворожбу (Мих. 3:7), а Исайя осуждал женщин за то, что они носят «привески волшебные» (Ис. 3:18-23). Разнообразие терминологии, используемой в запретах, свидетельствует, что волхвование было в иудейском мире серьезной проблемой. Однако многие из слов, обозначающих запрещенные обряды (в основном во Вт. 18:10-11), поддаются объяснению лишь с трудом, в том числе — жертвоприношения детей (совершаемые, вероятно, для гадания; Вт. 18:10; 4 Цар. 21:6), различные разновидности ворожбы (Исх. 22:18; Чис. 23:23; Вт. 18:10-11; 1 Цар. 15:23; 4 Цар. 17:17; Мих. 3:6), чародейство {синод, «ворожея»}; Вт. 18:11; Иер. 27:9; Мих. 5:12; Мал. 3:5) и некромантия (1 Цар. 28).

Волхвование рассматривалось как составная часть языческой мудрости; «волхвами» почитали мудрецов (Пс. 57:6; Дан. 1:20; 2:13) и чужеземных царедворцев (Быт. 41:8; Исх. 7:11; Дан. 2:2). В отличие от языческих источников ветхозаветные священнописатели не усматривают связи между волшебством и богами. В Писании чужеземные чародеи в своих заклинаниях не просят помощи богов, но нередко взывают к самодовлеющим силам, независимым от богов (Ис. 47:13; израильские монотеисты не признавали существования иных богов). Более того, библейские священнописатели, как представляется, приписывают волшебным силам те черты реальности, в которых отказывают иноземным богам. Ворожба рассматривалась как непокорство людей, проникающих в божественные тайны, пытаясь сравняться с Богом.

Хотя на чародейство существовал формальный запрет, израильская религия, на первый взгляд, усвоила некоторые хананейские магические обряды. В Ветхом Завете рассеяно немало ссылок на различные подражательные магические обряды, в том числе на использование волшебной одежды (4 Цар. 2:13-14), волшебных жезлов (Исх. 7:9), возложение рук (4 Цар. 5:11), употребление мандрагоры (Быт. 30:14-18), использование различных орудий (4 Цар. 6:7), волос (Суд. 16:17), нашептываний (2 Цар. 12:19), заклинаний (Нав. 10:12), ворожбы со стрелами (1 Цар. 20:20-22) и с водой (Исх. 15:25), а также на различные благословения, проклятия и сны. Ритуальные установления Ветхого Завета как бы содержат в себе оттенок волхвования. Животные для жертвоприношений должны быть надлежащего возраста, пола и масти; многие из них, вероятно, не использовались потому, что участвовали в магических обрядах хананеев (Вт. 14:21).

Тем не менее иноземные заимствования и специальная терминология служили для израильской религии лишь средствами выражения. Магические черты сохранялись в древнейших элементах культа, изначальное значение которых радикально изменилось. Священнописатели, лишив магические действия самодовлеющего значения, сделали их средствами для выражения Божьей воли. Чудотворцы призывали имя Яхве (Исх. 7:8-9; 15:25; 3 Цар. 17:21; 4 Цар. 2:14). Чудеса служили просто знаками, подтверждающими призвание пророка, который творил их не благодаря собственному искусству, а благодаря могуществу Яхве (Исх. 3:14-17; Вт. 13:2-3; Суд. 6:17, 36; 3 Цар. 18:36; Ис. 7:10-11). Священнописатели прилагают немалые усилия, чтобы показать, что Моисей сам по себе, без Бога, был беспомощен (Исх. 4:10; 6:12, 30). Даже Валаам, волхв и пророк, мог лишь исполнять волю Божью (Чис. 23:12). Бог способен отменить проклятие и превратить его в благословение (Пс. 108:28). Человек Божий исцеляет недужных, раскрывает тайное, творит чудеса и провозглашает проклятия и благословения, совсем как языческий чародей. Тем не менее осуществляется это не с помощью колдовского искусства, и мудрость таких людей не восхваляется (4 Цар. 5:11). Все их ритуалы, вполне заурядные, не были связаны с языческой традицией.

Ворожбу израильтяне считали разновидностью чародейства. Библейские священнописатели запрещают все иноземные обряды, применяемые для гаданий и прорицаний (Лев. 20:6, 27; Вт. 18:10; 1 Цар. 28:3; 4 Цар. 23:24; Ис. 2:6; 8:19; 57:3; Иез. 13:17), в том числе гадание на воде (Быт. 44:5, 15) и астрологию (Ис. 47:13; Иер. 10:2). Их отличали от средств вопрошания Яхве (урим и туммим, Чис. 27:21; ефод, 1 Цар. 23:9; жребии, Чис. 26:55; сны, 1 Цар. 28:6) на том основании, что ворожба была обычаем иноземных народов. И все же все израильтяне верили в ее силу (1 Цар. 28:8-20). Связи ворожбы с иными богами, как и в случае с чародейством, библейские священнописатели не усматривают. Ворожбу они считают искусством волшебства или мудрости, раскрывающим Божии тайны недозволенным способом (Ис. 19:3; Иез. 21:28; Ос. 4:12). Итак, те, кто занимается ворожбой, полагаются на знамения и на человеческую мудрость, а не на Бога. Вопросы о будущем допускались, коль скоро они были обращены только к Богу и удостаивались Его одобрения (Суд. 6:36; 7:4; 2 Цар. 5:23). Израильтяне, вместо того чтобы прибегать к системе изощренных обрядов, предпочитали самое простое — бросить жребий, обращаясь к Богу и полагаясь на Его решение. В целом же, гадание в узком смысле слова они не отвергали, а напротив, одобряли практику обращения к Богу с целью узнать Его решение.

Новый Завет. Обряды волшебства были распространены также и в новозаветном мире. Хотя новозаветные священнописатели явно не осуждают чародейство, ни о ком из тех, кто им занимается, ничего лестного не сказано. Встречаются многочисленные предостережения против чародеев (греческое pharmakos, тот, кто имеет дело с ядами и зельями; Гал. 5:20; Отк. 9:21; 18:23; 21:8; 22:15).

Новозаветные христиане относились к искусству магии, как и их ветхозаветные собратья. Хотя волхв (греческое magos, первоначально — название иранской жреческой касты, затем это слово приобрело специальный смысл, ср. Геродот, «История» 1.101,132; Мф. 2:1-16; Деян. 13:6-8) Симон был сурово осужден Петром (Деян. 8:9-24), действенность его магической силы не вызывала сомнений, и он считался опасным. На примере истории про Вариисуса (который пытался противостоять Павлу и Варнаве, Деян. 13:4-12) священнописатель выявляет разницу между Христом и чародеями. Из других чародеев по имени упомянуты только Ианний и Иамврий, египетские жрецы времен Моисея (2 Тим. 3:6-8); эти имена отмечены в более поздних иудейских текстах и даже у Плиния Старшего, который считал Моисея одним из египетских волшебников («Естественная история» 30, 1 11). Для Павла чародеи служили примером тех, кто противостоит истине. Служанка, одержимая духом прорицательным (греческое pneuma python; обычно этот дух ассоциировался с дельфийским оракулом; Деян. 16:16), вынуждена была признать Христа, однако апостол не принял ее свидетельство, так как оно исходило из нечестивого источника. Сожжение книг по чародейству (Деян. 19:19-20) расценивается как признак того, что слово Господне «с такою силою возрастало и возмогало». Обманщики (слово, обозначающее, возможно, чародеев, использующих внушение; 2 Тим. 3:13) расценивались Павлом как вводящие в заблуждение, и он говорит, в переносном смысле, что галаты были околдованы (Гал. 3:1 {синод, «кто прельстил вас»}. Аналогичным образом, осуждая ересь в Кол. 2:8-23, Павел подразумевает магические обряды.

Многие из принятых в Новом Завете обрядов (изгнание бесов, исцеление верою, использование жребия, Деян. 1:26) могли быть истолкованы неевреями как аналоги их собственных ритуалов. Собственно говоря, некоторое лингвистическое сходство между словами, используемыми в Новом Завете для изгнания бесов и исцелений, и обрядами языческой магии существовало. Язычники считали природу чудес магической и поэтому путали чудеса апостолов с волхвованиями своих чародеев (Деян. 8:9-11). Изгнание бесов Иисусом кое-кому показалось колдовством (Мф. 12:25-37; Мк. 3:23-30; Лк. 11:17-20), как и использование Им слюны для исцеления слепого (Мк. 7:33). В некоторых раввинистических текстах фактически говорится, что Иисус был волхвом. Но новозаветные священнописатели усматривают в чудотворстве Иисуса и апостолов божественное происхождение. Исцеление женщины, страдающей кровотечениями, произошло благодаря ее вере (Мф. 9:20-22; Мк. 5:25-34; Лк. 8:43-48), а не благодаря магии.

Марк У. Чавалас

См. также: ВОРОЖБА; ИДОЛ.

Литература: Н. С. Brichto, The Problem of «Curse» in the Hebrew Bible, A.Guillaume, Prophecy and Divination Among Hebrews and Other Semites, H.Huggman, The Word of the Lord Shall Go Forth: Essays in Honor of David Noel Freedman in Celebration of His Sixtieth Birthday, pp. 355-59; S. Iwry, JAOS 81 (1961); 27-34; J.Lindbloom, VT 12 (1962): 164-78; M.Unger, Biblical Demonology, R.B.Zuck, Bibliotheca Sacra, 128 (1971): 362-80.