МАРКА

ЕВАНГЕЛИЕ: БОГОСЛОВИЕ

(MARK, THEOLOGY OF)

Евангелие от Марка содержит учение о личности и деяниях Бога, раскрытых через слова и дела Его Сына, Иисуса Христа. Богословие Марка — это исторические записи, оформленные в виде повествования.

Структура. Служение Иисуса предваряется делами Иоанна Крестителя, который, как обетованный вестник Божий, должен «приготовить путь Господу» (Мк. 1:2-3). В Своем служении, определяемом как

Благая Весть (Евангелие), Иисус, Который есть Христос, исполняет ветхозаветные обетования о Мессии-Царе из дома Давидова и исполняет уникальным образом, так как Он также — Сын Божий (Мк. 1:1, 11).

В изображении Марка Иисус с самого начала наделен от Бога Святым Духом (Мк. 1:8-10) и проповедует Божие Евангелие (Мк. 1:14). Иисус объявляет об особенных деяниях Бога в связи с приближением Царства Божиего и призывает слушателей покаяться и уверовать в эту Благую Весть (Мк. 1:15).

Мессианское служение Иисуса сначала происходит в основном в Галилее (Мк. 1:16 - 8:26), где Иисус призывает учеников, учит как власть имеющий, исцеляет и изгоняет нечистых духов, называя Себя при этом Сыном Человеческим. Затем центр повествования перемещается в Иерусалим (Мк. 8:27 - 16:8), где Иисус претерпевает муки, умирает и воскресает силой Божьей из мертвых, «для искупления многих» (Мк. 10:45).

Ветхозаветные обетования. По сравнению с Евангелием от Матфея, где личность и служение Иисуса от самого Его рождения и до Его смерти изображаются как исполнение ветхозаветных пророчеств, в Евангелии от Марка соотношение между Иисусом и Ветхим Заветом трактуется более широко.

В Мк. 1:2-3 пришествие Иоанна Крестителя и его пророческая роль напрямую связываются с эсхатологическими обетованиями в Мал. 3:1 и Ис. 40:3. Сходным образом, «рассеяние овец» в Мк. 14:27 — как результат взятия Иисуса, суда над Ним и Его смерти — восходит к эсхатологическому пророчеству в Зах. 13:7.

То, что Иисус Сам именует Себя «Сыном Человеческим» у Марка ясно указывает на радикально новое толкование эсхатологических обетований Ветхого Завета. В «малом Апокалипсисе» Мк. 13 фигура Сына Человеческого из Дан. 7:13 появляется после великих скорбей (Мк. 13:19; ср. Дан. 12:1) и гибели сотворенного миропорядка (Мк. 13:24; ср. Ис. 13:9-10; Иоиль 2:10, 31). В библейской истории спасения евангельское время — это время исполнения. Иисус раскрывает себя в качестве Сына Человеческого, чтобы противостоять ложным мессианским толкованиям фарисеев, приготовить Своих учеников к тому, что Он должен совершить искупление многих, и показать верным, каким образом им надлежит следовать за Ним.

Основы этого богословия прозрачны. Богосыновство Иисуса и сошествие на Него Святого Духа в Мк. 1:9-11 (ср. Мк. 12:35-37) представляют собой неявные ссылки на Божии обетования грядущего Царства в Пс. 2:7-8; 109:1 и в Ис. 42:1. Иисус в качестве равви совершенно по-новому толковал и применял Закон в связи с этим грядущим Царством (Мк. 10:1-12; 12:13-17, 28-34) и, основываясь на авторитете Ветхого Завета, объявил, что Его слушатели будут либо внутренними, знающими тайны Царства, либо «внешними» (Мк. 4:10-12; ср. Ис. 6:9-10), в зависимости от того, как они примут Его учение.

Значение многих чудес Иисуса раскрывается в Мк. 7:37, где отражены упования из Ис. 35:5-6 на искупление при пришествии Бога. В то время как толпы, приветствующие Иисуса при входе в Иерусалим, совершенно справедливо почитали Его за Мессию-Царя из дома Давидова (Мк. 11:9-10; ср. Пс. 117:25-26), переосмысление Иисусом роли «Сына человеческого» из Дан. 7:13 как Раба, Который страдал добровольно, является наиболее существенным уроком, полученным Его учениками (Мк. 8:31; 9:31; 10:33-34). Таковы были также Его последние слова первосвященнику, спросившему, Он ли «Христос, Сын Благословенного» (Мк. 14:61).

Христология. Начиная рассказ о Иисусе с Его крещения, укрепления Духом Божиим и искушения сатаной, Марк подчеркивает, что Иисус — существо божественное, что Он есть Сын Божий. Тем не менее далее в ходе повествования возникает некий парадокс, когда Иисус изображается как человек, чувствующий, надеющийся и переживающий, подобно нам. Третьей составляющей этой христологической загадки является то, что Иисус настаивает на сохранении в тайне Его мессианской сущности, продолжая называть Себя «Сын Человеческий».

В повествовании разъяснение того, что подразумевается под титулом «Сын Человеческий», можно найти в ряде рассказов, где авторитетность, с какой учительствует Иисус, вызывает изумление толпы и гнев и недоверие религиозных руководителей. В этих рассказах нередко проявляется власть Иисуса исцелять и прощать грехи (Мк. 1:21-28; 2:1-12; 5:21-43; 6:1-6). Используемая при исцелениях власть Иисуса над нечистыми духами побуждает их заклинать Его как Сына Божиего. Повинуясь Его приказу молчать, духи признают Его богосыновство (Мк. 1:24-26; 3:11; 5:7-13).

Связь титула «Сын Божий» с мессианской идеей, по-видимому, отражает чисто функциональное словоупотребление (Мк. 1:1; 14:61); однако определение «возлюбленный» при объявлении богосыновства Иисуса свидетельствует об удостоверении Богом взаимоотношений между Иисусом и Его Отцом (Мк. 1:11; 9:7; ср. Мк. 13:32; 14:36). То, что эти взаимоотношения признаны также людьми в пору кажущегося поражения, когда сотник, увидев умирающего Иисуса, исповедует, что Он — Сын Божий (Мк. 15:39; ср. Мк. 12:6), акцентирует значение для верующих распятия как откровения о могуществе и мудрости Бога.

На позднейшие возражения иудеев относительно того, будто бы смерть Иисуса свидетельствует о Его поражении и опровергает Его предшествующие заявления, христология Марка дает исчерпывающий ответ. Иисус, Сын Божий, является одновременно человеком из Назарета (Мк. 1:9, 24; 10:47; 14:67; 16:6), который может испытывать гнев (Мк. 3:5; 8:33; 10:14; 11:15-16), разочарование (Мк. 6:5-6; 9:19; 11:12-14) и не только умирает (Мк. 15:45), но и глубоко встревожен из-за неизбежности смерти (Мк. 14:33-34) и ее значения (Мк. 15:34). При рассмотрении этого парадокса только взгляд верующего способен различить, что Иисус, будучи Сыном Божиим, подчинялся и страдал добровольно (Мк. 10:45) и воскрес из мертвых согласно обетованию (Мк. 8:31; 9:31; 10:34; 14:28; 16:6).

Слова и дела Иисуса во время Его общественного служения в Галилее и ее окрестностях заставляли людей недоумевать, Кто же Он. Неспособными признать в Нем Мессию оказались толпы (Мк. 1:27), религиозные руководители (Мк. 2:7), ученики (Мк. 4:41) и Его сограждане (Мк. 6:3). Не может ли быть так, что загадка Его подлинной сущности разрешима только тогда, когда становится ясно, что означало для Иисуса быть Мессией? Запрет Иисуса ученикам рассказывать другим людям о Его мессианстве (Мк. 8:29-30) подтверждает это предположение.

Хотя на мессианство Иисуса Его обычный титул {Сын Человеческий} почти что не указывает, очевидно, что Царство Божие выступает одной из главнейших тем в учении Иисуса и что Его принадлежность к дому Давида и соответствующее право на престол признаны как друзьями, так и врагами. Каким бы ни было дополнительное значение чудес Иисуса в Евангелии от Марка, они также служат доказательством Его мессианства. Иисус совершает чудеса силой Святого Духа (Мк. 6:1-6; ср. Мк. 1:32-34; 3:7-12; 6:53-56; 7:37) — в противоположность лжехристам, дающим знамения и чудеса для прельщения (Мк. 13:22).

Частое употребление титула «Сын Человеческий» с учетом его смысла в повествовании свидетельствует о его особенном значении для христологии Марка. В качестве широко известного наименования, в противовес употреблению вероисповедного титула «Мессия», этот титул указывает на три ключевых аспекта служения Иисуса. Во-первых, земное служение Иисуса подкреплено божественным авторитетом (Мк. 2:10, 28). Во-вторых, именно в качестве Раба, Который страдал добровольно и воскрес из мертвых, послушен Иисус Богу и искупает нас (Мк. 8:31; 9:9, 12, 31; 10:33, 45; 14:21, 41). В-третьих, Он обещает вернуться с полной силою и славою для последнего суда (Мк. 8:38; 13:26; 14:62). Если другие титулы Иисуса Его слушателями могут быть поняты по-разному, определение «Сын Человеческий» совершенно особым образом определяет служение Иисуса одновременно через величие и смирение.

Спасение. Жизнеописание Иисуса у Марка заключено между началом Его служения в Галилее, когда Иисус призывает людей «покайтесь и веруйте в Евангелие» (Мк. 1:15), и концом Его служения в Иерусалиме, когда сотник у креста исповедует, что Иисус — «Сын Божий» (Мк. 15:39). Представление о спасении можно составить по отклику слушателей и очевидцев на чудеса, высказывания и притчи Иисуса, имевшему место при разнообразных обстоятельствах в промежутке между этими двумя событиями, а также по тому толкованию, которое Иисус дает Своим действиям.

В Евангелии от Марка с верою откликаются те, кто стал поводом для проявления могущества Иисуса (Мк. 2:5; 5:34, 36; 9:23-24; 10:52; ср. 7:29). Благодаря зримым свидетельствам власти Иисуса становится очевидно, что занимается заря нового века, а отклик очевидцев подчеркивает — Бог в

Иисусе способен дать человеку все, что ему нужно.

Толпы народа, который изумляется учению и деяниям Иисуса (Мк. 1:22, 27; 2:12; 5:20, 42; 6:2; 7:37; 9:15; 10:32; 11:18; 12:17), собираются почти исключительно в Галилее, что символизирует всеобщность спасения. С другой стороны, враги Иисуса в Иерусалиме, стремясь погубить Его, испытывают страх перед поддерживающей Его толпой (Мк. 11:18-32; 12:12), они боятся тех изменений, которые подразумевает предложенное Иисусом спасение, хотя невольно сами способствуют им, обрекая Его на смерть на кресте.

То, что ученики испытывают смешанное чувство удивления и страха, свидетельствует, как трудно увязать между собой обещания Иисуса дать человеку все необходимое для жизни с высказанной Им готовностью вступить в Своей жизни на путь страданий и смерти. Так, в тех двух случаях, когда бушующее море утихает и ученики перестают бояться, упрек в недостатке у них веры вполне справедлив (Мк. 4:40-41; 6:50-52); а когда Иисус открыто говорит о предстоящих Ему страданиях, страх и непонимание учеников побуждают их сначала прекословить Иисусу (Мк. 8:32), затем хранить молчание (Мк. 9:32) и наконец — последовать за ним в Иерусалим, не переставая ужасаться (Мк. 10:32). Ужас и изумление женщин, пришедших к гробу Иисуса, и их последующее умолчание про обещание Иисуса встретить Своих учеников в Галилее (Мк. 16:5-8; ср. Мк. 14:28) должны были предостеречь учеников от подобных чувств, препятствующих тому, чтобы с верой откликнуться на предложение спасения в Иисусе Христе, Сыне Божием.

Ученичество. Роль учеников в служении Иисуса является отправной точкой для понимания сути ученичества у Марка. Будучи богооткровенной хроникой событий, история учеников отражает историческую реальность и обращена к проблемам, актуальным как для Марка, так и для нас. Она также свидетельствует о противоречивых чувствах учеников, вызванных христологическим парадоксом (Иисус — одновременно Сын Божий и Сын Человеческий) и истолкованием спасения как жизни, приходящей через смерть. Ученики с готовностью следовали за Иисусом, но испытывали недоумение и страх.

Эволюция значения ученичества отражена в структуре Евангелия от Марка с его делением на служение Иисуса в Галилее (Мк. 1:16 - 8:26), служение в Иерусалиме (Мк. 8:27 - 13:37), страсти и воскресение (Мк. 14:1 - 16:8). Служение в Галилее начинается с того, что ученики вняли призыву Иисуса и оставили все, чтобы последовать за Ним и учиться у Него (Мк. 1:16-20; 2:13-14; ср. Мк. 10:28).

Для расширения служения в Галилее Иисус избирает двенадцать человек в качестве апостолов, чтобы находились при Нем, чтобы посылать их на проповедь Благой Вести и чтобы они имели над бесами такую же власть, как Иисус (Мк. 3:13-19). Исполнять волю Божью, выраженную в Иисусе, означает стать членом Его семьи (Мк. 3:35), но это, очевидно, еще не гарантирует понимание учения Иисуса (Мк. 4:10-12) и Его действий (Мк. 4:35-41).

В качестве подготовки к распространению служения Иисуса за пределы Галилеи, в языческий мир, двенадцать апостолов были разосланы как и прежде, за исключением того, что на этот раз они должны были пойти по двое и в своих нуждах целиком полагаться на попечение тех, кто их примет (Мк. 6:7-12). Незамедлительный успех апостолов (Мк. 6:13, 30) составляет контраст с их позднейшим недоумением, как можно удовлетворить потребность в пище (Мк. 6:35-37; ср. Мк. 8:4), и неспособностью узнать Иисуса, пришедшего к ним на выручку (Мк. 6:49-52).

Три раздела с явно изложенными наставлениями для учеников, следующие за исповеданием Петром Иисуса в качестве Мессии (Мк. 8:29), относятся ко времени, когда Иисус находится на Своем пути в Иерусалим и к распятию. Образцом для учеников является жизнь Иисуса, исполненная послушания и служения, даже готовности идти на смерть (Мк. 10:45). Прежде всего, Он отвергает стремление к власти над миром (Мк. 8:34 - 9:1), затем тягу к почестям (Мк. 9:33-37) и наконец — желание занимать первое место (Мк. 10:35-45). Он призывает Своих последователей найти в кресте смысл жизни, отказываться от высокого общественного положения и связанных с ним претензий на особые права, принять роль слуги посредством смирения, готовности пострадать и даже умереть за других.

Эсхатология. То, что Евангелие от Марка обрывается на стихе Мк. 16:8, было исправлено ранней церковью с помощью более или менее пространного дополнения текста (Мк. 16:9-20). Это означает, что здесь после воскресения Иисуса нет определенных высказываний о намерении Иисуса вернуться, таких как Мф. 28:18-20 или Лк. 24:50-53 (ср. Деян. 1:11). В Евангелии от Марка ссылки на возвращение и его итоги, поскольку у них нет однозначного эсхатологического контекста, допускают толкование в качестве описания событий, относящихся как к воскресению Иисуса, так и к концу века.

Рассказ о преображении (Мк. 9:2-13), особо выделяющий явление Илии с Моисеем и исключительность Иисуса, возлюбленного Сына Божиего, заостряет также наше внимание на страданиях и воскресении Сына Человеческого. Этот рассказ выявляет, что Иисус — не просто еще одна величественная и бессмертная фигура, наподобие Илии и Моисея. Иисуса ждет та же бедственная участь, что и Иоанна Крестителя, нового Илию, но Иисус воскреснет из мертвых. Вместе с учениками мы задаемся вопросом: «Что значит воскреснуть из мертвых?» (Мк. 9:10).

Ответ можно найти в беседе на горе Елеонской, так называемом «малом Апокалипсисе» из Мк. 13. Иисус обращается к иудейским апокалиптическим описаниям событий, которые должны предшествовать концу истории и включают в себя появление лжехристов (Мк. 13:6, 21-23), войны, землетрясения, голод (Мк. 13:7-8), гонения (Мк. 9:13), мерзость запустения (Мк. 13:14) и близящееся разрушение храма (Мк. 13:2-4). Иисус также призывает Своих учеников расценивать эти бедственные времена как возможность деятельно и с верою проповедовать Евангелие всем народам (Мк. 13:10) и с верою до конца претерпевать любые невзгоды (Мк. 13:11-13, 35-37).

И наконец, Иисус предостерегает, что за разрушением храма последует конец века. Небесные знамения, предсказанные пророками (Мк. 13:24-25), возвестят о возвращении Сына Человеческого, Чью силу и славу увидят все, когда Он соберет избранных Своих (Мк. 13:26-27). Именно эти избранные и получают предупреждение о неизбежности возвращения Иисуса и необходимости постоянно быть готовыми (Мк. 13:28-31), несмотря на то что день и час известны только Отцу (Мк. 13:32). Итак, Марк изображает Иисуса в качестве Господа истории, Который знает будущее и обещает пребывать со Своими учениками, когда они последуют за Ним по Его крестному пути и провозгласят Благую Весть о том, что Бог свершил и свершает в Иисусе Христе.

Герберт Л. Шварц

Литература: J.D.Kingsbury, The Christology of Marks Gospel; W.J.Lane, The Gospel According to Mark; R.P.Martin, Mark: Evangelist and Theologian; R.P.Meye, Jesus and the Twelve, W.M.Swartley, Mark: The Way for All Nations.