МИР, ВСЕЛЕННАЯ

ВЕК (ЭТОТ И БУДУЩИЙ)

(WORLD)

Библейская концепция мира подразделяется на пять категорий: физический мир, мир людей, этический мир, преходящий мир и мир грядущий.

Физический мир. Физический мир в своем самом широком смысле включает в себя всю вселенную, космос (Ин. 1:9; Деян. 17:24) или творение (Рим. 8:20). Однако, когда библейские священнописатели говорят о мире, они обычно имеют в виду землю как таковую, не объединяя с ней солнце, луну и звезды. В Ветхом Завете нет явных ссылок на землю как планету, хотя в выражении из Ис. 40:22, «круг земли», некоторые подозревают именно такую ссылку. Во многих случаях упоминания в Ветхом Завете мира или земли Veres; в поэтическом словоупотреблении иногда tebel) речь может идти как о планете, так и о ее поверхности. Когда ветхозаветные священнописатели хотят назвать вселенную в целом, они используют обороты типа «небо и земля» (Быт. 1:1) или их расширения (Исх. 20:11; Неем. 9:6).

Писание прежде всего утверждает, что мир сотворен Богом (Быт. 1:1 - 2:4; Деян. 4:24; 14:15; Отк. 10:6). Поскольку Он его сотворил, Он им владеет и может называться его Господом (Мф. 11:25; Лк. 10:21; Деян. 17:24). Вся земля полна славы своего Творца (Ис. 6:3). Поскольку Творцом и Господом земли является Бог, она имеет лишь второстепенное значение; верующий не должен ни клясться ею (Мф. 5:34-35), ни собирать на ней сокровища (Мф. 6:19).

Бог сотворил землю так, чтобы она была плодородна. В Его творении обеспечивается существование как для животных, так и для людей (Пс. 103:10-22).

Суд Божий охватывает весь физический мир. Мир был уничтожен потопом, а ныне сберегается для Божьего суда в конце века (2 Пет. 3:7, 10). Постоянство мира лишь относительное. В конце Божьи Ангелы соберут избранных Божьих «от края земли до края неба» (Мк. 13:27). До того времени земля остается ареной дел Божьих, совершаемых через Его народ. Христиане должны свидетельствовать о Иисусе «до края земли» (Деян. 1:8).

Мир людей. Мир людей включает в себя сушу, где люди могут жить, обитаемые земли, где они действительно живут, и, по метонимии, самих живущих на земле людей.

Суша упоминается в противопоставлении морю в Быт. 1:9-10 и Отк. 10:2. Значительную часть суши занимают обитаемые территории. При сотворении обитаемых земель персонифицированная Божья мудрость «была радостию» (Пр. 8:27-31). Незадолго до рождения Христа кесарь Август вознамерился провести перепись «по всей земле» (фактически только в Римской империи; Лк. 2:1). Искуситель предлагал Иисусу «все царства вселенной» (Лк. 4:5; ср. Мф. 4:8). Иисус предрекает, что Евангелие будет проповедано по всей вселенной (Мф.

24:14; 26:13; ср. Рим. 10:18); это предсказание сбылось настолько успешно, что ранняя Церковь, по словам ее врагов, возмутила весь свет (Деян. 17:6). Диавол обольщает всю вселенную (Отк. 12:9), а перед концом ее ждут великие бедствия и искушения (Лк. 21:26; Отк. 3:10).

Люди мира называются просто «мир» или «земля» — в Ветхом Завете иногда, а в Новом Завете часто. Фраза «Яхве будет судить вселенную» или сходные обороты означают, что Он будет судить обитателей вселенной (Пс. 9:9; 95:13; Ис. 13:11; 26:9). В Новом Завете встречаются аналогичные ссылки на власть Христа или Его апостолов. Сын Человеческий «имеет власть на земле», власть над всеми людьми мира (Мф. 9:6; параллельные Мк. 2:10; Лк. 5:24). Апостолам дается вторичная власть, власть над тем, что «связано» и «разрешено» (Мф. 16:19; 18:18).

В писаниях Иоанна слово мир зачастую обозначает людей мира. Мир не познал Слово (Ин. 1:10), Агнца, Который берет на Себя его грех (Ин. 1:29). Бог, возлюбив мир, послал в него Своего Сына, чтобы спасти мир, а не судить его (Ин. 3:16-17; ср. Ин. 12:47; 1 Ин. 4:9). Сын Божий — это «Спаситель мира» (Ин. 4:42; 1 Ин. 4:14), дающий ему жизньввиде «хлебаживого» (Ин. 6:33, 51).

Этический мир. Мир в этическом смысле — это люди, враждебные или безразличные к Богу, враждебное Богу окружение в целом, а в самом широком понимании — испорченность и зло, объединяемые общим термином мир.

Хотя живущие на земле люди могут быть названы «миром» в нейтральном смысле, «мир» также обозначает категорию враждебных и безразличных людей, которые отвергают Боги и Его пути. Перед потопом почти все люди на земле растлились (Быт. 6:11). Во времена Иисуса мир ненавидит Его (Ин. 7:7) и возненавидит Его последователей (Ин. 15:18-19). Мир, нечестивые люди, не способен принять ничего Божьего (Ин. 14:17, 22; 16:8-9; ср. 1 Ин. 3:1) и даже не достоин живущих в нем людей веры (Евр. 11:38).

В Новом Завете мир также предстает враждебным окружением. Из-за этой ненависти мира Иисус молится Отцу, чтобы Он сохранил Его последователей от зла, хотя и не взял бы их из этого чужого им мира (Ин. 17:14-16). Павел выражает свою отстраненность от мира, говоря, что для всего мирского он «распят» (Гал. 6:14). В главах 1 Кор. 1 - 3 Павел семь раз упоминает о незнании миром Бога и о его бессилии найти Бога, не узнав распятия Христа.

Из-за враждебности мира к Богу в нем господствует растление (2 Пет. 1:4), символом которого он может служить. Невозможно дружить с миром и одновременно любить Бога (Иак. 4:4; 1 Ин. 2:15-17). Верующий «побеждает мир» (1 Ин. 5:4-5) своею верою, умерщвляя все, что суть «земные члены» (Кол. 3:5), и отвергая «мирские похоти» (Тит. 2:12).

Мир преходящий и грядущий. Хотя в Ветхом Завете присутствует идея о том, что нынешний мир не вечен (Пс. 101:26-28), различие между этим миром/веком и грядущим получает явно сформулированное определение не раньше, чем перед началом или в самом начале новозаветного периода. В новозаветный период это различие ясно установлено и часто упоминается.

Сатана правит только в этом мире (Ин. 12:31; 14:30; 16:11; 2 Кор. 4:4), а не в грядущем, в то время как Царство Иисуса «не от мира сего» (Ин. 18:36), но принадлежит грядущему веку. Иисус предостерегает, что человек может приобрести «весь мир» (материальные блага этого бренного века), но лишиться жизни в грядущем (Мф. 16:26; параллельные Мк. 8:36; Лк. 9:25). Павел озабочен тем, что верующие, чересчур обременяя себя мирскими делами, могут отвлечься от того, чтобы жить для Христа (1 Кор. 7:29-35).

Нынешний мир проходит уже сейчас (1 Ин. 2:17). Живя вэтом преходящем мире, верующий должен не любить его (2 Тим. 4:10), не сообразовываться с веком сим (Рим. 12:2) и не тянуться к его безбожной «мудрости» (1 Кор. 2:6; ср. Иак. 3:15; 1 Кор. 3:18-19). Вместо этого верующий должен жить благочестиво (Тит. 2:12), избегая силков «настоящего лукавого века», от которых смерть Христа избавила Его народ (Гал. 1:4). Верующий должен жить в ожидании нового мира, «нового неба и новой земли, на которых обитает правда» (2 Пет. 3:13; ср. Отк. 21:1-5).

Карл Б. Бриджес-мл.

См. также: ВЕК; ПОБЕДА.

Литература: H.Sasse, TDNT, 1:197-209; 3:867-98