НАДЕЖДА
(HOPE)
Верить, ожидать, предвосхищать, стремиться — по отношению к кому-либо или чему-либо; также, ожидать в будущем чего-либо благоприятного.Ветхий Завет. Известны несколько еврейских глаголов, которые в определенных контекстах могут переводиться на английский язык как to hope, «надеяться». Один из них, qawa, может означать «надежду» в смысле «доверия», «упования» — как в обращении Иеремии к Богу «на Тебя надеемся мы» (Иер. 14:22). Иеремия также употребляет существительное, образованное от корня qwh, чтобы выразить, что Господь — надежда Израиля (Иер. 14:8; 17:13; 50:7), подразумевая тем самым, что Бог Израиля заслуживает доверия. Еще одно существительное с тем же корнем, tiqwa, тоже нередко переводится как «надежда» в смысле «доверие». Так же и глагол qawa параллелен слову batah, «уповать», в Пс. 24:2-3.
Ветхий Завет призывает верующих относиться к Богу с надеждой и упованием. В трудные времена они должны ждать, что Бог изменит положение дел к лучшему (Пс. 24:21; 26:14; 39:2; 129:5). Иногда выражение надежды сопровождается молитвой о том, чтобы верующий не был посрамлен, то есть разочарован. «Да не постыдятся во мне все, надеющиеся на Тебя, Господи» (Пс. 68:7; ср. Пс. 21:6; 24:2-3, 20). Бог обещал, что надеющиеся на Него не будут разочарованы (Ис. 49:23). Бог способен сделать так, чтобы надежды человека исполнились. Смотреть с надеждою — почти то же самое, что ожидать (Иов 6:19; Иер. 8:15). От «ожидания» или «упования» легко совершается семантический переход к желанию или стремлению (Ис. 26:8).
В греческом переводе Ветхого Завета слово qawa двадцать семь раз дано как hupome по, «ожидать, терпеть, выносить». Когда речь идет о страданиях, этот термин может означать, что человек терпеливо переносит горести, с надеждой ожидая Божьего избавления. Псалом 39 — это псалом благодарения, рассказывающий о страданиях человека, чьи надежды потом сбылись. «Твердо уповал я на Господа» (Пс. 39:2; 129:6-7).
Ввиду тесной связи между надеждой и доверием и с учетом требования уповать на одного только Бога во многих местах содержатся предостережения против надежд на что-либо иное. Мы не должны надеяться на богатства (Иов 31:24-28; Пс. 61:11; Пр. 11:28), на идолов (Пс. 113:12-16; Авв. 2:18-19), на иностранные державы (Ис. 20:5), на военную мощь (Ис. 30:15-16; 31:1-3; Ос. 10:13), на князей (Пс. 145:3-7) или на других людей (Иер. 17:5-8). Бог — вот подлинный предмет наших упований, но они иногда выражаются и в другой форме. Человек может возлагать надежды на Его неизбывную милость (Пс. 32:18), на Его суды (Пс. 118:43) и на Его слово (Пс. 118:49, 74, 81, 114, 147). Помимо страстного упования на Бога человек может с ожиданием или надеждой рассчитывать на Его наставления (Ис. 42:4) и на Его спасение (Пс. 118:166).
В ветхозаветный период большинство надежд были связаны с этим миром. Осажденные надеялись на избавление от рук врагов (Пс. 24), а больные — на исцеление (Ис. 38:10-20). Израильтяне рассчитывали, что Бог дарует им землю обетованную, мир и процветание. В древнейших текстах надежды редко связываются со следующим миром. Те, кто сходил в могилу, не имели надежды (Ис. 38:18-19). Только те, кто оставался жить, могли еще надеяться (Ек. 9:4-6, 10), поскольку спасение предназначалось для этой жизни. К концу Ветхого Завета Бог раскрыл Свой замысел воздвигнуть на земле Свое вечное Царство (Дан. 2:44; 7:13-14) и воскресить мертвых (Дан. 12:2). С этого момента упования стали больше сосредотачиваться на следующем мире, в особенности на воскресении. «Поглощена будет смерть навеки» (Ис. 25:8), и мертвые снова оживут (Ис. 26:19); это спасение, на которое уповают верные (Ис. 25:9).
Новый Завет. В Новом Завете, соответственно, постоянно используются греческий глагол elpizo и существительное elpis. Точно так же, как Ветхий Завет связывает надежду с доверием, Павел пишет о наших упованиях, возлагаемых на Бога (1 Тим. 4:10) и на Христа (Еф. 1:12). Как Иеремия объявлял, что Бог — надежда Израилева, так и Павел объявляет, что наша надежда — Иисус Христос (1 Тим. 1:1).
В параллель к тем ветхозаветным местам, где говорится, что уповающие не постыдятся, Павел говорит, что «надежда не постыжает» нас (Рим. 5:5). Причина в том, что мы уже предвкушаем будущую славу благодаря той любви, которою наполнил наши сердца Святой Дух. Иными словами, дары любви и Духа — это залог будущей славы, на которую мы уповаем (Рим. 5:2; ср. Еф. 1:13-14).
В Ветхом Завете надежда была связана с ожиданиями, предвосхищением, стремлением. И то же — в евангелиях, где слово надежда встречается не очень часто, зато присутствует сама концепция ожидания в предвосхищении. Симеон уповает на утешение Израиля в пришествии Мессии (Лк. 2:25-26). Сходным образом, пророчица Анна, узнав Иисуса, проповедует о Нем всем, кто ожидает искупления (Лк. 2:36-38).
В Рим. 8:18-25 Павел в связи с чаяниями говорит об ожидающих с надеждой откровения сынов Божьих (Рим. 8:19), об ожидающих усыновления (Рим. 8:23). Мы «ожидаем и надеемся праведности от веры» (Гал. 5:5) и «блаженного упования», а именно, «явления славы» Господа нашего (Тит. 2:13). Павлу присущи одновременно уверенность и надежда, что Бог будет возвеличен в нем, жизнью ли то или смертью (Флп. 1:20). Далее он выражает желание оставить этот мир и быть со Христом (Флп. 1:23).
Как в Ветхом Завете надежда связана с терпеливым ожиданием, так и в Новом Завете испытания порождают надежду (Рим. 5:3-4) и упование терпеливо (1 Фес. 1:3). Когда мы надеемся на что-то, мы ожидаем этого в терпении (Рим. 8:25; ср. Рим. 15:4).
В Ветхом Завете надежда ассоциируется с «уверенностью» и «обретением убежища». У Павла надежды тоже связаны с доверием. Он надеется послать Тимофея и уверен в Господе, что и сам скоро придет (Флп. 2:23-24). В Послании к евреям говорится о дерзновении и уповании (Евр. 3:6). Сходным образом, Павел связывает надежду и дерзновение (2 Кор. 3:12). В отрывке об уверенности, которую мы можем иметь относительно Божьих обетований, в Евр. 6:18-19 упоминается утешение, безопасный и крепкий якорь предлежащей нам надежды.
В параллель с ветхозаветными предметами ложных надежд Павел советует богатым уповать «не на богатство неверное» (1 Тим. 6:17). В дополнение к надеждам на Бога и Христа мы надеемся на спасение (1 Фес. 5:8), на славу Божью (Рим. 5:2; Кол. 1:27), на воскресение (Деян. 23:6; 24:15; 1 Фес. 4:13), на искупление тела нашего (Рим. 8:23), на праведность (Гал. 5:5), на вечную жизнь (Тит. 1:2; 3:7), на явление славы Иисуса (Тит. 2:13) и на то, что мы станем подобны Ему, когда Он явится (1 Ин. 3:2-3).
Из приведенного выше перечня очевидно, что, в отличие от Ветхого Завета, новозаветные надежды в первую очередь эсхатологичны. Появившись в конце ветхозаветного периода, надежда на воскресение мертвых в период между заветами возросла в такой степени, что Павел может называть это воскресение «надеждой Израилевой» (Деян. 28:20; ср. Деян. 24:15; 26:6-8). Если наши надежды ограничены нашим нынешним существованием, то это весьма прискорбно (1 Кор. 15:19). Когда наши верующие друзья и близкие умирают, мы горюем — с надеждой на возвращение Христа, в отличие от неверующих, у которых нет надежды. Единственная оправданная надежда — на Иисуса: когда Он вернется, те верующие, которые умерли, и те, которые будут еще живы, получат нетленные тела, подобные телу воскресшего Господа (1 Кор. 15:20-23, 51-52; 1 Фес. 4:13-18).
Надежда — это правильный ответ на обетования Бога. Лучшим примером здесь служит Авраам. Он, хотя был очень стар, пребывал в уверенности, что Бог исполнит Свои обещания. «Он, сверх надежды, поверил с надеждою» (Рим. 4:18). Подобно Аврааму, можем довериться обещаниям Бога и мы, «прибегшие взяться за предлежащую надежду» (Евр. 6:18). В более общем смысле, нам указано, что Писания поддерживают надежду (Рим. 15:4). Источником надежды выступает также Святой Дух, ибо Его сила порождает изобилие надежд (Рим. 15:13). И наконец, надежды появляются как дар от Бога во благодати (2 Фес. 2:16).
Надежды порождают радость (Рим. 12:12), дерзновение (2 Кор. 3:12), веру и любовь (Кол. 1:4-5). Надежды также приводят к утешению; мы должны утешать друг друга, помня о воскресении (1 Фес. 4:18). Хотя самохвальство в нашем поведении недопустимо, мы можем хвалиться или торжествовать в надежде славы Божьей (Рим. 5:2; ср. Евр. 3:6).
Надежды имеют освящающее действие. Мы, имея упование на возвращение Христа, зная, что когда мы увидим Его, мы сделаемся подобны Ему, очищаем себя «так-как Он чист» (1 Ин. 3:3). Надеждами также поощряются добрые дела. Излагая свое учение о воскресении мертвых, Павел призывает своих читателей всегда преуспевать в деле Господнем, потому что труд этот «не тщетен пред Господом» (1 Кор. 15:51-58).
Уильям Б. Нельсон-мл.
Литература: E.Hoffman, Dictionary of New Testament Theology, 2:238-46; P.S.Minear, IDB, 2:640-43; C.F.D. Moule, The Meaning of Hope; W.Zimmerli, Man and His Hope in the Old Testament.