МЕСТЬ

ВОЗМЕЗДИЕ

(VENGEANCE)

Желание пострадавшей стороны покарать тех, кто причинил вред, получить компенсацию, либо доказать свою невиновность перед лицом ложных обвинений. В мщении проявляется праведность Бога, возмещающего несправедливость правдою. Он совершает мщение убийцам беззащитных (Пс. 93:1-6) и врагам Своего народа (Иоиль 3:19-21). Идея мщения включена в нравственный закон Израиля, предусматривающий ответственность израильтян, как Божьего народа, за их преступления. Словом мщение чаще всего переводится еврейское слово naqam, а употребляется это слово Богом (Ис. 1:24) или людьми (Исх. 20:20-21), осуществляющими законное возмездие. При беззаконном умерщвлении человека должна была совершаться личная месть со стороны определенного члена семьи (Чис. 35:19-21). В спорных случаях неумышленного убийства виновный мог укрыться от родственников жертвы в одном из городов убежища (Чис. 35:22-29). По мере превращения Израиля из вольного союза племен в монархию функция возмездия переходила к государству (Вт. 24:16). Lex talonis, пли закон, устанавливающий необходимость соответствия наказания преступлению, требует отдавать «душу за душу, глаз за глаз, зуб за зуб» (Исх. 21:23-25) и зачастую понимается как запрет на непропорциональное возмездие. Однако основой этого принципа является то, что несправедливость должна быть наказана. Если виновный не будет умерщвлен, земля останется оскверненной (Вт. 19:11-13). Мщение отражает чувство восстановления справедливости при свершении правосудия. Роль мстителя переходила ко всему народу, когда Израиль отвечал на агрессию своих соседей. Самсон умертвил три тысячи филистимлян, ослепивших его (Суд. 14 - 16). Божье отмщение — последняя надежда Израиля в отношении его врагов египтян (Исх. 15:1-18; Вт. 32:35-36). В Новом Завете отмщение рассматривается по-другому. У правительства остается роль исполнителя Божьего возмездия нарушителям закона (1 Пет. 2:14), но личная месть запрещена. Иисус требует, чтобы принцип возмездия сменила этика любви к своим врагам (Мф. 5:38-48). Точно так же Павел запрещает воздавать злом за зло и стремиться к личной мести (Рим. 12:17-21). Это очевидное отличие заставило Маркиона во втором столетии, Шлейермахера в восемнадцатом столетии, а позже — еще некоторых ученых, прийти к выводу, что ветхозаветная религия стоит ниже новозаветной. При таком подходе, когда Ветхому Завету приписывается абсолютное требование отмщения, упускается из виду, что Иосиф простил своих братьев (Быт. 45:1-4), Давид пощадил жизнь Саула (1 Цар. 26), а позднее — жизнь его семьи (2 Цар. 9:9-13). Бог не истребил Израиль полностью, но простил его, сохранив, несмотря на все беззакония, остаток Израиля (Мих. 7:18-20). Божье возмездие в Ветхом Завете следует понимать не как стремление Бога к удовлетворению Себя в осуществлении суда, а как выражение недовольства всем нечестием и неправдой человеков и намерение восстановить изначальную гармонию (Иоиль 3:19-21). Отмщение предвосхищает искупление. Родственник, намеревающийся отомстить за убийство, назывался goel ha.dd.am (Чис. 35:19) — мститель за кровь или искупитель крови. Это дает необходимую основу для понимания смерти Христа, удовлетворяющей потребность в Божьем возмездии и осуществляющей искупление. Карающая Божья праведность, стремящаяся к отмщению грешникам, в Христе становится искупительной. Прощение вместо отмщения становится основой христианской морали. Непримиримая мстительность остается уделом тех врагов Христа и Церкви, которые по неверию отвергают ее умиротворение в смерти Христа.

Дэвид П. Скаир

См. также: ПРОКЛЯТИЕ; ЗАКЛЯТОЕ; СУД; ПРАВДА; ПРОВИДЕНИЕ БОЖИЕ; НАКАЗАНИЕ; ПОКЛОНЕНИЕ; ГНЕВ БОЖИЙ.

Литература: H.McKeating, ЕхрТ, 74:239-45; G. Е. Mendenhall, The Tenth Generation.